Влюбиться и вернуться. Израиль. Часть 12

Церковь Рождества. Вифлеем. Палестина. Часть 3

Когда мы спускаемся к Пещере, слева от ее входа стоит колонна из розового мрамора. Нам гид ее показал, но из-за большого количества народа перед входом,  у меня не получилось ее нормально сфотографировать. Не резко и было очень темно, поэтому неудачную фотографию не выкладываю.

Итак, на этой колонне изображен Николай Чудотворец и выше его головы Нерукотворный Образ Спасителя. Тут изображена только голова Иисуса. И вот, этот образ  обладает, по словам нашего гида, удивительной особенностью. Находясь в храме, туристы видят  глаза Христа закрытыми.  А когда смотрят фотографии,  то на них  глаза Христа открыты. Так как у меня не получилось нормальной фотографии, я не скажу - открыты ли у Иисуса глаза. Но, как мы делаем на всех экскурсиях по Святым местам - мы просто верим гиду на слово!

Так же он упомянул, что лик Иисуса мироточит! Это единственное в мире мироточение на мраморе.  Мироточит Лик не всегда, а только как-то хитро и определенно...

После Пещеры Рождества мы отправились в другую церковь. Она мне показалась довольно новой.

Как-то я забыла, что про саму Пещеру Рождества ничего вам не рассказала.
Когда я оказываюсь в таких местах, я всегда ощущаю некую двойственность. Во-первых, во мне всегда присутствует здоровая доля скептицизма. Я не могу отключить мозг и полностью отдаться всеобщему религиозному экстазу.  Мы же помним, что Святая Елена обрела это место через три сотни лет после давно свершившегося события.

А, во-вторых, хочется убрать все сейчас нас окружающее, все эти стены, потолки, людей… И увидеть, как выглядела эта пещера две тысячи и девятнадцать лет назад. Может быть, на самом деле чудесное Рождение случилось именно тут…. Ведь верят же в это не один миллион людей на нашей планете.

Когда мы отстояли очередь, то в Пещеру Рождества спускаемся по 15 узким ступенькам. Вход в нее тоже очень низкий и узкий. Ступеньки сделаны из порфира и истерты ногами миллионов верующих христиан и просто  любопытных туристов. Сама пещера встречает нас  закопченным потолком. Это место пережило, по меньшей мере, три пожара.

Внутри пещеры, кроме самой звезды, мне ничего не удалось сфотографировать. Вам там дают прикоснуться лбом к звезде, или ее поцеловать, пару секунд постоять и быстро просят выйти. Понятно, что если люди будут надолго задерживаться в небольшой пещере, то хвост очереди желающих в нее зайти будет растянут до улицы, а может быть даже дальше…

К потолку пещеры крепятся 32 лампады. Всего в пещере 53 лампады и я уже не помню, с чем именно связано это число. Но тут во всем есть свой смысл.

Пещера Рождества узкая и вытянутая. Наверное, где-то три на девять - десять метров. После того, как мы поклонились звезде, мы отдаем греческому священнику, который стоял слева от звезды, наши бумажки с именами тех, за кого монахи будут читать молитвы за здравие или за упокой.

Именно из-за того, что мы ждали православного священника, гид нам говорил не торопиться и спокойно пропустить вперед большую группу черных паломников и группу  корейцев.

Мы всех их пропустили, и самыми первыми, я с родителями, оказалась в Пещере Рождества.

Место рождения Христа находится сразу же справа у входа. Сейчас оно выложено красивым мрамором. На  четырнадцатиконечной  серебряной Вифлеемской звезде есть  надпись на латинском языке- "Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est". Переводится все довольно просто -  "Здесь дева Мария родила Иисуса Христа".
По правде говоря, это место, этот храм, эта пещера мне была интересна именно с исторической точки зрения. Какого-то такого невероятно душевного трепета, прилива веры или чего-то еще я не ощутила.

Да, я оказалась в месте, которое мечтают посетить миллионы людей по всему миру и оно им по каким-то, чаще всего экономическим причинам, не доступно.

Безусловно, в Пещере Рождества присутствует какая-то своя, необыкновенная аура. Ведь именно отсюда (может быть), все и началось…

Я всегда говорю спасибо Небесам, спасибо Мирозданью за эти чудеса в моей жизни.
Вы не поверите, но многие туристы идут в пещеру с какими-то огромными рюкзаками, сумками, баулами. И со всем этим они на коленях ползут в пространство, (как будто вы залезаете внутрь камина), где нужно поцеловать звезду.

На самом деле возле самой звезды хаос стоит невероятный. Одни на коленях ползут вперед, другие пятятся назад, таща за собой свои баулы, все толкаются… Все спешат приложиться губами к звезде….

Когда родился Христос, тут же, рядом со скалой стояли ясли с сеном, справа от сегодняшней звезды.  Младенца завернули в рубище и положили  в них.  Ясли – это всего лишь кормушка для овец. По преданиям та ночь Рождества была очень холодной. И животные согревали младенца - Христа своим дыханием. Сена из кормушки овцы не ели, чтобы младенец мог спать на мягком покрытии.

Сейчас место яслей находится чуть ниже уровня пола, оно загорожено решеткой и внутри горят пять лампад.

Из путеводителя – «Все претерпел Христос ради нашего спасения. Ясли стоят близко от места рождения, в трех саженях, в одной пещере, расписанной мозаикой и красиво вымощенной мраморными плитами».

Пока мы стояли в очереди в Пещеру, гид нам рассказал, что на самом деле мы будем прикладываться  уже ко второй звезде.  Первая куда-то безвозвратно пропала в 1847 году. Когда в 1852 году ключи от Храма Рождества турки передали католикам, и те не обнаружили на своем месте звезду, то, говорят, это и послужило поводом для начала Крымской войны, которую Россия проиграла.

То, что серебряная звезда имеет четырнадцать лучей - это не случайно. Из путеводителя – «В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: "Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов". (Матф.1:17).»

Когда вы стоите в пещере возле Звезды, поднимите голову вверх, к потолку. Над нашей головой находятся две звезды, только они из лампочек.

В Пещере Рождества регулярно проходят службы. Каждый день, ровно в 6 утра, сначала служат Божественную Литургию православные греки и арабы. Полтора часа спустя их сменяют католические священники. А потом уже приступают к Богослужениям армяне.

Этот порядок неизменный и такое расписание церковных служб сложилось давным – давно.

Тут опять можно вспомнить про Волхвов… Они последовали за вновь вспыхнувшей Звездой, которая остановилась над входом в пещеру, где расположилось Святое Семейство. Поклонившись Младенцу, они преподнесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золотом платили дань царям, ладаном курили при богослужениях, а смирной натирали тела умерших при погребении. Дары волхвов Иисусу, таким образом, можно рассматривать следующим образом: золото они преподнесли ему, как Царю, ладан - как Богу, а смирну - как Человеку.

Когда мы выходим из Пещеры Рождества через другую дверь, мы попадаем в Армянский придел.

Так же как сбоку и под Храмом Гроба Господня, тут же есть целая система подземных ходов и пещер, в которых скрывались первые христиане,  совершались первые Богослужения.

Где-то здесь, в одной пещер, Ангел явился Иосифу, и сказал ему о том, что Святому Семейству необходимо бежать в Египет. В Каире до сих пор бережно сохраняют место, в окрестностях которого они и жили. Там растет дерево, которому больше двух тысяч лет. Мы на одной из экскурсий по Каиру должны были посетить это место. Но, как всегда – арабы обещали одно при покупке экскурсий, а потом нас никуда не повезли, типа пробки, все закрыто и тд и тп.

В другой же пещере под Храмом Рождества, есть грот Невинных младенцев. Он так  назван в память о том, что Царь Ирод послал "...избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, до двух лет и ниже". Эту библейскую историю, я думаю, помнят многие.

В эти пещеры мы не пошли, нам о них просто рассказал гид. Он упомянул о том, что в Вифлееме было убито около 14 тысяч младенцев.  Но в Антиохийской Православной Церкви поминают 64000 убиенных младенцев-мучеников. В нишах   Невинных младенцев сейчас лежат не погребенными множество костей.  Говорят,  что это святые мощи убиенных Вифлеемских младенцев, а так же их родителей и других христианских мучеников, которые погибли во время нашествия  персов в 614 году.

Когда моя мама жила в Израиле и ездила на экскурсию в Вифлеем из Тель – Авива, им показывали эти пещеры. Мама говорит, что зрелище сотен детских черепов и маленьких костей никаких положительных эмоций не вызывают… Но все же… Я бы хотела побывать в этих пещерах. Моя мама - еще тот фотограф, но кажется, где-то у меня есть  ее фотографии из гротов.

И вообще, исходя из рассказа мамы, я поняла, что они тогда увидели раз в десять больше и в самом Иерусалиме, и в Вифлееме, чем мы сейчас. Да и в прошлый раз при поездке из Египта нам показали не намного больше. Нас  не повезли ни на смотровую площадку, откуда виден весь Иерусалим, ни на реку Иордан.

Хочется сказать много не хороших слов в адрес израильской стороны в плане организации таких экскурсий, но я воздержусь.

Что у арабов, что у евреев отмазки в этом случае одни и те же. Экскурсовод делает вид, что это его не касается, типа все претензии к тому человеку, у кого вы покупали экскурсию, лично я вам ничего не обещал, водитель автобуса ни на английском, ни на русском языке, понятное дело ни говорит. К нему вообще,  какие претензии предъявлять? В Египте нам говорят, что и они не при чем, это все израильские партнеры не хотят выполнять свои обязательства и показывать туристам всю программу. Концов тут не найдешь… К сожалению.

Гид нам говорил, что в пещерах, на костях младенцев, очень много записок. Их пишут и кидают женщины, которые делали аборты. Они молят святых мучеников о прощении.

После посещения Пещеры Рождества, мы походили по Армянскому приделу, дожидаясь всю нашу группу.

Затем вышли в симпатичный внутренний дворик в атриум, построенный еще при крестоносцах. Я представляю, как здесь чудесно весной, когда все залито солнцем и цветут деревья. Дворик реставрировали не так давно, каких-то 60 лет назад.
Его украшает большая статуя Святого Иеронима. Этот Святой родился в Далмации, в Хорватии, где мы как-то путешествовали летом.

Времена Святого Иеронима Стридонского – это 340 год нашей эры. Образование Иероним получил в Риме, затем отправился странствовать по Восточному Средиземноморью.  После чего опять вернулся в Рим в ранге священника и начал работать над переводом Святого писания на латынь. Именно этот перевод стал основой канонической Библии. Гораздо позже этот человек отправился в Палестину, где основал монастырь в 385 и умер в 420  или в 421 году. Похоронен Святой в пещере под базиликой, из которой мы только что вышли.  В этой пещере Иероним Стридонский провел много лет. Святой был аскетом.
День Святого Иеронима отмечается 30 сентября.

На выходе из дворика в большой нише, закрытой стеклом стоит статуя, изображавшая Чудо Георгия о Змие. Или, проще говорят - Святой Георгий, убивающий Змея.  Святой Георгий Победоносец воспитывался в Вифлееме, и считается покровителем города.

Вот и все, наше посещение Храм Рождества окончено.


Рецензии