Жадно жить

(Беглая рецензия на рассказ «Третий тост», автор лётчик «полковник Чечель»)

 «Встречается порою человек
   И вашу душу странно освещает..»
   ( Константин  Ваншенкин)

   Этот эпиграф взят из рассказа «Третий тост». Тут всего в две строчки улеглось очень ёмкое впечатление от течения жизни такого незаурядного человека, как автор Чечель. Его уникальность заключается в том, что он – жадно живущий.

  Жадно жить – это: жадными глотками утолять жажду на обезвоженном участке пути, жадно глядеть на роскошный пейзаж (каждый раз, как в последний), жадно впитывать каждую энергетическую частицу  яркого впечатления (от: тепла поцелуя женщины, головокружительного вихря удачного экстремального движения, восхода/захода солнца, захватывающей (дух) свободы полёта в небе или под водой, …), но быть жадным на высвобождение личного зла, жадно впитывать знания, жадно глотнуть воздух (свободы, счастья, любви, гор, леса, моря, степи,…), жадно прильнуть лицом к ладоням своей матери или любимой женщины,  жадно окунуться в тепло долгожданного или спасительного костерка, жадно раствориться душой в переливах мелодии звуков (походной гитары, моря, горного ручья, цикадно-сверчкового хора, симфонического или рок-ансамбля, треска костровых или каминных поленьев, весенних соловьиных трелей, шума ветра в верхушках деревьев,…), жадно наслаждаться теплом телефонной трубки, из которой звучит родной голос (родителей, любимой девушки, жены, ребёнка, внуков, …), жадно впитывать чистейший «кислород» эмоций от дружеского общения, жадными шагами поглощать (путешествовать)  новые километры интересных тропинок жизни (жадно заглядывая за неведомый горизонт), жадно искать встречи с замечательными и самобытными людьми,…  Да мало ли ещё найдётся поводов для такой формы жадности в душе нормального человека.

  Это, если «вкратце» и «не пафосно». : ))) (смеюсь на полусерьёзе)

  Рассказ «Третий тост» я собирался только мельком просмотреть, из-за нехватки времени, но не смог оторваться от чтения его строк, нырнув в щедрый вихрь озорной куролесицы человеческих образов и событий насыщенной жизни автора. Он часто пишет, что многие его тексты ориентированы на лётчика-читателя, но это не совсем так потому, что его литературный задор находит отклик в сердцах людей самых различных профессий. Это чем-то напоминает творчество Владимира Высоцкого, только именитый бард больше социальных слоёв населения цепляет, успешно охватывая разные возрастные категории.

  Есть такая народная поговорка для успешного человека: «На ловца и зверь бежит». В полной мере, она применима к оценке способа жизни Чечеля – судьба своей щедрой рукой подарила ему очень много встреч с легендарными людьми. Чего стоит только одно мгновение его жизни, когда ему удалось за рукав пиджака подёргать самого Юрия Гагарина. Да и Владимира Высоцкого судьба не пощадила (шучу), сделав его вторым по отношению к Чечелю, когда, волею случая, в аэропорту, для регистрации на посадку, она поставила именитого барда следом за малоизвестным (тогда ещё) лётчиком.
   
  Кстати, совершенно не известно, как отнёсся бы Владимир к такой мимолётной встрече, если бы ему удалось дожить до наших дней и узнать о том, какой интересный и сильный духом с ним тогда стоял в очереди человек в лётной форме. Думаю, что это впечатление непременно бы вылилось в замечательные стихи о стойкости мужчины-экстремала и его силе жажды к жизни. Хотя, я могу и ошибаться потому, что все темы вдохновение барда не может охватить. Ведь не дошли же его талантливые руки до подвига Павла Корчагина, несгибаемость которого навязчиво заелозили усердные политики в погоне за пропагандой своих взглядов, забыв за всей этой суетой, что это жизнь реального человека. Словом, спасибо и на том, что Высоцкий успел создать такую замечательную вещь, как «Песня летчика-истребителя», которую он написал после встречи с Алексеем Маресьевым.

  Когда молодой человек активно живёт в состоянии «не лежачего камня», под который всё время течёт «вода» бурных событий, то он способен и автостопом на попутных самолётах летать, как автор это сделал, когда он, оказавшись без денег, до своего Оренбурга сумел добраться на грузовом ЛИ-2.

   Из литературной метелицы тем этого рассказа мне особенно запомнилось описание горнолыжной турбазы для военных под названием «Терскол» – это своеобразный «Артек» для взрослых и смелых людей, полных задорной энергии и сил. Среди прочих там мелькнул колоритный экземпляр в лице радушного тамады Гурама Николайшвили, для хлебосольных и чачесольных посиделок, с которым понадобится богатырское здоровье бывалого авиатора. На этом примере мне теперь стало понятно, зачем так много времени уделяют врачи регулярным проверкам здоровья лётного состава. И тут не в больших полётных нагрузках проблема – это минутное дело! (смеюсь) А вот ты,  поди, да выдержи застольную перегрузку весёлых пирушек авиационной братии.  А им всё, «как с гуся вода». Они потом на следующий день: на лыжи могут встать (хотя, ещё неопытному, Чечелю это не всегда удавалось поначалу), могут в художественной самодеятельности поучаствовать или в спортивных соревнованиях.

  В этом пёстром повествовании, ещё мне приглянулся яркий пример того, как ведёт себя на пирушках человек, который задался целью жадно «жить  на всю катушку». Автор пишет, что ему как-то (в гостиничном номере «Терскола») посчастливилось оказаться за одним столом с двумя выдающимися людьми:  Иван Иванович Бачурин (космонавт-испытатель, «Заслуженный лётчик-испытатель») и Анатолий Арцебарский (космонавт). Было очень интересно с ними общаться и коньяк вкусный попивать не спеша, но не тут-то было – у автора «заиграло озорное шило в попе». Другой бы на его месте сидел «до  упора» донышка коньячной бутылки, наслаждался компанией, но этому человеку показалось мало ярких эмоций и он, в какой-то момент, думает про себя: «Вот это да, такие люди!!!». И тут начинает понимать: «…чтобы соответствовать рангу этих людей, надо сделать что-то неординарное…». Он просит подождать его десять минут и выскакивает из гостиничного номера, совершенно не зная, что будет искать. Действуя по принципу «Война план покажет!». Ноги автора принесли его на дискотеку. Там он, в скоростном стиле истребителя-перехватчика, экстренно знакомится в танце с замечательной девушкой-бардом и радушно приглашает её спеть свои песни в гостиничном номере космонавтов. Автор был так убедителен, что девушка соглашается на этот внеплановый концерт. Они заходят за гитарой и устраивают космонавтам душевные посиделки под звуки струнной акустики.

   Дальше по тексту рассказа следует интересная глава-ода, посвящённая замечательному специалисту своего любимого дела – лётчику-испытателю Ивану Ивановичу Бачурину. О котором можно сказать, что он с жадностью набрасывался на свою любимую работу. Досадно было узнать, что судьба так бестолково распорядилась последним дыханием этого яркого человека, Лётчика с большой буквы. Тут остаётся похвалить автора за умелое продление виртуальной жизни И. И. Бачурина, посредством рассказа «Третий тост», усиленного отчётом Ивана «о полёте на аналоге «Бурана» («двойке»)».

   Из уважения к мужеству профессии настоящего Испытателя, с непокрытой головой нужно читать такие фрагменты, как посадка самолёта (тренажёр-аналог «Бурана»), отвесно падающего «ломом» с высоты 10 000 метров и посадочной скоростью 400 км/ч, когда «Грудной клетке (лётчика, прим. авт.) становится мало места. Она пытается вырваться наружу. ….. резко поднимается давление в крови, не хватает воздуха, и полной грудью получается вздохнуть только после касания колёсами ВПП или набора высоты снова…». Такой ценой ковалась наша победа в космосе, за счёт: смекалки, мужества, мастерства и здоровья самоотверженных Лётчиков-испытателей.

   При прочтении рецензируемого рассказа, можно отметить, что автор – счастливый человек потому, что ему везёт на встречи с интересными людьми. Их список будет очень большим. Мельком тут могу отметить: легендарного Лётчика Тимура Автандиловича Апакидзе, Голтиса, целителя Аббая, космонавта Юрия Лончакова, путешественника  Виталия Сундакова,  Игоря Ларькова ….

  Правда, лично у меня к Виталию Сундакову двойственное отношение. С ним лично я не общался, могу судить только по видеороликам в ютубе. Мне он кажется человеком с излишним самомнением о себе. Он больше похож на умелого шоумена в профессии путешественник. На мой личный взгляд, многие его разглагольствования в интернете носят менторский и безапелляционный характер. Сам Чечель говорит о своём друге так: «…При споре с Виталием Сундаковым я всегда вспоминаю армию: "заходишь в кабинет начальника со своим мнением, выходишь с мнением начальника" - он просто давит своим "авторитетом", из-за этого ему своё, более правильное мнение, "блин", навязать ох как тяжело...».  Сам Виталий говорит о себе, что: «Вася (имя Чечеля, прим.авт.), могу позволить себе такую роскошь - дружить с несколькими людьми, независимо от их конфессии, вероисповедания, богатства, политических взглядов, связей и меркантильной выгоды, могут они мне что-то дать или нет. Дружу потому, что они мне близки по духу». На первый взгляд это замечательные слова, но здесь настораживает формулировка-уточнение,  сказанная в настоящем времени: «…могу позволить себе…» («сейчас», прим. авт.). Может я не прав? Но для меня это звучит, как констатация того, что раньше он не мог позволить себе дружбу с людьми этих категорий. Причём, на мой взгляд, разочаровывает ключевой акцент здесь: «…могут они мне что-то дать или нет…». Получается для прошлого времени: «дружу потому, что» или «дружу для того, чтобы», но не просто так.

  Ладно. Всё это спишем на пустые придирки. : ))) (смеюсь) Хорошо, что сегодня он готов дружить просто так. Это замечательно!

   Тем более, что он мог зациклиться на возможности быть полноценным другом, помогая материально по принципу: «Богат не тот, кто не нуждается. Богат тот, кто помогает нуждающимся». Правда, никто не отменял такое мощное понятие, как моральная помощь, которую далеко не всегда можно деньгами заменить. В конце своего рассказа автор приводит несколько замечательных примеров такой помощи.

   Самой забавной моральной поддержкой Чечеля мне показалось получасовое пение калядок по телефону, затеянное заботливой семейной четой Голтисов. Как сам автор пишет: «…Ну, разве после этого могли мы дрогнуть и допустить "слабость духа?" Конечно, нет. Вот что значит моральная поддержка друга, пришедшая вовремя…».  Выходит, что при сильном желании можно «себе позволить» дружить и без денег.

***** 


P.S. Один читатель написал забавный отзыв на этот рассказ:
   "Присоединяюсь ко всему сказанному... С полковником Чечелем и его крылатыми соратниками с детства знаком...Я в песочнице сидел....А они меня с неба пугали...Но я не пугался, а восхищался...".

В.К. (03.02.2020): "Ладно, и я присоединюсь ко всему сказанному : ))) (смеюсь), да и в песочницы мне приходилось наведываться (по роду детских занятий)
С писателем Чечелем познакомился недавно на литературных страницах этого сайта.
Лётчики меня в песочнице не пугали, а вот в небе было дело. В возрасте двух лет мне было страшновато в вертолёте отца летать. Мотор очень грозно и громко рычал, да и пол в кабине местами прозрачный.

   В ответ на это читатель пишет: "Я тоже недавно с ним познакомился на бескрайних просторах сайта...Да и пишу недавно. Лишь с апреля прошлого года....".

В.К. (04.02.2020): "Наверное, мне придётся в этом месте позавидовать автору - 15504 просмотров посетителей и 1241 рецензия на Ваши рассказы. И это всего лишь с апреля 2019 года! Браво! Похоже, что Вы умеете находить отклик в читательских сердцах и значит не зря пишите - есть способности и тема для слова. Так держать!".

   P.S. "2" Только с юмором и самокритичностью немного не того получилось. Вы не обратили внимание на то, что я пытался пошутить над двусмысленно написанной фразой "С полковником Чечелем и его крылатыми соратниками с детства знаком" :))))

Вышло, как в известном мультике, где запятую нужно было правильно поставить, чтобы голову не потерять: "Казнить нельзя, помиловать!" :)))

Думаю, что Вы достойно (по-Чечельски) сумеете отнестись к этой дружеской критике, а может это даже подвигнет Вас в моих словесных огрехах порыться и озорно "утереть мне мой писательский нос" :))) (смеюсь)
 
С уважением и улыбкой, Виктор


Рецензии
Присоединяюсь ко всему сказанному... С полковником Чечелем и его крылатыми соратниками с детства знаком...Я в песочнице сидел....А они меня с неба пугали...Но я не пугался, а восхищался...http://www.proza.ru/2019/08/05/884

С улыбкой Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   03.02.2020 08:32     Заявить о нарушении
Ладно, и я присоединюсь ко всему сказанному : ))) (смеюсь), да и в песочницы мне приходилось наведываться (по роду детских занятий)
С писателем Чечелем познакомился недавно на литературных страницах этого сайта.
Лётчики меня в песочнице не пугали, а вот в небе было дело. В возрасте двух лет мне было страшновато в вертолёте отца летать. Мотор очень грозно и громко рычал, да и пол в кабине местами прозрачный.

Виктор Комосов   03.02.2020 19:12   Заявить о нарушении
Я тоже недавно с ним познакомился на бескрайних просторах сайта...Да и пишу недавно. Лишь с апреля прошлого года.... Сейчас активно работаю над серией рассказов о войне.. Хочу предложить вниманию последний рассказ. Немного необычный..." Еду я на родину.Рубеж.1944".

С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   04.02.2020 04:46   Заявить о нарушении
Наверное, мне придётся в этом месте позавидовать автору - 15504 просмотров посетителей и 1241 рецензия на Ваши рассказы. И это всего лишь с апреля 2019 года! Браво! Похоже, что Вы умеете находить отклик в читательских сердцах и значит не зря пишите - есть способности и тема для слова. Так держать!

PS: Только с юмором и самокритичностью немного не того получилось. Вы не обратили внимание на то, что я пытался пошутить над двусмысленно написанной фразой "С полковником Чечелем и его крылатыми соратниками с детства знаком" :))))

Вышло, как в известном мультике где запятую нужно было правильно поставить, чтобы голову не потерять: "Казнить нельзя, помиловать!" :)))

Думаю, что Вы достойно (по-Чечельски) сумеете отнестись к этой дружеской критике, а может это даже подвигнет Вас в моих словесных огрехах порыться и озорно "утереть мне мой писательский нос" :))) (смеюсь)

С уважением и улыбкой, Виктор

Виктор Комосов   04.02.2020 09:51   Заявить о нарушении
Да нет, я понял ... Я и фразу про песочницу написал тоже двусмысленно...из самокритики.... Так что тут все в порядке! Кстати, напомнили мне про вертолет...Есть детские воспоминания...

А читатель идет в основном из соцсетей. Я таи размещаю ссылки на свои рассказы...В основном в группах из родных мест...Земляки, которых по свету разбросало... Василий Васильевич, кстати тоже практически земляк...Их база была всего в пятидесяти километрах...от моей песочницы.. Оттуда же, из соцсетей, и отзывы получаю. Нравится - не нравится...

С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   04.02.2020 12:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.