Пересказки, часть 43-яя, о Ландыше серебристом

из сборника: «Записная книжка»
Часть №43:


     Вряд ли это будет обычная Пересказка, где удивления чьими-то мыслями, высказанными когда-то прежде, записываю в ракурсе собственного сомнения, поиска и мечтания.
     Почему?
     Так ведь в этом чудесном светлом водевиле Марии Немировской по мотивам  киносценария Галины Слуцки «Ландыш серебристый», сыгранного замечательной командой (Евгений Александров, Мурад Султанниязов, Михаил Трясоруков и многие другие) одного из самых наших любимых театра Буфф не оказалось ни крохи сомнения и ни капли поиска.
     Лишь одна большая мечта!
     Но как же это поистине приятно просто смотреть и наслаждаться полной гармонией и согласием с каждым эпизодом и сценой, обыгранной автором при движении в этом  трехчасовом действе к ней, огромной и на все времена мечте человека.
     Какой?
     Да всё той же недопонятой и недосказанной до конца до сих пор никем, лишь обозначенной великими философами прошлого века одной всем известной строчкой:  «…счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным…»!
     Так в чем же дело? Зачем тогда Пересказка?
     Ведь в согласии нет сомнений, нет поиска, нет… и томлений творчеством.
     Всё это правда.
     Но, как окажется спустя пару часов после, эта безальтернативная, пусть даже и настоящая во всех смыслах слова и, повторюсь, на все времена мечта, затмевающая в этой до слёз смешной и одновременно очень серьезной премьере года несущественные сомнения её героев, оставляет-таки в душе некоторое небольшое сомненьецо или… даже сомненьеца.
     Какое? Точней, какие?
     А вот это и будет сама Пересказка.
     Ну, во-первых, сомненьецо по поводу отсутствия тех сомнений…
     А и, правда, ни один персонаж спектакля, за исключением, разве что продюсера Льва Болотова, чуть помедлившего с приятием этого «… счастья для всех, даром…» от провинциалки Зои, не сомневаются практически ни в чем. Все словно безропотные марионетки в руках всевидящего автора-кукловода, взявшегося одарить их, нас «счастьем…», да так что б «никто не ушёл обиженным».
     Во-вторых, сомненьецо по поводу отсутствия у них, нас метаний в поиске… Истины. Они, мы не испытываем творческих метаний, а лишь талантливо, грандиозно и даже вокально-инструментально идём к назначенной нам мечте. Линии каждого из нас (персонажи, зрители) четки и конкретны по строго восходящей прямой линии к намеченной цели. И хотя каждый из них, нас делает это мастерски изящно, неподражаемо весело и даже по-хорошему смешно, нет ни в ком, не считая будущей звезды Зои Мисочкиной, мимолетно сбежавшей из Москвы в свою провинцию, никакого намека на поиск, на бунт.
     Ну, нет в весёлом водевиле самой простой обычной несгибаемой человеческой строптивости по известному принципу: «…а Баба-Яга против». 
     Да и самой Бабы-Яги нет!
     Зоя не она.
     И это, в-третьих, четвертых и пятых!
     Ну, то есть это третье, четвертое и пятое сомненьецо-удивленье мыслями автора.
     В итоге спектакля «…никто не ушёл обиженным. Не говоря о самой золушке-провинциалке, счастливы все: её продюсеры, прошлая звезда эстрады, влюблённый в неё сын продюсера, отец, подавшийся вслед за дочкой в шоу-бизнес, автор и… зритель.
     Одним словом, все без особых метаний и поиска находят своё место под солнцем.
     Ну, и чего ж ещё можно желать?
     Так ведь это же другой край: светлый, который вряд ли сильно разнится с темным.
     И даже не в том дело, что такого, увы, просто не бывает, и что нет, и не может быть, чтобы «…все ушли не обиженными…», – всегда кто-то останется недовольным! – дело в другом: «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой»!
     В «Ландыше серебристом» есть мечта и… нет борьбы за неё.
     А за всё в жизни должно платить, особенно за счастье, хотя и очень, очень хочется верить, что это всё-таки возможно: «…счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным…» (по памяти из «Пикника на обочине» братьев Стругацких)!
     Но не дай-то Бог, что б оно, счастье кому-то из нас досталось действительно даром, потому как в этом случае мы даже не сможем понять, что это именно оно. И может быть, поэтому мудрые говорят, что бесплатное добро, хуже, чем заслуженное зло, ибо оно дает маленький шанс научиться различать их друг от друга.
     А ещё говорят, что «…если хочешь сделать кого-то счастливым, отними у него всё, а потом верни половину…».
     Впрочем, – это мысли уже других Пересказок и… о других людях.


Автор благодарит своего критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
27.11.2019г.


Рецензии