Что такое вера в Бога?

Большинство людей не только не понимает, но и не задумывается никогда над тем, что, собственно, означает слово "верующий". Какой человек "верующий", а какой нет?
*   *   *
Алексей когда-то был нашим соседом. Он очень хорошо рисует. В юности поступил на архитектурный, закончил. Очень хотел работать именно по специальности. Но тогда как раз начался слом общественного уклада: работу он тут не нашёл. И вдруг ему предложили работать в Валаамском монастыре, который тогда только что начали восстанавливать. Но с условием: он должен был стать монахом. И он согласился.
С тех пор прошло больше 30 лет. У Алексея была невеста, когда он согласился на монашество. Но у монаха не может быть жены. Эта девушка осталась одна. И так и прожила одна всю жизнь. Почему-то они даже не переписывались: она иногда общалась только с его родителями. Потом она заболела: у неё обнаружили онкологическое заболевание. Алексей приехал сюда и вместе с братом (его брат тоже священник) молился о здравии рабы Божией Ольги, но к самой Ольге почему-то не поехал. Потом она умерла. Я видел Алексея в тот самый день, когда она преставилась. Выглядел он обычно: что-то делал за компьютером.
Алексей не только монах (его имя в монашестве - Агафангел), но и священник. Жил на Афоне. Он всегда всё соблюдает: посты и пр. Но почему-то не проявил сочувствия, жалости и милосердия к конкретному живому человеку, женщине, которая его любила и оставалась ему верна всю жизнь, хотя он от неё отказался.
Моя мама была членом КПСС больше 40 лет. Не скажу, что она была убеждённой коммунисткой, но сама себя она считала коммунисткой. "Я советский человек", - так она говорила. В последние годы она дружила с мамой Алексея-Агафангела, Лидией Евгеньевной. Они вместе гуляли, общались.
Потом мама заболела, болезнь оказалась неизлечимой: тоже онкология. Она знала, что умирает. Уже не могла даже встать с постели. И вот подошёл день рожденья её последней в жизни подруги, Лилии Евгеньевны. Она вспомнила об этом (а я забыл), сказала мне, чтобы я обязательно её поздравил от её имени.
Кто же тут верующий? Алексей? Или моя мама?
*  *  *
На мой взгляд, "верующий" - понятие, противоположное понятию "идолопоклонник". Идолопоклонник поклоняется самому себе в отчуждённой форме: поклоняется делу рук своих. Например, Алексей считал, что мой пёс Гоша может осквернить висящие в квартире его родителей иконы - поэтому Гошу в дом не допускал.
Неважно, что представляет собой идол. Это всегда человеческое произведение. Это может быть картина. Или икона. Или деревянный чурбан. Неважно. Это может быть какая-то сложная умная машина (или машины).
Главная ценность для идолопоклонника - он сам и его произведения.
Для верующего же - Бог и его создания. Создания Бога - это, прежде всего, люди и животные.
Самому Богу от нас ничего не нужно. Бог не нуждается в том, чтобы люди ему кадили, славословили его, ставили ему свечи, молились. Он этого и не слышит и не знает об этом. Бог есть Дух: он не нуждается во всём этом. Однако это не значит, что Бог ничего не хочет от человека. Человека Бог рассматривает как своего Друга и Сотрудника в Его Творении. То есть, Бог ждёт, что человек поможет ему завершить Творение.
Служение Богу, таким образом, - это служение Его созданиям: людям и животным. И самой природе, Земле, которая тоже его создание.
Тот, кто любит людей и животных, кто любит природу, кто деятельно заботится о них - верующий.
Бог также хочет, чтобы человек развивался, но не интеллектуально, а духовно: чтобы он развивался как человек, развивал свои специфические человеческие качества: человечность, доброту, способность сострадать, альтруизм, смелость, общительность, способность к взаимоподдержке и сотрудничеству с другими людьми.
Бог хочет, чтобы человек жил на Земле не бездумно, как животное, а искал себя, смысл своей жизни, старался понять, зачем он тут находится и что ему нужно здесь, на Земле, обязательно успеть сделать.
Тот, кто так живёт, как хочет Бог, - тот верующий.
Верующие люди особые: в них есть какой-то внутренний свет.
Таким образом, верит в Бога не тот, кто ходит в церковь. Это неважно, ходить туда или не ходить. Это не имеет отношения к сути дела.
Скажем, у меня есть знакомая, её зовут Елена. Когда её отец тяжело заболел: у него нашли запущенную язву желудка и вырезали 2/3 желудка - это очень тяжёлая операция, после которой нужно долго восстанавливаться - мама Елены решила от мужа избавиться. У них были сложные отношения, она от них устала. Она заявила мужу, что готовить ему не будет: у неё работа, дочь - пусть сам себе готовит. А он готовить совсем не умел. Он научился готовить, восстановился и ушёл из семьи. Дочь с полным одобрением приняла поведение мамы, и до сих пор полностью её одобряет, хотя ей уже 55 лет, а отцу - 80.
Так вот, это не помешало ей, когда с её отцом случилось несчастье, зайти в церковь и заказать дорогостоящий молебен - во спасение отца.
Как вы думаете, она верующая?
Со своим сыном она жила в монастыре, очень любит говорить о том, как "пришла к Богу" и пр. Однако сыну её 25 лет, у него высшее экономическое образование. У него нет девушки, он не работает и не собирается работать. Мама использует его для мелких поручений: и его, и её это устраивает.
Верующая она?
Я когда-то основал в нашем городе Литературный клуб для начинающих авторов, а у нас в городе уже было подобное литературное объединение - в университете. Его руководительница наш клуб и лично меня страшно невзлюбила: увидела в нас конкурентов (она прочла стихи наших авторов, убедилась, что стихи хорошие, - и испугалась). С тех пор она на каждом шагу ставила нам ножки и в конце концов скатилась к откровенно подлым поступкам, к участию в травле Литературного клуба, большинство членов которого было школьного возраста. Так вот, эта дама - не только поэт и преподаватель университета, она ещё и на редкость богомольна. Она постоянно ходит в церковь, обожает говорить о Боге. У неё и внешность - как у игуменьи: такая истовая фанатичная верующая.
А устраивающие погромы "православные активисты" - они верующие?
Скажем, Павел Адельгейм был православным священником. Когда к нему обратился за помощью психически больной человек, из другого города, он не отказал ему, поселил ему в своём доме, разговаривал с ним как с близким человеком. Но сколько есть других, совсем других, священников.
Человека бесполезно спрашивать, верующий ли он. Он сам часто этого не понимает. Верующие люди - особые, и их очень мало. Не только в России, везде их мало. Это внутренне светлые, тёплые люди. В их душах живёт Бог и через их светлые души проявляет себя в этом мире, потому что непосредственно Бог в жизнь своих созданий не вмешивается: таков Его Замысел.
"Вера в Бога" не умозрительная категория. Как, наверное, все знают, т.н. христианская "Библия" - это просто перевод на европейские языки еврейской Торы. Так вот, такого понятия, как "вера в Бога" в Торе нет. Совсем. Что такое "вера в Бога"? Это значит, я верю, что Бог есть? А зачем это ему? Зачем ему нужно, чтобы человек верил, что он есть? Он что, сомневается в собственном Бытии? Ему нужны подтверждения? Он как маленький ребёнок?
Нет, Богу это не нужно. В Торе есть понятие "эмуна" - оно означает "преданность". Вот его-то европейские переводчики и передают словом "вера". Но "верить" ещё не значит быть преданным. Я верю, что дальневосточные леопарды существуют, верю, что они могут сохраниться как вид, но пальцем о палец не ударил ради помощи им. А есть люди, которые посвятили свою жизнь сохранению этого вымирающего вида животных. Вот они преданные, а не только верующие.
Бог хочет от нас именно этого - преданности, а не умозрительной и пассивной "веры".
На самом деле нет "правильной" и "неправильной" веры: правильной и неправильной религии. Неважно, как себя называть, куда отнести: к иудеям, мусульманам, буддистам, христианам, зороастрийцам, синтоистам - куда угодно. Можно и к атеистам. И среди них встречаются самые настоящие верующие. Так же, как среди "христиан", "мусульман" и "иудеев" полным-полно идолопоклонников, то есть - неверующих.
Важны вся жизнь человека, его поступки, их подлинные мотивы, его внутренний мир. Нельзя быть "верующим" 2-3 часа в неделю. Нельзя стать "верующим" благодаря каким-то внешним действиям : чтению определённых книг, посещению неких зданий, имеющих особое предназначение, исполнению ритуалов. "Веру" не наденешь на себя, как чулок.
*  *  *
Мы сейчас живём в обществе, где верующих крайне мало: единицы. И их становится всё меньше и меньше.
Не нужно обманывать себя. К вере не приходят толпой, по команде. Это что-то интимное, глубоко личное. Верующий не будет болтать о Боге и вере на каждом углу. Кто так делает, пытается убедить самого себя, что он верующий. И, видимо, раз его красноречие не иссякает, у него это не очень хорошо получается.


Рецензии