Эмпатия как она есть

Александру Захваткину

– Послушай, что-то пошло не так.
– Да все не так! Нас тут вообще не должно быть.

к\ф «Звездный десант»

    История эмпатии – это печальная повесть о том, как открывалась, а затем снова закрывалась истина – по не зависящим от авторов открытия причинам. Это прекрасная возможность иллюстрировать истоки и механизм научных фейков. Она напрашивается сама, и мы воспользуемся ею немедленно, еще до того, как перейдем к делу.
    Только вот не надо опять все валить на науку, никакой вины на ней нет. У нее, науки, все четко, все на местах. Все открытия учтены, разложены по полочкам, и ничего не пропало. Качество научных знаний неуклонно повышается (в основном, за счет сокращения количества кадров, но это детали). Вещи пропадают на стадии интерпретаций. Разумеется, я говорю об У-науке, занятой поисками истины. Другое дело – А-наука (от слова «Академическая»… или «Авторитетная», или «Административная»), она-то и есть первейший интерпретатор. На нее возложена эта ответственная миссия – ознакомление широкой общественности с достижениями передовых знаний.
    Но ведь эмпатия – явление сложное, новое для науки (всего-то каких-то триста лет), объяснить ее простыми словами даже и просвещенной аудитории – дело нелегкое, не для среднего ума… Оправдать. Перенаправить претензии тем, кто допускает на академические должности людей среднего ума.
    Давеча Ирина Ракша правильно заметила, что даже и в царские времена люди искусства служили на казенных должностях, и чинами не гнушались… и – ничего! А как насчет людей науки? «В Академии Наук заседает князь Дундук», – есть и такое свидетельство.
    Но ведь если гении будут управлять процессами, кто работать будет в этих процессах? Ну, может быть, Авторитетные Ученые, трактуя результаты коллег немножко добросовестно ошиблись. Ну, ошиблись малость люди, ну, недоучли, но ведь беда-то небольшая? Если что-то пойдет не так, так они же и поправят.
    Да все не так. Читать морали руководителям всех процессов автор остережется, а широкому читателю доверительно сообщит фундаментальную аксиому социальной информатики: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Широкая общественность, подхватив веское слово Авторитетных Ученых, разносит его по градам и весям, не забыв – для пущего понимания – растолковать значения и факты посредством своего образовательного ума. Это и есть Просвещение – во всей его эпической красе: Гомеры и Мильтоны просвещают темный народ; составляют словари и энциклопедии, сочиняют учебники и выкладывают научно-популярные эссеи на специальных литературных сайтах. Вроде того текста, что сейчас перед вами. Вот так оно всегда и получается, что опять я во всем виноват. Это удивительное открытие и побудило автора немедленно вернуться к предмету читательского интереса.

    Вероятно, первым это явление описал А.Г. Баумгартен (1714 - 1762), который назвал его «эстетикой» [1].
[Вики]: В 1735 году Баумгартен впервые ввёл термин «эстетика» (лат. Aesthetica; от древнегреческого aisthetikos — чувственно воспринимаемый), обозначив им философскую науку о чувственном познании (лат. scientia cognitionis sensitivae), постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. В понятие «чувственность» Баумгартен включал не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение. Совершенство или красоту он усматривал в согласии трёх основных элементов: содержания, порядка и выражения. >
    По причинам, от автора не зависящим (см. [11],)сегодня этим словом мы обозначаем совсем другое понятие; то самое – нет необходимости прибегать к словарям. Совершенно очевидно, что такая «эстетика» имеет очень мало общего с эмпатией. А «эстетики» по Баумгартену как бы и нету – имя у нее украли. Похитили бренд, гады.
    Вторым был Иммануил Кант, который назвал это явление «трансцедентальной апперцепцией» [2]. Огромное ему спасибо за это название. И низкий поклон тем, кто его опять схитил, и хороший могарыч с меня.  Нет уж, пусть лучше будет «эмпатия». На запрос «трансцедентальная апперцепция» Сеть выдает ответ «Трансцедентальная медитация». Мерси. Практически это означает, что термина сегодня не существует. И самого явления как бы и нету. Самое близкое приближение к теме в словарях – «трансцедентальное единство апперцепции», но это тоже другое, это «самость» по Юнгу.
    Давайте разберемся. Термин «апперцепция» (дословно: «к восприятию») означает в точности «абстрактное мышление» – то, что отличает человека от животного и характеризует разум. Конечно, в том виде, как его понимал В. Лейбниц, который  ввел «апперцепцию» в научный оборот [3]. С большим трудом мне удалось откопать грамотную трактовку этого термина:
[4] Apperception:  Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств. >
    Ну… более или менее грамотную. Все остальные словари и энциклопедии выдают примерно следующее:
[5] свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида>
    Здесь все не так, начиная со слов «сознание» и «опыт», которых тут вообще не должно быть. Это все только о рассудочной стороне абстрактного мышления (по Гербарту и Вундту). Нет, никто ведь не отрицает, что человек, вообще говоря, обладает интеллектом. Ну, а эмоция куда делась? Контент-анализ ясно показывает, что Лейбниц говорил и о чувственной, и о рассудочной стороне апперцепции; а вот Кант – только о чувственной. Вот она и выпала – из словарей, из общественного сознания и из Вселенной. Нету.
    Строго говоря, термин «трансцедентальная апперцепция» (из-за-предельное абстрактное мышление) означает всю его эмоциональную сторону, включая и оперативный аппарат; мы и в разговорной речи называем «эмоциональным» именно поведение или другие явные выражения апперцепции. Но по определенным причинам Кант сосредоточился именно на восприятии абстрактной информации (то есть, смыслов). В отличие от Баумгартена, он не только описал проявления эмпатии, но детально, с разных сторон проанализировал ее существенные факторы – и, наконец, раскрыл механизм явления. У него ясно сказано: «трансцедентальная апперцепция» не зависит от опыта (априорна); а уж термин говорит сам за себя: ничто рассудочное не может быть «трансцедентальным», поскольку рассудок не имеет общей границы с окружающей средой – только через чувства.
    Поэтому замолчать или исказить Канта было не так просто, как Баумгартена. (Об этом свидетельствует и текстовый редактор, подчеркнувший вторую фамилию; а первую – нет.) Как известно, психология как наука возникла в результате решения проблемы разумного бытия. Кант завершил и сформировал, подвел итог работы целого коллектива мыслителей, в число которых входили и Лейбниц, и Баумгартен; теория «трансцедентальной апперцепции» была существенной составляющей этого коллективного решения. Приоритет Канта и его терминологию оставили за ним. Похитили только явление.
    Можно ли считать ученым человека, который отрицает, или игнорирует, или не понимает положений, лежащих в основе науки? Гм… А Авторитетным Ученым? Можно.

    Хочу выразить искреннюю признательность и восхищение читателю, который дочитал эссе вот до этих строк, так и не узнав от автора ничего о самом предмете титульной темы. Итак,
ЭМПАТИЯ – (способность, свойство, процесс, явление, структура и функция психики) – непосредственное восприятие смыслов окружающей действительности независимо от ее форм и независимо от опыта, прошлого или текущего. Эмпатия является изначальным условием разумности, и в этом смысле создает человеческий опыт.
    «Эстетика» по Баумгартену; «трансцедентальная апперцепция» по Канту. В древнекитайской философии – «Врата Неба».
    Как психическая структура – «коллективное бессознательное» по Юнгу. или «Дао» (во втором значении слова). Отдаленный синоним разговорной речи: «душа». Полностью относится ко Второй сигнальной системе (по определению). Полностью относится к модальной структуре восприятия чувственной сферы психики («бессознательного») – тоже по определению, см. выше.
    Фуекционально является интегральным апаратом понимания.   
    Как процесс субъективно вызывает у человека специфические чувства: «эмоции», в отличие от сенсорных «ощущений» в Первой сигнальной, отвечающей за ассоциативное мышление.
    Дадим слово и другой стороне:
[9]: ЭМПАТИЯ (от. греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) — способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и пространственными формами. Э. ведет к изменению самосознания, позволяющему мыслить и действовать с позиции нового Я.
Э. можно рассматривать прежде всего как когнитивную способность правополушарного мышления продуцировать воображаемые Я-образы. Благодаря самовнушению (гипнозу) новый Я-образ становится частью личности творца, элементом его самосознания, он создает окрашенный позитивными эмоциями фон, позволяющий наслаждаться творческим процессом. >
    Подумать только, как вульгарные материалисты могут запутать простой вопрос!

    В третий раз эмпатия была открыта Теодором Липпсом в 1885 году
[Вики]: Липпс выдвинул теорию эмпатии, являющей собой особого рода психический акт, состоящий в том, что, воспринимая предмет, субъект проецирует на него свои чувства, своё эмоциональное состояние. Таким образом, возникающие эстетические переживания привносятся в произведение искусства самим воспринимающим субъектом. Это происходит за счет «вчувствования» человека в созерцаемые формы, то есть за счет проекции возвышенных чувств на предмет эстетического восприятия. Данная теория является прямо противоположной установкам «формальной эстетики», согласно которой красота заключается в формальных законах организации объекта. >
    Как видим, это меньше (уже) чем «эстетика» Баумгартена, и  гораздо меньше, чем «трансцедентальная апперцепция» Канта. (Времячко-то идет! Вульгаризм масс крепчает.) Но и такое понимания феномена было слишком широким, его сузили до имперсонации - с подачи  З.Фройда, известного своим обскурантизмом
[7]: Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным.>
    И в результате мы имеем официальное мнение науки:
[Вики]: Эмпатия (греч. "эм" — «в» + греч. "патос" — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания>
[8]: ЭМПАТИЯ (от греч "эмпатос" — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием>
    Так. «Другого человека». Восприятие неодушевленных смыслов у нас уже не эмпатия. И этот фейк уже закрепился в разговорной речи – души предметов мы не чаем. Что еще? Опять «сознание», и опять «опыт»? (Такое упорство заслуживает уважения!)
[10]: Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным по своему содержанию… Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с накоплением жизненного опыта>
    Это мы уже проходили, дважды; но на сегодняшний день этого уже недостаточно, чтобы заставить народ поверить в рассудочность и обучаемость эмпатических способностей.
[6]: В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно – с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).>
    Времени после Липпса прошло слишком мало, но и за это краткое время психологи успели наворотить столько опытного материала, что весь его не объяснишь и перед широкой общественностью не отчитаешься. И тогда Академическая Мысль прибегла к излюбленному (хотя и крайнему) способу: отрицанию фактов.
    Интересно, сами-то они верят в то, что говорят? Сказали бы это маленькому ребенку; понять он не поймет, но фальшь от искренности отличает нараз. Эмпатия – неотъемлемый атрибут разума; единственное, что отличает младенца от щенка. Как известно, эмпатические способности человека запредельны в момент рождения, феноменальны в младенчестве и затем резко снижаются, в течение первых семи лет выходя на стабильный «базальный» уровень. Как обычно, этот факт отрицается с помощью слов. «Психофизический контакт матери и ребенка» — а никакая не эмпатия, что вы! Да, да, да. Конечно-конечно. Вот так оно все и происходит, само собой: то, что мы не можем объяснить, мы называем другим именем – и это, между прочим, правильно. Но только в том случае, если объяснение действительно отсутствует. А если оно есть, у него крадется имя – и объяснения больше нет. Примерно так вот «эстетика» Баумгартена перекочевала в совсем другую область смыслов.

     «В этой бредятине уж больно много смысла», – как говорил герой Шекспира. Вот только, пожалуйста, не надо блажить и приплетать сюда «теорию заговора» – ни в положительном, ни в отрицательном смысле. (То и другое – фейк.)  Хищение брендов - процес стихийный. Все происходит само собой. Наука ни при чем, извращение истины – не свойство информационного сигнала, а свойство среды; искажения привносятся на каждом шаге интерпретаций. Среда распространения научных знаний не просто гасит их, не просто превращает их в нелепицу – она извращает их в одну и ту же сторону. В какую именно? Все, что Вы по поводу эмпатии вычитали в учебниках и энциклопедиях – не что иное как истерический вопль взбесившегося материализма: «Нет никакой души!» Все это выдернуто из контекста, все это только и доступно для их понимания – и, следовательно, поддается извращению. Сама возможность эмпатии (как она есть) не вмещается в среднем уме; равно как и все остальное, что нельзя полапать руками и попробовать на зуб. И чем ближе к народной массе и к пресловутому, хваленому «опыту», тем меньше верится в ту реальность которую нам рисует наука – та и другая по разным причинам. Любая взрослая женщина знает, что мамочка может… «почувствовать» аж через две комнаты, что ее малыш проснулся и сейчас откроет глазки. «Потому что телепатия». «Какое невежество, какая темнота!» – возмущаются Ученые Мужи; и тут же дают еще более фантастическое, шитое белыми нитками латинских слов объяснение. Потому что их Административная сознательность не может допустить, чтобы наука чего-то не объяснила.
    Ну, а что говорит, собственно, наука? Как она объясняет такую чувствительность? А никак. Не объясняет. Просто. Фиксирует. Факт. Это два способа мышления, два мировоззрения, два мира – иллюзорный и реальный. Запад и Восток – сойдут ли они с места? И если да, то кто к кому двинется – гора к Магомету или Магомет к горе?
     Очень хорошо, когда человек все понимает. Но когда он ничего не понимает – это тоже очень хорошо. Здоровое, бодрящее чувство, чем-то напоминающие муки любви. Что же плохо? Иллюзия понимания.
    Люди не любят, когда из них делают дураков. Но не всегда знают об этом.

2020

Литература:

[1] А.Г. Баумгартен. «Эстетика»
[2] Иммануил Кант. «Критика чистого разума»
[3] В. Лейбниц. «Монадология»
[4] Р. Фроджер, Дж. Фадимен. «Личность и личностный рост»
 R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"
[5] С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
[6] Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. - М., 2003.
[7] З. Фрейд. «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905)
[8] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
[9] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004
[10] Электронный справочник «Ветконсалтплюс»:
[11] Александр Захваткин. «Гносеологические основы естетики»
http://www.proza.ru/2019/12/15/1635


Рецензии
Шибко грамотно у Вас всё...
И правильно слишком.

А вкус???

Я понимаю, что это научная (почти) статья, только в чём её смысл? если Вы уже привели кучу фамилий, которые точно так же ходили вокруг да около явления эмпатии...

А что на счёт Вас?
Каковы Ваши личные ощущения эмпатии?

Простите за резкость.
С уважением,

Лана-Мария   20.02.2022 12:24     Заявить о нарушении
Вкус? Ну ещё бы! Чувство вкуса, эмпатия, совесть, эмоциональные, это эмпатия какие процессы. Спасибо, заходите ещё.
Ник.

Ник Пичугин   20.02.2022 15:06   Заявить о нарушении
Извините за невнятицу. Я хочу сказать, что люди ходят вокруг да около простой вещи, в которой наука вполне разобралась. Эмпатией люди называют имперсонацию, а что такое эмпатия - представления не имеют. Хотя воспринимают мир эмпатически. Так дикарь не замечает воздух, которым дышит.
Впрочем, все это уже сказано в тексте, что можно ещё прибавить?
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   20.02.2022 18:28   Заявить о нарушении
И?
Как была невнятица, так и осталась...

Я спрашивала о Ваших личных ощущениях явления эмпатии, чтобы Вы описали собственный опыт!
А Вы пересказываете десятый рецепт неизвестного Вам "блюда"

Лана-Мария   20.02.2022 18:42   Заявить о нарушении
Лана-Мария, я живу, я воспринимаю мир, я его понимаю. Таковы мои ощущения эмпатии. Только это не "ощущения", а эмоции. Ник.

Ник Пичугин   20.02.2022 18:48   Заявить о нарушении
Уважаемый Ник, если Вы хотя бы раз заходили в тёплое море и через Ваше тело насквозь проходила незабываемая гамма ощущений, Вы будете в состоянии описать это даже будучи немым...
А вот эмпатию Вы так и не смогли описать.
Вам неизвестна не только природа эмпатии, но даже мимолётного опыта этого явления у Вас не было, иначе мне не пришлось бы уточнять суть своего вопроса в третий раз...Вы бы уловили это даже между моих строк!

Способность восприятия мира современного (набитого до отказа информацией!!) человека не подразумевает обязательное наличие эмпатии при этом. Интеллект, как химическая краска на поверхности живого дерева, медленно, но верно убивает естество.
А вот дикарь, который не понимает, что дышит воздухом (что, между прочим, абсолютно неверно😉) точно знает что такое эмпатия, ибо выживает именно благодаря ей.

Эмпатия это движение сознания.
Интеллект всего лишь производное сознания. И описать умом это явление возможно только, если есть личный опыт.

Эмпатия это не когда "другому наступили на палец ноги и мне больно" 😂
Это мощная волна, которая накрывает тебя независимо от твоих желаний и воли, и ты на миг просто становишься чужим тебе человеком, который случайно оказался рядом с тобой, на кассе магазина, в общественном транспорте, где угодно, и начинаешь переживать весь его внутренний мир...
Это жутко.
Потому что просто счастливые и лёгкие люди весьма редки, к сожалению.

Как то так... 😉
Как то так.

Лана-Мария   20.02.2022 20:53   Заявить о нарушении
Хорошо, спасибо.

Ник Пичугин   20.02.2022 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.