Шедевры из нукуса

Коллекция советского искусства, собранная энтузиастом, первым директором Государственного музея искусств Каракалпакской АССР, художником И.В.Савицким, уже завоевала, как сегодня говорят, широкую известность в узком кругу. Развёрнутая в залах Государственного музея искусств народов Востока, выставка «Забытые полотна. Советская живопись и графика 1920-1930 годов» из Нукусского музея стала ещё одним проявлением процесса стирания белых пятен истории нашей культуры. Представлены произведения художников, в сталинские времена гонимых как «формалистов», незаслуженно преданных забвению. Савицкий покупал холсты и рисунки прямо в их мастерских или у наследников.

На выставке из Нукуса мы видим реальное слияние европейской живописи с культурой Востока, ощущаем атмосферу человечности, раскрепощённости личности, которая помогла многим художникам в утверждении принципов искусства XX века.

Искусство москвичей наиболее ярко представляют неизвестные многим полотна Р.Фалька, А.Шевченко, А.Куприна, В.Рождественского, К.Истомина, запечатлевшие время надежд, когда ещё непоколебленная вера в идеалы делала людей счастливыми, несмотря на трудности и нужду. Мир и человек предстают как нечто глубоко разумное, гармоничное, природа не противостоит герою.

Подлинным открытием для широкого зрителя стал восточный раздел экспозиции. Для многих искусство Средней Азии всё ещё связано с дореволюционными представлениями о его орнаментальном характере, ибо издавна религиозные догмы запрещали изображать человека.

Национальная школа сложилась лишь в советское время. У её истоков стояли многие русские художники, которые посвятили своё творчество этому краю. Синтез европейских и национальных традиций породил особый колорит произведений одного из родоначальников искусства Средней Азии, А.Волкова, и его учеников. Все они остро чувствовали время. Глядя на полотна Н.Карахана, чувствуешь перекличку с художниками 20-х годов, увлечёнными эпохальными преобразованиями.

Привычным и во многом трафаретным представлениям о героическом романтизме в искусстве того времени выставка противопоставляет мечту об идеальном герое и в «Портрете молодого человека» А.Николаева (Усто-Мумина), и в образе противника-злодея, возникшего из восточного эпоса, из сказок на полотне «Курбаши» А.Подковырова.

Время как бы замирает под знойным солнцем Востока, и мы погружаемся в неподвижную тишину «Багряной осени» У.Тансыкбаева. Одна из любимых тем А. Волкова — чайхана, своего рода народный клуб. В ритуале чаепития-беседы как бы оживает память о далёком прошлом, утверждается непрерывность духовной жизни народа. В этих полотнах впечатляет глубина созерцания, которой учит культура Востока. И ещё один важный урок преподают нам эти полотна: они пробуждают уважение к человеку независимо от его общественного положения. Скромным людям — красильщикам и портным, женщинам и детям гетто — посвятила своё творчество Е.Коровай.

Сегодня без коллекции Нукусского музея нельзя представить наше искусство 1920-1930 годов. С болью осознаёшь, что авторы многих работ так или иначе поплатились за своё стремление быть искренними, правдивыми, дорожить своей позицией и своим языком рассказывать о времени. Традиции высокого профессионализма, уважения к человеку, правдивой исповедальности, запечатлённые в искусстве этих художников, нам сегодня предстоит продолжить.

Евгения ГОРЧАКОВА

В качестве иллюстраций к статье были использованы следующие картины: А.Козлов. «Москва-река» (30-е годы); У.Тансыкбаев. «Багряная осень» (1931 г.); Е.Коровай. «В бывшем гетто. Бухара» (1932 г.); Р.Фальк. «Натюрморт со жбаном» (10-е годы); Н.Карахан. «Строительство Бухары» (1930 г.); А.Волков. «В чайхане» (1928 г.).

КРУГОЗОР №9 1988


Рецензии