Влюбиться и вернуться. Израиль. Часть 14

Вифлеем. Палестинская автономия. Часть 5

Так получалось, что Израиль и Палестину мы посещали в конце ноября – в начале декабря. В это время в городе еще очень мало туристов, до католического Рождества далеко, но на центральной площади уже стояла украшенная елка. И на площади было нереально много народа.

Некоторые улочки в центре Вифлеема такие узкие и извилистые, что нам, туристам, приходилось буквально вжиматься в стены домов, чтобы небольшие машины местных жителей смогли проехать.

И тут, в центре, на вылизанных и  почти стерильных улицах,  везде решетки на окнах. Причем, дизайн решеток у всех одинаковый - как в тюрьме. Никаких тебе красивых завитушек, изогнутого литья и тд. А вот в фонарях, висящих на стенах домов,  можно найти хоть какое-то изящество и красоту.

Иногда дорога становилась очень узкой. И я не понимала, как тут вообще могут разъехаться две машины...

Во времена младенца Христа город  назывался Бейт-Лехем. Знаете, а мне это название на самом деле больше нравится, чем сегодняшнее. Бейт-Лехем с иврита переводится как "Дом хлеба", а с арабского - "Дом мяса".  Как-то так…*улыбка*.
В книге Исраэля Шамира, который очень хорошо и с большим теплом написал про Палестину, я прочитала, что раньше в этой пещере, в которой родился Иисус Христос, жители города поклонялись Богу Дионису.  И лишь потом она стала пещерой Рождества.

Жители сухих районов Палестины сохраняли дождевую воду в цементированных ямах. Гид нам говорил, что такие сухие места подвержены очень сильным, зимним наводнениям. Когда зимой идут дожди, сухая и очень твердая земля не успевает впитывать влагу и даже редкий дождь создает настоящий лавинный паводок. И чтобы сохранить эту воду,  палестинцы перекрывали сухие русла рек дамбами и плотинами.
Но нас ждал очень хороший день! Не было никаких дождей, никакого хамсима. На улицах Вифлеема не было  никаких протестов и столкновений с властями.

Американский Президент Дональд Трамп как раз в это самое время собирался переносить посольство США в Иерусалим.

В стране давно уже победил ислам.  Но крестьяне все равно выращивают виноград и делают из него превосходное вино. Трудно поверить, но именно здесь я пила в прошлый раз великолепное белое вино сорта Савиньон блан.

По словам гида,  лучший виноград в Палестине растет именно на юге, в тех местах, где совсем мало воды. Вино в этих местах  производили и в древности.  Археологи раскопали немало древних винных давилен, ямы для сока которых были выложены белой вавилонской мозаикой (!!!).

Крестьяне давили виноград голыми ногами,  и именно из такого сока получалось самое лучшее вино. По землям Палестины издревле пролегали караванные тропы, здесь стояли мечети, церкви и синагоги. В Палестине крестьяне давили из оливы оливковое масло, которое было разным по вкусу в каждой деревеньке Нагорья.

Почему же Палестина называется Святой Землей? Только ли потому, что здесь родился Иисус, и была написана Библия? Говорят, что весь рельеф страны располагает к вере и бесконечным мыслям о Боге. Здесь столько святых мест, святых пещер, источников, деревьев, что все даже перечислить невозможно. Чтобы туристу увидеть все, нужна неделя, а то и больше!

Палестина – страна огромных, толстых деревьев. В ущельях, и возле источников растут сикоморы, ее плоды не такие сладкие, как у смоковницы.  Во время созревания плоды прокалывают, чтобы они налились сладостью. Древним сикоморам когда-то поклонялись местные жители, три известные огромные сикоморы растут у дороги из Яффы в Сектор Газа.

Кстати, сикомора является священным деревом и в египетской мифологии. Сикомора, это разновидность инжира.

Про святые места Вифлеема, да и всей Палестины очень интересно пишет все тот же мой любимый писатель  Исраэль Шамир. В своих книгах он рассказывает о том, что большинство «библейских» мест – это обыкновенные новоделы,  созданные для привлечения туристов. Паломники хотят увидеть места, связанные со знакомыми именами – они их получают. Поэтому в Иерусалиме есть «башня Давида», которую на самом деле построил Сулейман Великолепный, а могилы шейхов стали могилами библейских «героев и героинь».

А если вдруг какой-нибудь крестьянин для привлечения интереса к развалинам, скажет, что могила его дедушки – какое-то священное место, то власти вполне могут и конфисковать эту могилу. Поэтому многие дельцы от турбизнеса прекратили заниматься такими мистификациями и подделками, но не все. Я особо и не верила, в 100% подлинность всех показываемых туристам «святых» мест, а после прочитанных книг Исраэля Шамира,  я перестала верить всем этим святым могилам. Но,  тем не менее, продолжу рассказ про Палестину, по которой мы едем на автобусе.
 
В русском Свято-Троицком монастыре возле Хеврона растет священный дуб. Его еще называют дубом Авраама. По легендам, возле этого дуба Аврааму явилась Святая Троица. У этого же дуба останавливалась семья Иисуса Христа по дороге из Вифлеема в Египет. Монастырь стоит отдельного посещения. Но  дуб Авраама ныне окончательно засох.  Он сейчас окружен защитными кольцами, чтобы туристы не растащили мертвое дерево на сувениры.  Второй старый  дуб, который называется Сара, еще зеленеет. Дубу Авраама было около 850 лет, когда он стал засыхать.

Пока мы ехали по дороге к центру Вифлеема, на самом деле было не совсем понятно, где его окраины, а где сам город... Мне показалось, что такие многоэтажные дома - это окраины. Что-то типа социального жилья. В центре, там, где мы шли пешком, все дома были 2-3х этажные.

На праздник Троицы в монастырь приезжает большое количество православных паломников и верующих людей, и возле дуба проводится специальная церковная служба.

Раньше считалось, что дуб Авраама растет в другом месте, где-то возле огромных глыб иродовой кладки и разрушенных церквей. Но тот дуб засох еще во времена крестоносцев,  и паломники прекратили посещать его.

Если исходить из дат Библии, то не так трудно будет посчитать, сколько на самом деле лет должно быть реальному дубу Авраама. Ну уж никак не 850. Слишком уж он молод, чтобы помнить Авраама и Святую Троицу.  Этот дуб скорей - дуб Крестоносцев.

В православном монастыре Иерихона стоит еще одно «библейское» дерево – старая засохшая сикомора. На нее залез Закхей, чтобы увидеть Христа. Но рядом есть и другое дерево, которое претендует на «дерево Христа».

Понимаете, к чему я веду? В Палестине из каждого камня, из каждого старого дерева, из каждой древней могилы можно сделать святыню и возить к этим местам доверчивых туристов, то есть нас.

Из известных и признанных святынь в Вифлееме следует отметить гробницу Рахили.  Об этом есть упоминания в Священном писании. А кто такая Рахиль вы помните?  Это вторая и самая  любимая  жена патриарха Иакова. Довольно странно, что она оказалась похороненной в Палестине. Как же так случилось? По легенде патриарх путешествовал со всей семьей в сторону Хеврона. Если смотреть современные карты, то сейчас получается, что Хеврон -  это северная часть Вифлеема. Рахиль была беременная на большом сроке. И внезапно начались роды.

В роддом  в Иерусалим Иаков никак не успевал ее довезти на медленном ослике (шутка).

Мы уже в самом центре Вифлеема. В паре шагов от главной площади города. И тут начинается намаз. Почти мгновенно сотни людей выходят на улицу и начинают молиться. Нам, туристам, приходится пробираться через верующих.

А бедной Рахиль ничего не оставалось делать, как родить ребенка прямо на обочине дороги. Сына назвали Вениамином. Первым ребенком этой пары был Иосиф, которого позже добрые браться продадут в Египет в рабство. Рахиль в родах умирает.
Иаков похоронил ее здесь же, у дороги из Иерусалима в Хеврон, и поставил с помощью старших сыновей надгробие.

Гробница Рахиль - это строение с куполом, внутри которого стоит огромный сенотаф, покрытый тканью.  Мощи Рахиль хранятся внизу в крипте. Вообще, можно сказать, что это классическая гробница шейхов. Гробница Рахили окружена могилами мусульман.
Та гробница, которую мы видим сейчас, состоящая из купола, стен и столбов была  построена примерно в 16 веке. По другим источникам ее построили лишь  в 18 веке. Эти же бумаги  указывают на то, что первые христианские паломники рассказывали о надгробии на могиле Рахили, сложенном из простых камней без всяких украшений.
Но вообще -  это одно из самых известных и святых мест Палестины. Сейчас могила обнесена огромной стеной, которая почти полностью скрывает даже высокий купол.

Хотя многие исследователи сходятся во мнении, что это гробница не Рахили, а  одного из сыновей Ирода – Архелая.  Могила же  Рахили находится на север от Иерусалима.  Именно там святая женщина оплакивала евреев, которых уводили в вавилонский плен. Место это называется Кубур-Бану-Исраиль. Рядом с ним стоят три мега-сооружения – пятьдесят на пять метров. Воздвигнуты они примерно 5000 лет до нашей эры.

К югу от Вифлеема, в небольшом селе Эль-Хадр находится церковь с серебряным куполом. Это церковь Святого Георгия Победоносца, которая является  подлинной. Георгий Победоносец  считается покровителем Англии и Москвы, и его очень любят по всей Святой Земле. В честь него построены церкви и часовни по всей Палестине. Мусульмане так же почитают Святого Георгия.

Могила этого святого находится в Лидде, городке, откуда происходила родом  его мать. На месте  погребения Святого Георгия была возведена древняя византийская церковь. Она была построена еще при императоре Константине.  Затем церковь отреставрировали крестоносцы.  Позже, уже в наше время,  был произведен капитальный ремонт всего строения. Гробница Святого Георгия  находится в крипте церкви. Шестого мая в этой церкви пышно отмечается праздник Святого Георгия Победоносца.

К востоку от Хеврона, на самой границе пустыни, находится гробница Лота. А в местечке Неби-Якин стоит небольшой дом, построенный более 1000 лет назад на еще более древнем фундаменте. В доме на полу есть два отпечатка ног - один принадлежит Аврааму, другой Лоту, который именно в этом месте поднялся из пустыни. Под этим домой находятся две гробницы, согласно преданию, в одной из них погребена дочь Лота.

В Палестине есть небольшое селение Таейбе.  Жители его гордились тем, что в христианство их обратил сам Христос, когда он возвращался в Иерусалим из-за Иордана. При крестоносцах в этом селе была отреставрирована старая византийская церковь Святого Георгия. До наших времен дошли   каменные стены, и мозаичный пол, крыши у строения нет. Древний порог церкви и сейчас покрыт жертвенной кровью – местные жители соблюдают древний обычая заклания агнца.

К западу от Хеврона в одном из сел, археологи не так давно раскопали частную виллу времен Христа. Она очень похожа на Храм Ирода Великого. Еще одна деревня, которая может заинтересовать туристов,   называется Абуд.  Ей почти 3000 лет.  В Абуде родился знаменитый пророк Авадий. И здесь местные жители приняли веру от самого Иисуса. В память об этом событии в деревне стоит одна из самых древних церквей в мире – Храм Пречистой Девы Марии. Храм построили в четвертом веке.  Строительство заказал сам император Константин. В южной стене церкви вмонтирована табличка, на которой написано про ремонт  1030 года (!!!). Крестоносцы придут в эти земли только через 50 лет.

Очень много интересных и полезных фактов про святые места Палестины можно найти в книге «Израиль – страна оливы и сосны».

Когда мы были в Киеве, в Михайловском монастыре, мы узнали о том, что в нем находятся мощи Святой Варвары. И мне всегда казалось, что раз это православная Святая, то она родом откуда-то с Руси, оказалось, что нет. Варвара родилась в Палестине,  и древняя православная церковь, посвященная этой Святой,  находилась в паре километров от села Абуд. В 2003 году церковь взорвали Израильские саперы, потому что в ней якобы могли прятаться партизаны. В пещере  ниже церкви когда-то покоились мощи Святой. 17 декабря все жители деревни идут к пещере и руинам церкви.

Де Хаас пишет в своей книге «История Палестины» - Население Палестины арабоязычное, но не арабское.  Его можно называть арабским по языку и культуре, жители Палестины – потомки хананейских и арамейских племен, как и в дни Израильского царства.

Эллинизация страны началась в 332 году, когда Палестину завоевал Александр Македонский. Многим городам были даны греческие названия - Апполония, Скифополь, Птолемаида, Филадельфия. Города существовали с этими названиями тысячу лет, но затем к ним вернулись их исконные семитские названия.

В чем прелесть современной археологии в Палестине, и в Израиле? Об этом хорошо рассказал Израэль Шамир в своей книге. Историки и археологи прошлых поколений стремились во чтобы то ни стало доказать историчность библейских рассказов и все было привязано строго к Библии. Те историки ни останавливались ни перед передергиваем истинной истории, ни перед перевиранием. Раскопки последних 10-20 лет полностью изменили прежние представления об истории региона. Историки перестали быть привязаны к Библии,  и к историям Иосифа Флавия.

В область литературы отошло многое – истории исхода евреев из Египта, завоевания Ханаана, многие «правдивые» рассказы о царе Давиде и Соломоне,  и многое другое. По мнению Томаса Томпсона из университета Копенгагена,  Давид и Соломон имеют же такое же отношение к Палестине десятого века до нашей эры, как король Артур к Британии 6  века нашей эры, или гомеровский Агамемнон к реальным, золотоносным Микенам. Теперь археологи могут датировать свои раскопки, особо не извращаясь в перевирании дат и переносе событий. Библия отражает реальность, но не прямым образом.


Рецензии