хритинья. история2
Не привелось за всю мою жизнь встретить более жизнерадостного человека, чем моя бабушка Хритинья Архиповна( 1903-1998гг). Даже самую простую пищу на столе она воспринимала как дар и праздник. Даже грусть и печаль у неё всегда были светлыми и добрыми.
Не даром к ней часто приходили знакомые бабушки. Чайку попить, ссылку вспомнить, поплакать, да песни спеть. Начинала запевать всегда моя милая бабушка Хритинья. Через несколько минут подхватывали её чистый, звонкий и красивый голос все присутствующие. Сначала пели тихие и печальные песни о трудной судьбе и лютой године выпавшей на долю молодых женщин, кулачек, врагов народа. Потом пели мелодичные казацкие песни и напевы. Постепенно переходя к радостным и залихватским народным песням. И вот уже хочется пуститься в пляс, взяв в руку красивый платочек! Ах, как я любила бабушкины посиделки и песни! К сожалению ни у меня, ни у мужа, музыкального слуха не обнаружилось).
Когда я расспрашивала бабушку о трудностях в ссылке 1933 года в Нарыме, она становилась печальная. Когда расспрашивала о жизни до ссылки, её милое лицо озарялось радостью и счастьем. Бабушка говорила, что это была волшебная и чудесная сказка. Родители никогда не ссорились и не спорили. Друг к другу относились нежно и трепетно. Их отношения строились на полном взаимном доверии и уважении. Хритинья с детства чувствовала себя защищенной и любимой дочерью и сестрой. Создавалось такое ощущение, что любовь и нежность её родителей разливаясь вокруг, укутывала всех окружающих волшебным покрывалом милосердия и сострадания.
Мама моей бабушки была родом из вольных Донских казаков. Замуж вышла за богатого крестьянина в Омской губернии.
Бабушка частенько рассказывала о том как они со старшей сестрой и мамой любили скакать верхом на резвых конях по широким и раздольным полям и лугам. У женщин их рода было принято самим ухаживать за конями, запрягать, распрягать. Управлять запряженными конями в санях и в телеге.
Лихие наездницы для удобства в работе с конями шили себе широкие штаны, наподобие мужских шароваров.
Они могли себе позволить заказать нижнее бельё у портних или купить на базаре в городе. Но им нравилось шить своими руками. А для этого в 1900 году приобрели швейную машинку Зингер.
Работников нанимали только на осенние и весенние полевые работы. Всё остальное любили делать сами. Земли у них были плодородные. Урожаи снимали богатейшие.
Хлеб из их зерна получался пышным и вкусным как сдобные булки!
Отец бабы Хритиньи, Архип был крестьянин местный, умный и справедливый. При этом ещё обладал отличной памятью. Землю чувствовал всем своим существом. Точно знал, когда именно нужно зерно сеять, а когда убирать. На базаре всегда обмен и продажи удачные и взаимовыгодные делал. Поэтому со всей деревни ему заказы давали, да с излишками на базар снаряжали.
Говорили, лучше помогут, да на его поле лишний день поработают, чем на базаре ошибутся по не знанию. Все в той деревни были неграмотные. И Архип был вроде как не грамотный, но благодаря памяти и цепкому уму всё учитывал и никогда не ошибался. Что хоть раз увидел или услышал, никогда не забудет. Поэтому вся деревня ему доверяла продавать и обменивать все свои товары и поделки из бересты, продукты, шкуры и зерно.
Баба Хритинья до глубокой старости отказывалась носить покупное нижнее бельё, всегда шила для себя сама. Слегка приталенные короткие маечки и панталоны почти до колена. Говорила, что с резинками- продёжками намного удобнее. Раньше резинок не было, поэтому они с мамой шили на верёвочках, завязках, подвязках и пуговках.
Продолжение следует. История третья. Александра.
Нижнее белье до революции у деревенских женщин. Из первых уст https://www.livemaster.ru/topic/3302294
Моя бабушка Хритинья(1903-1998гг) https://www.livemaster.ru/topic/1980065
История моего деда. Неудавшийся побег https://www.livemaster.ru/topic/1924829
Милый Филипп https://www.livemaster.ru/topic/3103175
Свидетельство о публикации №220013001885