Попасть в Вену

Мои невыдуманные истории

(Фото автора)



Лиза очень любила играть под столом. Стол в доме был огромный, из толстого дерева. Добротный такой, раздвижной. Мама покрывала стол белоснежной, всегда накрахмаленной скатертью с васильками, вышитыми ею крестиком. По краю скатерти шла тонкая мережка – мамина гордость. А по углам висели пузатые кисточки из шелковых ниток. По праздникам скатерть с васильками  меняли на другую  - вышитую красными маками. Это была сказочная красота. Мама любила добавлять в будни  яркие краски и  делала это великолепно.


В квартире, конечно же, был уголок с детскими игрушками. Но Лизу манило пространство под столом. Она забиралась туда с любимыми игрушками, придумывала им невероятные истории, переодевала в разные одежды, водила гулять, грозила пальчиком, когда было за что.


Края скатерти слегка закрывали малышку от большой жизни. Крошечные лучи света, попадая под стол через  мережку, щекотали и смешили обитательницу этого  странного домика. Не разрушая придуманного маленькой дочуркой мира, мама аккуратно ставила к массивной ножке стола блюдечко с клубникой, молоко в фарфоровом кувшинчике из детского германского сервиза, ароматные ореховые булочки.


Когда приходили в дом гости, под столом начиналась другая жизнь – разговоры шёпотом, движения по минимуму,  без кукол и ореховых булочек. Девочка затихала и с ужасом ждала, когда родители позовут её к гостям – сыграть пьеску на пианино или рассказать стишок. Сидя  под столом, она мысленно меняла обувь гостям, представляя, как вот эти чёрные замшевые босоножки будут смотреться на ногах  дяди Пети. Или папины военные коричневые ботинки – на ножках  четырехлетнего братика.


Самое интересное происходило под столом на новогодние праздники. Лиза  забирала Деда Мороза из-под ёлки и становилась самым счастливым ребёнком на свете! Дед Мороз был из папье-маше. Огромный, нарядный, с загадочной улыбкой в глазах. Девочке нравилось, что он слушается её во всём, никогда никуда не уходит и понимает каждое её желание. Она знала, что любит его и это навсегда.


Ещё девочке  нравилось рассматривать под столом  фото-открытки, которые привёз откуда-то папа. На открытках были зАмки невиданной красоты, башенки с блестящими флюгерами, реки, ухоженные парки, кружевные мосты. Она понимала, что в таких местах могут жить только настоящие принцессы, и сочиняла бесконечные  истории об их сказочной жизни.



Иногда, в каких-то взрослых разговорах, мама посмеивалась над папой, мол, какой он смешной - привезти из Австрии чёрно-белые открытки с видами Вены. И больше ничего! Мама просто шутила. И шутка эта много десятилетий жила в семье. Девочка никак не могла понять, что такое Вена и почему там так красиво. Став школьницей и много позже, она всё отчётливее понимала, что  должна в Вене когда-нибудь побывать. Папа оказался в Вене в конце войны, где в составе советских войск 4 года восстанавливал  разрушенное хозяйство. Воины жили в домах местных жителей, помогали им  справиться с разрухой.  Папа часто рассказывал  о  своей жизни в Австрии, о высокой культуре и деловитости австрийцев, их умении вести хозяйство.


В те далёкие советские годы простому человеку поехать за границу было непросто. Если ты, конечно, не видный политический деятель или не родственник сотрудника ОВИРа (был такой серьезный отдел выдачи виз и разрешений).


Лиза уже давно не девочка, а потом и взрослая женщина, и даже преклонных лет дамочка, мечту свою не забывала. Все в семье знали об этом многолетнем желании, и на общих  сборах  всегда желали ей всё-таки в Вене побывать. Однажды даже новая шутка родилась со слоганом «попасть в Вену». Племянница обыграла это словосочетание, исходя из грустных веяний нового века, по-другому: «А в чём проблема-то – попасть в вену? Взять иглу, кольнуть и попасть!».  Неожиданная интерпретация простых слов никого не шокировала, просто повеселила интеллигентное семейство и вызвала здоровый смех. Много лет подряд в семье жила эта шуточка: «Кто куда, А Лиза в Вену хочет попасть!».


Это была бы не наша героиня, если б обстоятельства не сложились в её пользу. Так часто бывало по жизни, что её желания воплощались самыми нереальными способами – благодаря умению принимать неожиданные решения, рисковать, впрягаться в авантюрные истории, доверяться  случайным попутчикам, идти на поводу у собственной интуиции.


Однажды откуда-то, из очень далёкой школьной юности, через многие десятилетия, возникла одноклассница Лена, живущая в Германии. Возникла, пригласила в гости. И купила заблаговременно пятидневный тур в Вену для своей подруги юности.


Вот так и попала Лиза в Вену. Из Мюнхена на большом комфортабельном автобусе, в составе группы русскоговорящих туристов. Пять дней в прекрасной Австрии!


Вена – город-музыка, город праздник, город-эпоха. И Лиза – в  этой сказке!  Какие имена произносит замечательный гид  – элегантная 73-х летняя Натали с ленинградским прошлым! Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шуберт, Брамс, Штраус. Казалось, вон в том сквере мелькнула бархатная накидка кого-то из них.


И закружились в вихре  венского вальса ратуши, католические соборы, величественные императорские дворцы Бельведер,  Шёнбрунн,  музеи изобразительных искусств и художественные галереи, старинные липовые аллеи и парки божественной красоты.


Как-то невзначай, сидя в уличном кафе, экскурсовод Натали выдала группе информацию, что любой желающий может посмотреть знаменитый Венский оперный театр, купив билетик всего за два евро. В группе это сообщение не вызвало интереса, только Лиза и её соседка по номеру в отеле Маша  одномоментно решили: «Пойдём!».


Очередь в кассы Венской государственной оперы была внушительной, но продвигалась быстро. И через два часа желанные билетики были куплены.


До начала представления – свободное время. С Машей разбежались в разные стороны, каждому - своё. Лиза не до конца осознавала свое счастье: гуляй без цели, отдыхай на зелёном газоне! В Вене! Перед зданием одного из лучших оперных театров мира! Любуйся на архитектурные изыски в стиле барокко! Ты так долго мечтала об этом.


В сквере напротив Венской оперы бурлили какие-то очень уж страстные страсти - там проходил фестиваль фермеров, поистине народное гуляние. Сельские  стилизованные лужки,  домашние животные, гуляющие по ним в самом центре Вены.  Огромные сковороды со скворчащими на них колбасками. Самодельные леденцы на длинных палочках, аппетитные копчености и необычайно вкусные хлеба. Главным угощением, конечно, были пиво и домашнее вино всех возможных цветов и вкусов. Национальная музыка, старинные народные инструменты, песни, танцы! Фермеры - под приличными «градусами». Возможно, поэтому с любовью повисали на всех прохожих, целовали, обнимали, угощали разносолами. Вырваться из их крепких объятий было не так просто.  Но внутренний голос напомнил Лизе, что пора сменить жанр, в Оперу пора!


Таких двух-евровых зрителей, как Лиза, пришло очень много. Надо было как можно быстрее найти нужный ярус в зрительном зале и завязать на специальных поручнях свой поясок, шарфик или ленточку, бронируя таким образом своё стоячее место. После чего можно смело отправляться в кулуары театра, гулять по его шикарным коридорам, фойе, царским туалетным комнатам.



Всё в Венской опере блестело золотом, переливалось хрусталём. Старинная бронза, уникальный паркет, бархат и роскошная роспись стен – Лиза просто утонула во всей этой нереальной красоте.


До первого звонка  раздались звуки знаменитого «Турецкого марша» В.А. Моцарта – сигнал зрителям, которым надо занять свои места «с ленточками». И через некоторое время – традиционные театральные звонки.


Представление было не из серии широко известных, фамилии мировых знаменитостей в программке не значились. Но театр был полон. И в боковых ярусах оказалось намного больше зрителей, чем ленточек. Лиза свой шарфик нашла быстро, встала рядом с поручнем. Вскоре перед ней образовалось рядов пять таких же «ленточных» зрителей, как и она – стояли плотненько, спина к спине. Спектакль начался. Лиза присела на ступеньки в проходе, ловя глазами случайные фрагменты спектакля. Быстро стало понятно, что за такие деньги – это не оперу послушать, а театр посмотреть. И это правильно. Тех, кто в вечерних нарядах и с дорогим макияжем – в партер и амфитеатр, «please!». А кто в джинсах и  пёстрых футболках - милости просим на «стоячий» ярус!


Позавидовав  нарядным зрителям партера, Лиза поняла, что больше удовольствия получит не от мелькания чьих то ног перед глазами, а в свободной прогулке по зданию.  И покинула зал.


Её экскурсия была необыкновенной. И гид, и экскурсант в одном лице. Лиза замирала перед огромным количеством скульптур и бюстов известных композиторов. Как маленькая принцесса  спустилась по ступеням знаменитой театральной лестницы и даже заглянула в императорскую чайную. А почему бы не посетить дамскую комнату, привести себя в порядок и только потом – в реальность, на улицу, в отель?  Это была еще одна территория роскоши. Банкетки на витиеватых ножках, туалетные столики, бархатные кресла, аромат какой-то неизвестной богатой жизни. «Где же, где мои кринолины, корсеты, веера!! – дерзко подумала Лиза. Села перед  старинным зеркалом, достала свою французскую косметику, навела марафет, одёрнула джинсы и сделала фото на  память.


Вышла на улицу и сразу ощутила некое волнение. Глубокие сумерки, иллюминация, яркие фонари. Вечерние улицы в любом городе совсем другие, чем дневные. Так и здесь, за парадными колоннами театра, всё оказалось не таким, как при солнечном свете. Достав визитку отеля, Лиза сосредоточилась, нашла ближайшую станцию Метро и начала осматриваться. Никаких турникетов, прямо с улицы народ спускается к станции. Дежурных нет. На стене большое справочное электронное табло на немецком языке, которым она не владеет. Автоматы по продаже билетов установлены достаточно высоко, женщине небольшого роста воспользоваться ими нет никакой возможности. Очень редко к автоматам подходят пассажиры. Похоже, у всех проездные билеты или что-то ещё, неизвестное Лизе.


Она подошла к группе молодых девушек и вежливо произнесла: «Help me, please!». Девушки резко встрепенулись и убежали. Чем их так напугала самая  популярная фраза путешествующих людей – понимать было некогда. Следующие попытки узнать у прохожих, каким образом можно приобрести билет на поездку в метро, заканчивались тем же. Похоже, жители австрийской столицы не были расположены к общению с незнакомцами (вот бы их на улицы Санкт-Петербурга, где на любой вопрос приезжего местные жители ответят без спешки со всеми подробностями: «Прямо-направо-налево!»).


Итак, одинокая русскоговорящая Лиза спустилась в метро с твердым намерением преступить закон и сесть в  вагон без билета. Она уже коснулась рукой резинового уплотнителя на двери, ещё один маленький шажок и в вагоне! Но в эту же секунду представила себя в полицейском участке и в страхе отскочила назад. Двери вагона закрылись, поезд со счастливыми пассажирами вмиг скрылся в тёмном чреве туннеля. Лиза поблагодарила  свою интуицию, которая спасла её от позора, наказания и гипертонического криза. Поднялась наверх, а там уже вечер. Огни, толпы гуляющих, какофония звуков музыки из маленьких уличных кафе, шумная торговля сувенирами и разными сладостями.


Рядом оказалась трамвайная остановка, и это  было счастьем. Но не для Лизы. В панической суете она потеряла визитку отеля, сложное название которого ни произнести, ни вспомнить было невозможно, даже под угрозой смертной казни.


Вот тебе и Венская Опера! За два евро! Вот и прогулка по незнакомому городу без гида и в одиночестве! Надвигается ночь и  колючая прохлада начинает продирать  Лизу до самого нутра. Купила горячий кофе и... рожок фирменного венского мороженого с натуральной клубникой. Хороший набор для согрева прохладным венским вечером! Села на скамейку: «Ну, что же ты не радуешься, милая? Хотела попасть в Вену – вот и попала!  В таких музеях побывала, в Зальцбурге Моцарта слушала, венский бифштекс отведала. Рядом с оперным театром в знаменитой на весь мир кондитерской «Захер» крошечный кусочек оригинального Torte попробовала. А Католический Собор Святого Стефана –  символ Австрии?».


 Счастье начинало брать верх над депрессией, в которую Лиза уже влезла одной ногой. «Давай, давай, дорогая, вспоминай, чтО там рядом с твоим отелем!», - забЕгали нечёткие мысли.  Помнится, когда ехали с Машей в центр, насчитали 14 остановок. Но какой номер трамвая? Опять прокол.


Вдруг в воздухе зазвучали до боли знакомые слова


«Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я».


Что это? Такая песня, на русском языке! Живой звук, прекрасный голос,  звучный баян! Где-то рядом!  Пошла на звук, нашла уличного певца. Толпа русскоговорящих людей душевно подпевала музыканту: 
«Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет
Московских окон негасимый свет».


Допев с народом песню до конца, Лиза подсела к русскоговорящему музыканту и взмолилась о помощи. Музыкант  спокойно выслушал Лизу, свернул баян и повёл в ближайшую кофейню.


«Виталий», - назвался он. Расспросил Лизу, откуда она, как живёт на Родине, почему приехала в Вену. Обстановка сложилась очень доверительная, разговор полился легко и время полетело вихрем. Как старые знакомые сидят. Потому что просто договорились встретиться в Вене, недалеко от оперного театра, на конечной остановке трамвая. Виталий молча выслушал рассказ Лизы про папины открытки, про мечту попасть в Вену. Долго молчал, потом тихо-тихо сказал: «Спасибо вам, Небеса, за эту встречу!». И поведал свою историю.


Его отец тоже закончил войну в Вене, тоже восстанавливал разрушенный город. Полюбил местную девушку, женился на ней. Несколько лет прожил в Австрии, но всё время рвался в свою  Сибирь, в Тюмень. И уехал на Родину с женой-иностранкой. Там и он, Виталий, родился.


Когда Лиза услышала про Тюмень, засомневалась в реальности всего происходящего. Её папа тоже родился в Тюменской области, жил в Тюмени, оттуда и пошел добровольцем в ряды Советской Армии. Она боялась прервать грустный монолог  Виталия своим неожиданным признанием.


Позже австрийская мама Виталия вернулась в Вену, Виталий же остался с отцом в Тюмени. И лишь когда папа закончил свой земной путь, воссоединился с мамой.  Свою семью не создал, живет в маленьком домике, который достался от маминых родителей. Работает. По выходным приходит сюда с баяном, песни русские поёт. Деньги не берёт. Душу так себе греет.


Помолчали. Потом Виталий попросил ручку у Лизы – записать свой телефон, вдруг понадобится. Лиза достала из сумочки ручку, а она… из отеля! И название, и адрес, и телефоны – вся информация на ней! Ура-ура-ура! Теперь ничего не страшно, теперь известно куда ехать, на каком трамвае, где выйти. Радости не скрыть! Лиза стала благодарить Виталия за прекрасный вечер, желать ему всего самого-самого. И напоследок призналась, что её папа – тоже из Тюмени. Немая сцена. Виталий встаёт. Обнимая баян, закидывает свою сумку на плечо, берёт Лизу за руку: «Я посажу тебя на твой трамвай, пойдём. Этот вечер – самый важный в моей жизни, буду помнить его всегда! И ещё. Мой отец лучше, чем я. Он не смог без своей Родины жить. А я вот, выходит, могу… с занозой в сердце…».


Может, именно для этой встречи Лизе и надо было попасть в Вену.


Рецензии
Какая прелесть!
Девочка заблудилась на фоне великолепной и неповторимой Вены! Это так здорово!Воспоминания на всю жизнь.Так трогательно описаны ее переживания, судьбоносная встреча, ее восторг и страхи.
В жизни случаются чудеса, в этом случае - ручка из отеля. Все всегда образуется!

Софья Биктяшева   31.03.2020 23:31     Заявить о нарушении
Софья, благодарю вас за отзыв. Чудеса случаются. Это, к счастью, так. Спасибо, что зашли на мою страничку.Вам всех благ земных и новых творческих порывов.

Ольга Криводанова   01.04.2020 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.