Мадонна Кастельфранко. Джорджоне
Кафедральный собор, Кастельфранко Венето.
Познакомившись ближе с творчеством великого Джорджоне,несомненно нужно посмотреть прославленный алтарный образ "Мадонны Кастельфранко".
Это единственная абсолютно бесспорная картина кисти Джорджоне. Это алтарный образ соборной церкви Кастельфранко-Венето, родного города художника. Полное название полотна — «Мадонна на троне с Младенцем и святыми Либералием и Франциском».
Картина была создана по заказу кондотьера, члена Мальтийского ордена, Туцио Констанцио в память о сыне Маттео, служившем Венецианской республике и умершем в между весной 1503 и летом 1504 года в Равенне.Его тело было привезено в Кастельфранко и похоронено в соборе. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Один из них такой же, как тот, что увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны.
Мадонна восседает высоко на постаменте. У её ног два героя - Святой Франциск и доблестный рыцарь в латах. Долгое время велись споры, кого же Джорджоне изобразил в образе рыцаря. Высказывались предположения, что это Святой Григорий, Святой Либерале (покровитель церкви), но в последнее время всё больше учёных склоняются к тому, что перед нами Святой Никас.
Двое молодых людей, юный рыцарь и монах, стоят на страже у трона Мадонны. Ничто не шелохнется. Все дышит глубоким покоем и безмолвием, в которое так мечтательно погружены и святые. И все-таки легкий оттенок уже предвещает новый стиль, новую манеру чувствовать.
Пейзаж в этой картине хоть и не главенствует, но играет очень важную роль. Трон Мадонны располагается на одном уровне с пейзажным фоном, как бы подчёркивая единение мира "идеального" и мира "реального". Всё здесь "дышит" гармонией и красотой.
Британская энциклопедия называет «Мадонну из Кастельфранко» самым прославленным произведением Джорджоне на религиозную тему. Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. И вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.
Муратов писал об этой картине.
"Есть нечто в размерах этого алтарного образа, что невыгодно отличает его одинаково от больших торжественных венецианских алтарей и от интимных и малых мадонн школы Беллини. Кастельфранкский образ нерешителен в основных своих пропорциях, и, быть может, не в одном только этом.
Если есть что-то от новаторства, от предвосхищения живописности венецианского чинквеченто в том, как написано окружение мадонны, есть вместе с тем здесь и как бы упорствование провинциальной робости и тишины"
"Уже в этой картине Джорджоне выступает как мастер тонкого лирического дарования, – отмечает И.А. Смирнова. – В его картине нет и тени рассудочности, которая иногда проскальзывает в картинах художников Флоренции и Рима. Поэтическая одухотворенность и созерцательность, которые пронизывают картину, как бы уподобляют ее лирическому стихотворению".
8 декабря 1972 года картина была украдена из собора. Найдена примерно через три недели в заброшенном доме, вероятно, после уплаты выкупа.
Наиболее полная научная реставрация была осуществлена в 2002—2003 годах в лаборатории Венецианской академии. Кастельфранкский алтарь экспонировался на выставке Le maraviglie dell'arte, прежде чем возвратиться в собор Кастельфранко в декабре 2005 года.
Сегодня легендарная работа Джорджоне снова выглядит великолепно и находится всё там же - в соборе Кастельфранко, но уже под более надёжной охраной.
Свидетельство о публикации №220013001249