***

  А завтра была война!
  С тех пор прошло почти восемьдесят лет и семьдесят восемь из них-мои! И сейчас,когда много пишут и говорят об этих жутких  страницах нашей истории, я с ужасом представляю свою мать, оказавшуюся на краю гибели. Каким образом она избежала участи погибших в блокаду ленинградцев-непонятно никому из нас! Конечно,она стремилась к тому единственному человеку,который помогал и поддерживал её  последние 2-3 года. Но муж,выслушав удручающие результаты этой поездки от беременной жены,стал уходить от семейных проблем с помощью водки. Часто,возвращаясь домой совершенно пьяным, он высказывал свою обиду на то, что жена так и не сделала его счастливым отцом, и следующий его ребёнок не будет мальчиком. Жена понимала, что в этом он прав,т.к. эта беременность протекала точно также ,как и предыдущая. Но не только это было результатом испорченных отношений-ему в очередной раз намекнули о том,чтобы он сделал выбор между престижной своею работой   и своей семьёй-рассадником врагов народа. На этот раз Яков Иванович уже не желал защищать честь своей семьи,- он просто запил,и, когда жена рожала очередную дочь своему мужу,он лежал с поломанной ногой в больнице. Родилась я, и мой девятилетний брат в сапогах отца нёс меня из роддома, а мама в чулках едва поспевала за

нами, настолько она была слаба и её опухшие ноги не вмещались ни в какую имевшуюся обувь. Я родилась 13-го января-суровая зима была в разгаре,но Ядвига со своими тремя детьми болеть не имела права. Снова выручал базар. Вещи братьев и мужа,вывезенные из  Ленинграда, вывязанные салфетки и вышивки,над которыми мама сидела ночами-На вырученные от продажи деньги, мать кормила своих детей,а отец пропивал всё своё заработанное и прихватывал себе на завтраки деньги, вырученные на базаре. Так прошло ещё около двух лет. Хлебные карточки мама получила в  мае сорок четвёртого года, когда отца отправили на фронт.


Рецензии