Разные разности Часть III Глава VIII

Почему интеллигенцию в целом, и интеллигента в частности, иногда называют паршивым? Понятия не имею, наверное замечают что–то такое, что не сразу и увидишь.

Само слово «интеллигент» по происхождению иностранное, тамошнее, говорят польское, а интеллигенты по происхождению, тутошние, уже непорядок. В переводе с английского слово «intelligent», означает «умный, смышленый» и возможно является родственным, а скорее всего производным от слова «intellect» – «рассудок». Вполне возможно, но не уверен, что это именно так.

То, что это понятие и явление присуще только России, без сомнения. На Западе людей умственного труда и в частности тех, кто не прочь поразмышлять о мироустройстве и счастье человеческом называют интеллектуалами, но при этом уж никак не выделяют в какую–то отдельную социальную группу. У нас же решили не мелочиться и придумали свой «велосипед» способный передвигаться по ухабам российского житья–бытья. На Западе дороги–то хорошие, потому там интеллектуалы, у нас не дороги, а направления, потому не интеллектуалы, а интеллигенты, хотя и являющиеся интеллектуалами.

***

Говорят, началось всё с Радищева, в конце XVIII века, после того, как он опубликовал свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Уж сильно он сострадал в нём крепостному крестьянству за что и навлек на себя гнев матушки–императрицы Екатерины II. Процесс пошёл, следующими интеллигентами можно считать декабристов, но те хоть что–то попытались сделать, не ограничились одними разговорами.

Вообще, кто такой интеллигент по своей сути? Это человек безусловно образованный, иногда неглупый, занимающийся умственным трудом. Его кругозор достаточно широк для того, чтобы иметь возможность видеть и оценивать происходящее в обществе не только через призму официальной политической доктрины государства. Он способен сформулировать более–менее вразумительное и правдоподобное собственное мнение.

В идеале, это просто умный и образованный человек, с которым приятно поговорить. Это в идеале, но идеал для России неприменим, а то и вообще вреден. В нашей стране интеллигент просто обязан быть человеком недовольным, этаким бунтарём, хорошо хоть что уровень «буйства» для каждого индивидуален.

***

Формирование и первичное развитие интеллигенции началось в XIX веке. Промышленность развивалась, для неё знатное происхождение и дворянство вообще были не более чем пустым звуком. Да и сами люди знатные предпочитали служить царю–батюшке либо на военном поприще, либо в сфере управления государством, промышленность считалась чем–то не соответствующим их знатному происхождению, а потому недостойным. По своей сути промышленность, это то же ремесленничество, только в крупных масштабах, а так один в один. Ну а поскольку масштабы выросли, то понадобились грамотные и образованные люди способные с этой промышленностью совладать, в частности, люди технических профессий, но уже с высоким уровнем образования.

В технические профессии и в образование шли из простолюдинов или же из мелкопоместных и обедневших дворянских родов. Это потом уже некоторые из них становились великими и знаменитыми. Изначально же это было уделом людей простых, не отягощенных знатным происхождением. И что интересно, на  развитие и дальнейшую историю государства в целом большое влияние оказывали люди незнатные, достаточно вспомнить: Малюту Скуратова, Меншикова, Аракчеева. Они - наглядный пример притока «свежей крови» в статичную по происхождению государственных мужей, а оттого и пробуксовывающую, государственную машину.

***

В XIX веке обозначилось и продолжало нарастать несоответствие между государством, вернее, формой его устройства и промышленностью. Если первое изо всех сил старалось ничего в себе не менять или же если уж менять, то что–нибудь второстепенное, но никак не основное. Основой и опорой, как и сто–двести лет назад продолжали считать людей знатного происхождения, а не людей подлых. Промышленные и торговые отношения сами по себе для государства были явлением новым и революционным и не помещались в рамках и представлениях существующей государственной системы.

Государство в своем развитии стоит на месте и не хочет изменяться, а промышленность и промышленная торговля однажды возникнув не развиваться не могут, иначе просто развалятся и погибнут. Это как идти по болоту: пока идешь – нормально, остановился – трясина засосет и каюк. Отсюда и противоречия.

Повторюсь, промышленности, торговле и в силу этого изменяющемуся обществу, были нужны образованные люди и они не заставили себя долго ждать, появились. Возможностей, в силу открывающихся перспектив, стало больше, знатное происхождение для получения образования стало необязательным, хотя и до этого как–то выкручивались, кто как мог. Но всё равно, принадлежность к дворянскому сословию была весомым аргументом.

***

Чего греха таить, государство на это отреагировало. Всеобщая грамотность для всех сословий, за исключением крестьянства, стала обязательной. Наверное считалось, что крестьянам необязательно читать книги по земледелию, народных примет с них достаточно. Но и в деревнях были школы и крестьянские дети тоже учились в них читать–писать.

Но промышленный рост это не только увеличение количества заводов и количества выпускаемой ими продукции. На авансцену общественной жизни стали выходить: ученые, врачи, преподаватели, инженеры, деятели искусства и культуры, и другие представители интеллектуального труда.

Если раньше, по большому счету, их место было «в зрительном зале» и они не могли сильно влиять на общественную жизнь, политику оставлю в покое, государства, всё влияние происходило в рамках дворцовых интриг, то в новых реалиях всё изменилось. Интриги остались интригами, но вынуждены были потесниться и пустить на «театр общественных действий» новичков–интеллектуалов, в российских реалиях, интеллигенцию.

Стоит сказать, что все кто пошел, так сказать, в интеллигенты, пошли не только в силу обстоятельств и появившихся возможностей, вернее, сложившейся ситуации позволившей им самореализоваться и самовыразиться, что одно и тоже. Надо же куда–то девать природные таланты и способности – вот, пожалуйста, действуй.

Кто и как, и в какие сферы труда умственного и созидательного подавался – определить не представляется возможным. Достаточно посмотреть на то, как сегодня молодые люди выбирают себе профессии. Помимо популярных: управленцев, врачей, юристов и экономистов, существует великое множество других специальностей и соответствующие профильные факультеты им не пустуют, находятся желающие посвятить себя той или иной профессии. Примерно такое же происходило и сто с лишним лет назад. Кто–то шел в профессию, потому что чувствовал тягу к ней, а кто–то потому, что там потеплее и повыгоднее, можно миллионами ворочать и при случае часть этих иллионов пристраивать себе в карман.

***

Те, кто шел служить отечеству на любом из существовавших поприщ ради своей выгоды были всем довольны ну или почти всем довольны и особо не вякали. Своей главной задачей они видели возможность сделать карьеру и нажиться, сфера деятельности особого значения не имела. Самое главное, чтобы денег там крутилось побольше, а по ходу пьесы, мол, разберемся.

Но таких было, есть и будет, к счастью, всегда меньшинство. В подавляющем своём большинстве народ не казнокрад и не мздоимец, хоть и бессребреником не назовешь. Так что, молодежь шла постигать науки, чтобы «…отчизне посвятить души прекрасные порывы…»

Я это всё так подробно расписываю, правда слегка бестолково, не потому что хочу «разжевать и в рот положить», а потому что подобно тому докладчику на открытии трамвайной линии в Старгороде, сам заблудился в придаточных предложениях, вот и пытаюсь выбраться, а переписывать лень, и не буду…

***

В жизни вообще, всегда найдется то, что в очередной раз продемонстрирует, что идеал недостижим, каждой бочке с медом своя ложка дегтя. Невозможно сделать что–то на все сто процентов, обязательно остается нечто недоделанное и нереализованное. Пусть это нереализованное и является отправной точкой для дальнейшего развития и движения вперёд, всё равно неприятно и человек недоволен, вернее доволен, но не до конца. То же самое и с самореализацией вообще и конкретного человека в частности. Невозможно выложить всё на что способен, обязательно что–то останется. Да и сам изначальный сценарий самореализации весьма и весьма отличен от сценария «по ходу пьесы».

Дело делается, но энергия и силы в запасе, так сказать, ещё есть и их надо куда– то деть. Крестьянину в хозяйстве всегда найдется чем заняться: забор поправить, дров   нарубить, лишними не будут, думать ему особо некогда. Думать–то он думает, но применительно к своей земле и своему дому, а не так чтобы вообще. Да и кругозор с образовательным уровнем не позволяют заглянуть за горизонт, и зачем туда заглядывать, если то что нужно и отсюда видно, а там может и нет ничего полезного для хозяйства, вспомните мультяшную фразу про Таити.

Опять же, государство, как общественное образование, структура более костная и медленнодвижущаяся, чем промышленность, что вызывает недовольство той же интеллигенции в плане как собственной самореализации, так и неполной реализации «планов громадья». «Треугольник» c углами под названием: «государство», «общественные отношения», «производственные отношения» в идеале должен быть равнобедренным и его «равнобедренность» в первую очередь зависит от государства, поскольку оно является вершиной этого треугольника. Но как уже упоминалось, идеал недостижим, на «вершине» тоже люди, и у них тоже есть свои интересы, но это как частный случай, вот и тянет постоянно этот «треугольник» в «кривобокость».

***

Человеку можно запретить делать практически всё, даже дышать, если под присмотром, но невозможно запретить человеку думать. Над нашими мыслями не властен никто. В силу каких–то причин и обстоятельств они могут менять как своё направление, так и полярность, но само их существование неизменно, они всегда есть и их всегда много.

Мысли прорываются на свет в виде разговоров. Достаточно вспомнить неистребимое желание любого человека выговориться, начиная с того, чтобы рассказать о несправедливостей жизни в виде тещи, соседей и начальства, и заканчивая прожектами по более лучшему порядку мироустройства в масштабах планеты.

Вот в силу хотя бы вышеперечисленных причин интеллигенция и ударилась в разговоры на отвлеченные темы. Образование и эрудиция позволяют видеть и оценивать ситуацию всесторонне и глубоко, она жизненно важна, да и нереализованная энергия присутствует, её тоже надо куда–то деть.

Но разговоры разговорам рознь. Одно дело, поговорить при случае, или собравшись в компании о том, что действительно не оставляет равнодушным, и совсем другое разговаривать разговоры самолюбования и самокрасования для. Это очень разные вещи. Приняв эстафету в разговорах на темы общественной жизни от людей неглупых, мыслящих трезво и конструктивно, но занятых в первую очередь своим делом, а подобным разговорам уделяющим внимание не более, чем как обмену мнениями между собой, «краснобаи и баламуты» взяли себе эту тему на вооружение.

***

Есть такие люди, которые только и умеют, что красиво говорить. Достаточно вспомнить господина Рудина из одноименного романа Тургенева. Но такие господа и товарищи люди безобидные, они только и делают что говорят. А ещё один литературный герой, Васисуалий Андреевич Лоханкин, безусловно причислявший себя к интеллигенции, так тот даже и не говорил, а просто думал. Целей у этих говорунов и думальщиков в этом направлении никаких, им просто нравится «состояние интеллигентного человека». А были и есть те, кто не только говорил, но и делал, и делает. В этом случае «состояние интеллигента» трансформируется в «состояние борца за счастье народное», хотя на самом деле  к последнему никакого отношения не имеет, потому что наплевать им на народ и на его счастье. У них свои цели, а это не более чем средство и красивая вывеска  одновременно.

Так из умных разговоров и светлых чувств, вернее, на их волне, появились сначала народники, потом революционеры и вообще террористы всех мастей. Что они творили и творят, даже и ужасом не назовешь. Повторюсь, им плевать на счастье народное и на то, чтобы всем вокруг стало хорошо. Они заинтересованы в первую и единственную очередь, чтобы им было хорошо, а остальным, как получится. Но во всех случаях лозунги и призывы, хоть плач от умиления, но плачет народ от действий тех, кто эти лозунги претворяет в жизнь, поставив во главу угла свои интересы. Не нравится тебе как всё устроено в обществе, так скажи об этом, зачем людей–то убивать?! Кощунственная мысль, но получается, чтобы по доходчивее было, так что ли?

А интеллигенция, что интеллигенция, она говорит, больше возмущается и не соглашается, чем думает о возможных последствиях таких разговоров. Они, разговоры, и светлые чувства их породившие, подхватываются подонками и убийцами всех мастей в масштабах, начиная от кучки людей и заканчивая масштабами государства, а дальше всё происходит по не раз отработанному сценарию.

Сравните два слова: «революция» и «эволюция». В виде помощи и подсказки предлагаю слова: «прогресс», «регресс» и «return» – возвращение, возврат в переводе с английского.


Рецензии