Период присваивающей экономики

Приматы (обезьяны) появились где-то 40 млн лет назад, а человек, как указывалось, намного позднее. Начало человеческой деятельности относится к периоду, когда он не просто взял палку, чтобы сбить с дерева плоды или выкопать коренья, а когда заострил её. Не просто взял камень, а оббил его, чтобы он имел острые края и им можно что-то соскребать, скоблить, резать и т. д. Главные признаки человека: изготовление орудий труда, приручение огня, речь. Они формировались постепенно в
течение очень длительной эволюции.

Процесс создания и совершенствования орудий труда очень медленный: отколотый кусок камня, оббитая галька, шлифованный, полированный камень, заострённый  камень, привязанный к палке, наконец, составное орудие – отщеп от гальки, закреплённый в деревянной ручке и т. д. На возникновение и развитие этих процессов уходили тысячи и десятки тысяч лет. Соответственно эволюционировала способность голосовых связок человека издавать звуки, менялись формы организации: первобытное стадо (праобщина), первобытная орда, раннепервобытная община, позднепервобытная община, соседская община,большая семья, парная семья, племена, союзы племен, поселения, города, государства, союзы государств. На эти процессы
ушли миллионы лет.

Самой долговечной формой оказалась первобытная община. Ее основу составлял род – группа родственников по материнской линии. Если в её составе был один род – это однородовая община, если больше – многородовая община. Можно примерно определить её численность. Она зависела в основном от наличия средств существования человека в том или ином регионе и способов их получения. В очень долгий период существования присваивающей экономики определяющим фактором для поселения и пребывания людей в той или иной местности было наличие растений и животных, пригодных в пищу.

Окружающая среда была кормовой территорией для человека. Ее площадь определялась скоростью передвижения человека пешком и продолжительностью светового дня. Человек должен был пройти определенное расстояние, собрать плоды, ягоды или поохотиться, наловить рыбы и засветло вернуться на стоянку. Можно предположить, в средней полосе современной России кормовая территория была бы такой, что могла прокормить 40–50 человек. Это и будет численность общины для данного региона.
Наличие средств существования зависело от природы, погоды, климата, эпидемий среди животных, урожайности растений, удачи и т. д. Зачастую люди вели полуголодное существование. Пищи было мало, и она являлась малокалорийной. Требовалось много времени и усилий для её добычи. Община сама регулировала свою численность и это были, как правило, очень жестокие методы. Например, ещё 1000 лет назад среди народов Скандинавского полуострова существовал следующий порядок.
Новорожденного приносили отцу. Если он брал ребёнка на руки и давал ему имя, ребёнок оставался в семье. В противном случае его участь была печальной. Это называется инфантицид – уничтожение детей. Еще был геронтоцид, когда избавлялись от пожилых людей. А пожилыми в те времена считались люди уже в 30–40 лет. Особенно удивительно, что это было ещё недавно и у цивилизованных сегодня народов. Несмотря на столь жесткие меры регулирования численности членов семьи, перенаселение все равно возникало. И эти лишние люди, например на севере
Европы в основном молодые, создавали вооруженные отряды,садились на морские суда и уходили в европейские страны грабить и убивать (викинги).

Как распределялась пища в первобытной общине? Единственно возможное распределение средств существования в общине – равное, равнодостаточное или равнообеспечивающее,то есть всем доставались равные или пропорционально равные
доли. Хотя, например, среди бушменов Австралии существовало правило, что охотнику, убившему кенгуру, доставался едва ли не худший кусок мяса. Тем не менее, в условиях голода последний кусок могли отдать охотнику, чтобы у него были силы снова пойти на охоту и спасти от вымирания общину. Но зачастую практиковались совместные трапезы, когда пища располагалась в центре, и каждому доставалась его доля.

Все имущество общего пользования находилось в общинной коллективной собственности: промысловая территория,охотничьи загоны, запруды для ловли рыбы, лодки, жилище, цыновки, шкуры животных, очаг, посуда и т. п. Но орудия труда (топоры, ножи и др.), используемые для охоты или рыбной ловли, могли быть в личной собственности. В случае смерти владельца часть вещей могли положить в могилу умершего, а другую – передать наследникам.

Труд был коллективным: охота, сбор плодов, рыбная ловля и т. д. Но существовало половозрастное разделение труда.
Например, при охоте на крупных животных наиболее сложные и ответственные операции выполняли опытные люди, а переносить добычу могли лица помоложе и менее опытные. Охотой на крупных животных занимались мужчины. Они же изготовляли орудия труда, оружие. Собиранием плодов, корнеплодов, грибов, ягод, злаков, а также  приготовлением пищи, уходом за детьми, поддержанием огня, уборкой занимались женщины.

Мелкие работы выполняли дети. Кроме указанного разделения труда существовала и его кооперация. Например, при охоте на крупных животных надо было выследить, устроить засаду, с помощью шума и огня загнать в нужное место (в ямы, завалы),
убить, разделать туши, перенести к месту стоянки, приготовить пищу.
Равное, равнодостаточное распределение или общая трапеза господствовали не потому, что так было правильно или справедливо, а потому, что это был единственно возможный способ распределения, чтобы выживать всей общине с существующей
численностью её членов. Если кому-то дать большую долю,надо эту долю взять у кого-то. А поскольку и так еды едва хватало, чтобы выжить, то получающий меньшую долю от постоянного недоедания просто ослабел бы, заболел или умер с голоду. Таким образом, и равное распределение, и соответствующая ему коллективная собственность были объективно обусловлены и условиями существования, и способами получения средств жизни, и исключительно низким уровнем потребления. Коллективный труд и равное распределение были основой коллективной общинной или родовой собственности.


Рецензии