50 Культура эллинизма

                Как звук трубы перед боем,
                клёкот орлов над бездной,
                шум крыльев летящей Ники,
                звучит мне имя твоё
                трижды великое:
                Александрия!
                (Михаил Кузмин)

  - Андрей, ты помнишь, сколько ты уже изучил "чудес света"?
  - Сейчас вспомню. Кажется, четыре.
  - До времени эллинизма, действительно, было четыре, а всего за два века появились три остальных. Даже четыре, только одно - Пергамский алтарь - включают в их перечень лишь иногда.
  - Вот это да! Что же это за такое "чудесное" время?
  - Да и само понятие "чудес света" появилось не ранее как во II веке до нашей эры. Его ввёл греко-сирийский писатель Антипатр Сидонский.

1. Развитие строительства и архитектуры.
  В культуре эллинистического мира по сравнению с греческой классикой изменения  прежде всего произошли в строительстве и архитектуре. Рост новых городов привёл к появлению детально разработанных проектов их благоустройства. Закрепление власти царей в различных государствах повлекло усиленную постройку дворцов и монументальных, то есть значительных и памятных сооружений.
Вопросы: Назовите столицы государств и новые города эллинистического мира. Вспомните, какие "чудеса света" вы уже изучали.
  На выступающем в море мысе острова Фарос зодчий Сострат построил в течение 25 лет величавый Александрийский маяк, закончив его возведение в 282 г. до н.э. Высота мраморной башни достигла 111 метров(выше в древнем мире были только египетские пирамиды). Внизу маяк был окружён крепостью с охраной. 8-гранный второй ярус башни посвящался восьми ветрам. Над ним парил в вышине купол с зеркалами, преломлявшими свет, зажжённого там огня так, что его было видно на 40 км! В свою очередь, вибрация лучей маяка указывала страже на приближение судна. Над куполом воздвигли золочёную статую Посейдона с лицом Александра. Надпись внизу гласила: "эту башню соорудил в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов". Маяк включили в число "семи чудес света".
  В те же годы ещё одно "чудо света" было воздвигнуто на Родосе. У входа в гавань в море поднялся Колосс - бронзовая статуя бога Солнца(Гелиоса или Аполлона). Над головой рука бога держала огромную чашу с факелом, также игравшим роль маяка. Между ног статуи проходили корабли. Колосс был укреплён глиной и оказался действительно "колоссом на глиняных ногах" - рухнул во время первого же сильного землетрясения. Достопримечательностью острова стали с тех пор его обломки.
  Седьмое "чудо света" появилось ещё в IV в. до н.э. Им считался Мавзолей в Галикарнасе - ступенчатая гробница правителя Карии Мавзола, сооружённая его женой Артемисией, подчинившейся Александру Македонскому ( с тех пор мощную гробницу стали называть мавзолеем). Но иногда вместо Мавзолея в семёрку "чудес света" включают Пергамский алтарь (Пергамон). Он был воздвигнут царями из рода Атталидов в честь победы во 2-ой четверти III века до н.э. над галатами-кельтами, вторгшимися в Малую Азию. Военные события иносказательно были изображены на стенных рельефах алтаря как битва богов с гигантами.
  В период эллинизма строилось большое количество пышно украшенных дворцов, государственных учреждений, жилых усадеб богачей. Скромный атрий - внутренний дворик превратился в них в площадку с фонтаном или бассейном, окружённую колоннадами, стены украшались нишами со статуями, живописью и позолотой. Распространился новый тип колонны - коринфская с капителью, украшенной листьями и цветами, как куст.
Вопросы: Какие здания были самыми красивыми в Афинах времён Перикла, а какие - в IV-II в.в. до н.э.? Объясните, почему. Чтобы лучше ответить на вопрос, вспомните, во что превратил Парфенон Деметрий Полиоркет(Гроза Городов).
2. Взаимодействие греческой и восточной культуры.
  Как и в религии, в культуре Восточного Средиземноморья смешивались греческие и восточные традиции. Так, среди состоятельных эллинов распространилась мода на саркофаги в гробницах; в греческом искусстве популярными стали изображения сфинксов и сооружения в форме пирамид или ступенчатых вавилонских зиккуратов. А учёные Востока усвоили греческую историческую традицию. Египтянин Манефон и вавилонянин Берос составили хроники и таблицы истории своих стран, которыми до сих пор пользуются специалисты. Пыла составлена в III веке до н.э. и первая общегреческая Паросская хроника.
Вопрос: Почему её не существовало ранее?
  Греческий язык превратился в придворный и учёный до самой Средней Азии. В то же время в ряде стран распространяется язык вавилонской культуры - арамейский. Часто составляются параллельные надписи на двух или трёх языках, например, известная вам Розеттская надпись в Египте.
Вопрос: Зачем нужны были такие надписи?
  Известно, что в Уре был построен театр по типу греческого.
3. Учёный мир и техника.
  Ещё одним "чудом света" в Александрии мог бы считаться Мусейон - комплекс, куда Птолемеями приглашались видные учёные, и огромная Библиотека при нём. Их основал Деметрий Фалерский, уехавший в Египет из Афин. Впоследствии Библиотекой - крупнейшем в древности собранием книг - руководили поэты Аполлоний Родоский и Каллимах, географ и математик Эратосфен (275-190 г.г. до н.э.), литературный критик Аристофан Византийский. Учёные диспуты в Александрии сменялись кропотливой работой у шкафов, где хранились литературные произведения в алфавитном порядке имён авторов. С Александрийской Библиотекой спорила Пергамская, где впервые стали изготавливать книги не на папирусе, а на телячьей коже - пергаменте.
Вопросы: Чем александрийская Библиотека отличалась от библиотеки в Ниневии? Перечислите известных вам авторов, свитки с произведениями которых хранились в шкафах Альфа, Гамма, Дельта, Эпсилон.
  Изучив труды по географии и записки путешественников, в том числе Мегасфена об Индии и Пифея из Массалии, доплывшего до Северного моря, Эратосфен составил описание известного ему мира и его карту, впервые наложив сетку координат. Он производил также наблюдения за солнцем, составил таблицу простых чисел. Другой учёный, работавший в Александрии, Евклид(Эвклид), написал книгу "Начала" с изложением основ плоскостной геометрии, ставшую школьным учебником на две тысячи лет.
  В III-II веках до н.э. усиленно развивалась техника - конструировались многопалубные корабли, осадные машины и метательные орудия, гидравлические(работающие на воде) механизмы. Были изобретены водяные саморегулирующиеся часы и куранты, паровая турбина. Но труд людей тогда не был облегчён с помощью этих открытий.
Вопрос: Подумайте, почему - кто тогда выполнял тяжёлую работу?
  Ученик Евклида Архимед из Сиракуз (287-212 г.г. до н.э.разработал принципы действия рычага и изобрёл машины, применявшиеся в основном в военном деле. Но больше всего известно такое великое открытие Архимеда, как закон плавающих тел.
  В Александрию приезжал астроном Аристарх Самосский, сделавший гениальное предположение о вращении Земли вокруг Солнца. Но большинство учёных опиралось на положение Аристотеля о неподвижности Земли в центре мира. Аристарх не только подтверждал расчётами шарообразность Земли (на основе утверждений Пифагора и Аристотеля), но и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца, установив при этом, что Солнце гораздо больше нашей планеты.
4. Изменение взглядов на мир.
  Лучшие философы эллинов по-прежнему жили в Афинах, где существовали высшие школы, основанные Платоном и Аристотелем. Но настроение и высшие ценности философов заметно изменились. Эпикур(341-290 г.г. до н.э.) написал несохранившийся труд "Трактат о природе", в котором поддержал теорию Демокрита о том, что мир движут мельчайшие частицы. Боги, учил Эпикур - всего лишь существа, состоящие из таких же частиц, что и люди;загробной жизни не существует. Поэтому надо радоваться земной жизни, улучшая её скромным трудом, а не общественной деятельностью.
Вопрос: чем вызван пессимизм Эпикура по поводу общественной деятельности?
  Во взглядах Эпикура существенно то, что он считал всех людей равными от природы существами, зависящими одинаково от своих частиц, а значит, и женщины, и рабы достойны внимания и уважения, как и свободные мужчины; варвары, как люди, ничем не хуже греков. И это - вопреки хотя бы взглядам Аристотеля, назвавшего рабов "живые орудия". Эпикур освободил своих рабов и сделал их своими друзьями. Учеников он собирал традиционно в саду("сад Эпикура").
  Основателем другого учения стал Зенон из Китиона на Кипре(ныне - Ларнака), открывший в Афинах ещё одну философскую школу - Стою(то же, что портик - "место собраний"). Миром, как учили стоики, движет разум, и только путём духовной гармонии можно выдержать все испытания судьбы. Стоиком был и учитель спартанского царя Клеомена Сфер.
Вопрос: Чем похожи и чем отличаются учения Эпикура и Зенона?
5. Литература. Бытовая комедия.
  В литературе эллинизма большое место принадлежало придворной поэзии "александрийской школы". Каллимах и другие её представители писали гимны в честь царей, вновь обращаясь к мифологическим образам. В одной поэме вешая Кассандра предсказывает... величие Александра Македонского. Аполлоний Родосский, написав поэму "Аргонавтика", прославил не только легендарный поход за золотым руном, но и значимость дальних плаваний, открытие далёких стран.
  В то же время в литературе проявлялось внимание к быту людей, характерное для тогдашних философов, неизвестный автор написал стихотворную жалобу девушки, которую разлюбил её вчерашний поклонник. Для библиотек и домашнего чтения. образованные люди переписывали поэмы, элегии, трагедии прежних греческих авторов. Многие из них сохранились в наши дни именно в редакции эллинистического времени.
  В Афинах появилась "новая", бытовая комедия. На смену злободневным сюжетам Аристофана пришли истории о наследстве, сватовстве, проделках хитрых слуг, насмешки над жадными "хвастливыми воинами", скрягами. Классиком этой комедии был последователь Эпикура Менандр. В самой известной его пьесе - "Брюзга" старый нелюдимый человек не хочет, чтобы его дочь шла замуж за сватающегося к ней юношу. С помощью находчивых рабов жених устраивает дело так, что старик провалился в яму, и сам вытаскивает его. Отец девушки уверовал в силу добрых поступков и отплачивает "спасателю" рукой дочери. Сюжетыкомедий Менандра часто использовались и в римской литературе, и в литературе нового времени.
Вопрос: Объясните популярность этих сюжетов.
6. Изобразительное искусство.
  И в изобразительном искусстве Греции, Сирии, Египта выделяются как портреты и скульптуры царей и мощные многофигурные композиции, так и изображение обычных людей, психологически выразительные. Цари занимались собиранием старых работ.
  Всемирно известна статуя богини Ники, передающая порывистое движение крыльев Победы и волнующая зрителя даже при том, что сохранилась без головы. Когда-то Ника украшала самую высокую точку острова Самофракия в Эгейском море.
  Мастера достигли высокого совершенства в ваянии небольших терракотовых статуэток и в изготовлении портретов в камне - камей.
  Бюсты показывают людей, обуреваемых заботами и думами. Таковы кулачный боец Сатир, лицо которого отражает усталость, а внешность - физические увечья, и безымянный философ из Бактрии, постигший по-своему смысл бытия.
Вопрос: какое искусство - классической Греции или эллинизма - вам больше нравится, и почему?

     На полях:

        Роль культуры в эллинистических государствах по книге римского автора I века н.э. Плиния Старшего "Естественная история"

  Царь Аттал дал сто талантов за одну картину фиванского живописца Аристида...Царь Кандавл оценил на вес золота картину Буларха, хотя она была немалого размера. Царь Деметрий, прозванный Полиоркетом, т.е. покорителем городов, не зажёг Родоса из опасения, как бы не сжечь картину Протогена, помещённую в той части городской стены. Пракситель прославлен работами по мрамору и Книдской Афродитой, особенно из-за безумной любви к ней какого-то юноши и оцеки царём Никомедом, который пытался выменять её у книдян за прощение их крупного долга...

             Плиний Старший о Колоссе Родосском
  Но наибольшее удивление вызывает колоссальная статуя Солнца на Родосе, сооруженная Харетом из города Линдоса... Она вышиной в 70 локтей (32 м) и через шестьдесят лет после сооружения [в 225 г. до н.э.) была ниспровергнута землетрясением, но и лежащая на земле она вызывает удивление. Немногие могут обнять ее большой палец; пальцы на ней превышают размеры большинства статуй, отломанные члены ее зияют обширными пещерами; внутри видны камни громадных размеров, которыми Харет при установке стремился создать устойчивость. Передают, что сооружалась эта статуя в течение двенадцати лет...

             Александрийский Мусейон и Библиотека
  Храм Муз(Музейон) в Александрии состоял из залов, где собирались учёные диспуты, учебных помещений,зала для трапезы, обсерватории, ботанического сада, зверинца и внутренних аллей для прогулок, где, по словам современника, "откармливали легионы книжных червей ручных..." Но почётное место занимала Библиотека. В середине III в. до н.э., когда её возглавлял поэт Каллимах, там уже насчитывалось до 400 тысяч свитков, а во II в. до н.э. - до 700 тысяч.
  Ещё по совету Деметрия Фалерского Птолемей I выкупил для Александрии из Афин библиотеку Аристотеля. Тогда же на греческий язык был переведён Ветхий Завет - для этого было привлечено 70 знатоков древнееврейского языка(иврита). Для библиотеки переводили также сочинения египетских, сирийских и даже индийских авторов.
  Каллимах, возглавлявший кружок ведущих поэтов, прославлявший Птолемея II и возродивший торжественные гимны богам, больше всего, однако, прославился составлением уникального указателя "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний", составившего 120 томов! Там не просто перечислялись авторы и их сочинения, но давались краткие сведения о них. Каллимах разделил книги по видам и жанрам, ввёл хронологический принцип перечня. Многие века составители биографических словарей и указателей использовали труды Каллимаха. Труд Каллимаха продолжил один из его преемников Аристофан Византийский(не путать с афинским комедиографом!), впервые разделивший текст сочинений Геродота, Фукидида и других авторов для удобства на главы. А Эратосфен тщательнейшим образом изучил бОльшую часть собранных книг - ссылки на прочитанных авторов без конца попадаются в его сочинениях.

                Корабли эпохи эллинизма

  Роскоши эллинистических правителей вполне соответствовали их корабли, построенные выдающимися техниками и строителями. Деметрий Полиоркет имел 15-рядный корабль(пентекомдекеру). Через 30 лет Антигон Гонат приказал построить 18-рядное судно. Всех превзошёл Птолемей II, у которого было два 30-рядных корабля, построенных киприотом Пирготелем. На каждом судне высотой с многоэтажный дом размещалось до 4 тысяч гребцов!
  Но больше прославилось сконструированное Архимедом грузо-пассажирское судно "Сиракузия", переименованное после того, как царь Сиракуз Гиерон II подарил его Египту, в "Александрию". оно перевозило 2 т 800 кг грузов, имело 40 четырёхместных кают, 5 палуб с салоном на каждой. Швартоваться корабль мог лишь в портах Сиракуз и Александрии, и поэтому совершал рейс лишь по одному маршруту.


Рецензии