Начало перехода к земледелию и скотоводству

Появление избыточного продукта

Орудия труда и технология их изготовления очень медленно, но менялись. Первоначально использовались палки, камни,случайно встречавшиеся предкам человека. Потом их начали собирать и хранить. Оказалось, что очень удобных для использования в природе не так много. Постепенно их стали приспосабливать для использования, а потом совершенствовать и специально создавать новые. Например, сначала камень оббивали, делая его заострённым, потом делали из него острые отщепы, потом шлифовали, полировали, пилили и сверлили. Но на переход от одного процесса к другому требовались тысячи или сотни тысяч лет медленной эволюции. Менялись используемые материалы: дерево, кости животных, кремень, известняк, глина (для изготовления посуды), обсидиан, жадеит и т. д., наконец, металлы – медь, бронза, железо. От вида используемых материалов произошли названия эпох: каменный век, медный, железный.

Всякая жизнь на планете Земля возникла и существует благодаря энергии Солнца. Один из самых эффективных способов получения этой энергии человеком – через злаки. Известный исследователь земных цивилизаций А. Тойнби насчитал их в
количестве 21. И все они возникли и существовали, как правило, благодаря тому, что люди использовали в пищу зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, рис, кукурузу (маис), сорго и др. В мясе ещё больше калорий, но оно труднее для усвоения.

Поэтому все скотоводческие народы, имея в избытке мясомолочные продукты, остро нуждались в зерне и не могли без него полноценно существовать и развиваться.
Дикие злаки распространены во многих местах земного шара. Их использование в пищу известно с древнейших времён.

Собранные зерна приносили на стоянку, где из них готовили еду. Во время обработки они нередко просыпались на землю и давали всходы. Это повторялось тысячи раз, наталкивало людей на то, чтобы их специально разбросать вокруг. Сначала их разбрасывали эпизодически. Потом стали делать это чаще, а перед этим ещё и разрыхлять землю заострёнными палками. Со временем отводились для этого отдельные участки земли, которые обрабатывались со временем уже мотыгами. Так постепенно
возникало и развивалось земледелие, которое вело к оседлому образу жизни. При этом стало постепенно и одновременно развиваться приручение диких животных и стойловое их содержание. Все это позволяло создавать излишек средств существования, который превышал текущие потребности.

Собирательством первобытные люди могли заниматься в определённые периоды времени, например, когда созревал урожай. Ловлей рыбы и охотой можно было заниматься практически круглый год. Туши убитых животных охотники приносили на стоянку. Оставшихся детенышей этих животных нередко забирали с собой. С ними, в частности, играли дети. Когда животные взрослели, их также использовали в пищу. Иногда с
этим не спешили, так как к ним привыкали. Они могли давать приплод. Так постепенно начали приручать диких животных.

Сначала приручили собаку для охраны и использования при охоте, затем козу и овцу.
Поначалу пользы от примитивного выращивания злаков было мало – эффективнее оставалось собирательство. Но со временем выращивание развивалось, становилось эффективным и вытесняло собирательство. Хотя сбором диких плодов, ягод и
грибов люди занимаются до сих пор. Так постепенно произошло развитие выращивания диких злаковых культур и превращение их в культурные сорта, устойчивые и высокоурожайные.

А эпизодическая обработка почвы превратилась в регулярную и стала называться земледелием. Оно постепенно отделилось от собирательства.
Таким же образом эпизодическое приручение диких животных, временное содержание их на стоянках общин превратилось в скотоводство. Эти процессы – земледелие и скотоводство – первое крупное общественное разделение труда. Они позволили значительно увеличить производство средств существования. Пищи становилось больше, чем необходимо было для физического выживания людей. Это превышение называется, избыточным продуктом.

Уже первое крупное общественное разделение труда позволило человеку систематически, регулярно производить больше, чем он съедал. Возник интерес у общин, взявших в плен члена другой общины (во время конфликтов, военных
столкновений), оставить его в живых и превратить в слугу, зависимого человека или в раба. А до этого пленённых, особенно мужчин, зачастую убивали. Так, в Древнем Египте до образования рабовладельческого государства понятия «пленный» и
«убитый» обозначались одним словом, пленных непременно лишали жизни. Превращение пленённых в рабов означало сохранение человеческих жизней, появление новой производительной силы.

Одновременно с разделением труда происходила и его специализация. У охотников и рыболовов появлялись силки, ловушки, капканы удочки с крючками, гарпуны, лодки- долблёнки и т. д. Это высокоспециализированное хозяйство (высших охотников и рыболовов) могло быть более эффективным, чем первоначальное земледелие и скотоводство.
С развитием земледелия и одомашниванием диких животных производство избыточного продукта резко увеличилось, и получило распространение трудовое распределение, дополнявшее уравнительное. Первоначально создаваемый избыточный продукт получали не регулярно, а, как правило, эпизодически.
Он шёл в основном на формирование даров – между общинами и внутри них. Постепенно обмен дарами стал престижным явлением. Дарообмен укреплял мирные отношения, упрочивал брачные связи, усиливал авторитет общины и ее предводителя.
Дарились как полезные, так и бесполезные вещи. При этом старались больше дать, чем взять. Авторитет и престиж дарителя был выше, чем у получателя и зависел от размеров дара. В связи с этим производство даров расширялось и получило название
престижной или дарообменной экономики. Престиж становился важнее и ценнее, чем простое накопление имущества.

Для организации даров и связанных с ними действий у глав родов и общин накапливались соответствующие ресурсы (продукты, домашняя утварь и т. п.). Им же полагалась определенная помощь и вознаграждение. Со временем вознаграждение возрастало и превышало их траты. Так у некоторых лиц постепенно накапливался избыточный продукт, создаваемый в общине.

Необходимые орудия труда, одежда, посуда и т. д. создавались членами рода и общины. Некоторые из них стали специализироваться на изготовлении данной продукции (товаров), превращались в ремесленников. Выделение земледельцев из
состава собирателей и охотников было, как уже указывалось, первым крупным общественным разделением труда. Выделение ремесленников – второе крупное разделение труда, а обособление торговцев, обменивающих изделия труда ремесленников и земледельцев, – третье. Эти процессы, а также совершенствование орудий труда и технологий вызывало значительный рост производства и увеличение размеров необходимого и избыточного продукта. Благодаря этому стала резко возрастать численность населения.

Размеры общин увеличивались до сотни и даже тысячи человек. Они включали не один, а несколько родов (многородовые общины). Несколько общин образовывали фратрии, из которых формировалось племя и союзы племен. Жизнь общин усложнялась. Развивались и межобщинные отношения. Потребности в выполнении организационно-управленческих функций увеличивались. У главы рода, общины, вождя племени появлялись советники, помощники. Часть собираемых ресурсов для осуществления даров и обменов и связанных с ними празднеств и пиров они оставляли себе в качестве вознаграждения за труд.

Эта часть со временем увеличивалась, образуя накопления и богатства. Так постепенно появлялись состоятельные, богатые люди. Указанные процессы усиливались при получении и выплате дани, компенсации в межобщинных военных столкновениях. А они учащались и сопровождались грабежами, захватом военной добычи и ее разделом.


Рецензии
Статья Ваша понравилась. Она неплохо раскладывает материал по полочкам.

Но относительно развития земледелия сейчас начинает преобладать другая гипотеза.
Согласно этой гипотезе, человек начинал свою деятельность не с посева, а с прополки дикорастущих зарослей съедобных растений. И только впоследствии перешёл к искусственному созданию таких зарослей.

Беднарский Константин Викторович   04.06.2020 05:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.