Влюбиться и вернуться. Израиль. Часть 11

Церковь Рождества. Вифлеем. Палестина. Часть 2

Церковь Рождества в Вифлееме – это одна из самых старых непрерывно действующих церквей в мире. Имеются исторические записи о том, что первый небольшой храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах. Указание о его строительстве поступило от самого Константина Великого, императора Священной Римской империи.
По другой версии, базилика была заложена его матерью, Святой Еленой, во время ее путешествия по Святой Земле в 330-х годах. Вернее, это было не путешествие, а паломничество.

Интересно, что место, которое выбрала Святая Елена, напрямую нигде не было  указано в Евангелиях. О загадочной пещере было написано только в апокрифическом Протоевангелие Иакова.

А до этого о пещере, в которой родился Иисус,  написал Ориген около 247 года.  Этот автор утверждал, что Христос родился в самом городе. Были и другие версии, что пещера находилась где-то в  окрестностях Вифлеема, или вообще где-то на половине пешего пути из Иерусалима.

Но говорят, что именно эту пещеру местные жители в те далекие времена уже показывали паломникам.

А вот точная дата освящение храма известна. Оно состоялось 31 мая 339 года. И наш гид в своем рассказе особо подчеркнул, что  с тех самых пор богослужения в этой церкви практически не прерывались.

Сейчас мы находимся в здании, которое было построено в шестом – седьмом веке нашей эры. И это единственный христианский храм в Палестине, который сохранился в целости с домусульманского периода. Больше таких церквей нет.

Из рассказа гида - …когда император Константин и Святая Елена, его мать, в Святой земле строили храмы, то строили их не для богослужений. Церкви строились, чтобы дать возможность паломникам посетить и увидеть места евангельской истории. Однако,  имеются сведения от паломников, конца четвертого века, что в церкви Рождества проводились всенощные бдения,  для посещения которых паломники и верующие шли пешком  из Иерусалима в Вифлеем.

Когда в ходе археологических раскопок 1934—1936 годов ученые нашли византийские полы, тогда им и стало известно, что первая базилика, построенная императором Константином, сгорела при пожаре 529 года. Именно в то время эти земли охватило восстание Самарии.

Базилика тех далеких лет своим внешним видом напоминала Храм Гроба Господня.
В это время Римской Империей правил Юстиниан. Святой Савва направил ему прошение о помощи в восстановлении церкви Рождества.

Как я уже упоминала вначале, персы при завоевании Вифлеема не разрушили церковь, хотя все вокруг они предали огню и не оставили камня на камне.

Почему это случилось? Есть следующее объяснение. Из путеводителя – «…Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонением волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь».

В 1009 году Вифлеем был опять завоеван мусульманами. Но и на этот раз церковь не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа. Но, затем  южная  часть церкви Рождества была  отделена,  и долго использовалась,  как мечеть. Много лет спустя, в 1100 году на Рождество, тут был коронован король Иерусалима Балдуин Первый.  В двенадцатом веке базилика была окружена зданиями монастыря, а так же вокруг нее воздвигли мощные оборонительные стенамы  с прямоугольными башнями.

Я хожу по церкви Рождества, перемещаясь  из одной ее части в другую,  и сейчас передо мной находится  главный алтарь, которым владеет Греческая церковь с 1244 года. Это самый большой алтарь. Вернее не алтарь. Иконостас, который закрывает алтарь. В православной религии мы не можем видеть алтарь. Алтарь стоит открытым в католицизме.

Потом я пошла  к армянскому алтарю, который находится  в северо-восточной части базилики, или, чтобы было понятно, около северного выхода из пещеры Рождества.
Век за веком базилика переживала то армию Салах-ад-Дина, то завоевания франков.

В середине тринадцатого века базилику осквернили тюрки-хорезмийцы и разрушили один из монастырей. Затем султан Бей Барс вывез в Каир мрамор и красивые колонны. В 1271 году церковь опять было разрешено посещать христианским паломникам, а чуть позже тут снова стали проводиться богослужения. Когда Палестину завоевала Османская Империя,  христианам не ввели никаких ограничений на посещения церкви. Мало того, власти разрешили проводить внутри и снаружи церкви ремонтные работы.

Тогда то и отремонтировали крышу, а в 1479 году она стала свинцовой, внутри появился новый иконостас. Деньги на крышу дал английский король.

Все пространство базилики разделено на части колоннадой. В самой первой постройке, во времена императора Константина, колонн было по девять в каждом ряду. Сейчас колонн десять. И выполнены они из розового камня под название вифлеемит. Мне кажется, это какая-то разновидность гранита, просто он добывался в этом районе и получил название от города Вифлеема. Вот и все.

Перед нами крест. Это не просто крест. Пять отверстий на одной из колонн, к которой подвел нашу группу гид в мое первое посещение Храма Рождества. Второй раз нам крест не показывали.

Как мы помним, Вифлеем захватывали бесконечное количество раз. По легенде, очередные захватчики этого города решили разграбить Храм Рождества, предварительно осквернив его. С воплями и смехом мусульмане въехали под своды базилики верхом на своих конях. Тогда еще вход в храм был большим. Его не заложили камнями, оставив лишь очень маленький проход.

Человек на лошади в те времена спокойно проезжал внутрь храма, не пригибая голову. И вот тут, навстречу захватчикам,  из камня этой красной храмовой колоны вылетел крестообразный рой пчел.  Рой быстро разлетелся, и начал больно жалить нечестивцев - захватчиков. Когда они выскочили из храма, пчелы собрались в крест и скрылись в той же колонне из красного мрамора.

Эти глубокие отверстия в форме креста на ней мы видим и сегодня.  Если расположить пальцы одной руки в отверстиях, то можно загадать желание, что все туристы и делают, поэтому возле колонны всегда толпятся люди.

На большинстве колонн сохранились древние росписи времен Византии. На колоннах были нанесены изображения святых людей. Гид нам сказал, что это самое большое из всех сохранившихся в мире изображений святых тех времен.  Имена написаны как на греческом языке, так и на латыни.

На двух  колоннах сохранились даты - 1130 и 1169 годы. А это уже времена крестоносцев.

Про колонны нам тоже немного рассказали, и самое интересное то, все колонны имеют покрытие на изображениях Святых. Оно глянцевое и зеркальное. Шли века, изображения Святых тускнели. Современные реставраторы несколько раз предпринимали попытки отреставрировать тусклые изображения. Но ничего хорошего из этого не выходило -  либо изображение становилось ярким, даже через чур ярким, но терялся глянец, либо же оставался глянец, но  изображение снова тускнело.

Может быть, в будущем, ученым удастся найти какую-то новую технологию и придать краскам и яркость, и глянец. Пока же мы видим то, что видим. А мне кажется, в этих бледным красках есть своя прелесть. Чувствуется древность….

В Храме Рождества очень много красивых лампад и несколько больших серебряных люстр. Раньше на них крепились свечи, которые давали свет этому храму
Обязательно обратите внимание на  православную Вифлеемскую икону Божией Матери. Говорят, она чудотворная. И эта икона кисти русского мастера. Как я уже упоминала выше, на ней Богородица слегка улыбается уголками губ. Из путеводителя - ".... Богородица улыбается, ведь именно здесь, в городе Вифлееме, Она была счастлива. Она родила младенца. А  до Сретенья, когда старец Сименон Богоприимец пронзит ее сердце правдой грядущего, есть еще время..."

Икона на самом деле необыкновенная - смотришь на нее и мурашки идет по коже... И в первый, и во второй раз посещения Храма Рождества мои ощущения были схожими.
Если внимательно посмотреть на Богоматерь, то видно, что на ней необычный  головной убор и красивое платье. Гид нам рассказал, что Великая русская княгиня Елизавета Федоровна во время своего посещения Вифлеема "подарила" иконе  царское платье со своего плеча.

На этой фотографии хорошо видно, что вся икона увешена внизу дорогими подношениями - жемчужными ожерельями, золотыми цепочками, кольцами и тд.
Алтарь рядом с иконой называется Алтарем Обрезания. Именно здесь на восьмой день после рождения младенца Христа  состоялось  его обрезание  и мальчику дали имя Иисус.


Рецензии