Глава 3 Грехи наши Тяжкие

1
Школа. Ах, эта школа. Сколько ностальгии в этом коротком слове, в этой конструкции из  пяти  фонем. Каждый  из живущих вспомнит при этом свою Первую Любовь, первый неумелый стих, своих школьных друзей.
 Здание    школы построили лет десять назад . Оно  нежно охристого цвета, каждый кирпичик стены рельефно выделялся, словно его контур начертан черной тушью на старой пожелтевшей от времени бумаге, подобно папирусу, на котором писали фараоны свои причудливые иероглифы. У входа висел большой транспарант с серпом и молотом, который гласил  и поздравлял: « С Семидесятой  Годовщиной Великого Октября! (в памяти всплыла песня Г.О. «70 лет ОКТЯБРЯ»)Ура, товарищи! Слава Ленину, слава Сталину, слава труду» - и как это всё поместилось на довольно узкой пурпурно-кровавой полоске плотной  ткани?!
Удивленно оглядываясь, я вошел в широко распахнутую дверь. На спину давило что-то тяжелое. Я чувствовал себя необычно. Я чувствовал силу. Даже не так: Силу с большой буквы. Так правильнее. Эта Сила растекалась по всему телу как бурная Амазонка по своему устью.   Вероятнее всего мне снова было шестнадцать – я вернулся на полжизни назад, так что вечером я снова буду играть в новенький Pentium 4, только причем здесь серп и молот,  и Ленин со Сталиным? Или сегодня в школе праздник «Back in USSR»?  Надо  будет уточнить.
Оглядываясь пораженно по сторонам, я заметил все атрибуты СССР: это и различные веселые лозунги a’la «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», и портрет во всю стену Вождя Мировой Революции Владимира Ильича Ульянова-Ленина, (из которого в 90-е сделали   торт и из щедрот души накормили дошколят, а те с аппетитом уплетали, с позволения сказать, «торт») и всюду были советские стяги флаги-транспаранты с серпом и молотом.
Ноги меня сами завели  в один из классов, судя по Периодической системе имени Д.И. Менделеева на стене, это был кабинет химии.     Справа от входа находился гарнитур, уж очень похожий на кухонный, но только вместо плиты, кастрюль, сковородок, различных круп и прочей кухонный утвари и даже в холодильнике, думается мне, лежали явно не съестные продукты, а  реагенты и всё, что нужно для  успешного изучения химии. Я сел на свободную чистенькую парту и стал украдкой разглядывать одноклассников, неосознанно играя в Штирлица. Мальчики были в темно-синем костюме  с багровым как кровь контрреволюционеров пионерским галстуком и с значком Ленина в виде красной звезды, им казалось еще немного и того и гляди, как всей гурьбой они вступят в комсомол, русских хлебом не корми – дай куда-нибудь вступить. А девчонки были в коричневых платьях,  в белых фартуках и  в пионерских галстуках. Такую форму я видел только в советских фильмах a ’la «Гостья из будущего» или  «Приключения электроника». И тут я осознал, что попал в разгар СССР и это не декорации, а суровая советская реальность (опять    же) суровых строителей коммунизма к 2000-му году и они нешибко (Тьфу ты, нахватался у Кота Безученого его дурачковых словечек, видимо он всласть поплавал в моих мыслях, как в молоке Иванушка-дурачок перед тем, как стать красным добрым молодцем)  ошиблись скажу я вам, положа  руку на сердце.         
- Что ты там разглядываешь, Женя? – прервал поток моих мыслей   голос из-за спины.
Я обернулся. На меня пялился тощий («пялился»? Никогда так не говорю) хилый парень лет 15-16.
- Просто задумался…
- Задумался? Это ты брось,   брат. Тут вредно думать. Партия сказала: «НАДО!», МЫ ответили громко и твердо: «Есть!»
-  Эх, и у нас тоже вредно думать своей головой, и мы тоже безропотно подчиняемся, хотя прошло добрых лет 30, может больше. И телевидение сыграло в этом  не последнюю роль. Только   телевизор заменил не партию, а   саму реальность. Некоторые люди навсегда теряют связь реальностью, им выдают клевету, наговор и откровенную ложь за истину в последней инстанции и используют это в своих корыстных (а может не всегда корыстных) целях. И еще – у кого деньги, тот и заказывает музыку, а остальным приходится слушать, и кто-то научился восхищаться этому, даже пританцовывать.  - неожиданно вырвалось у меня. Стоп. Я это сейчас   вслух сказал?! Вот я дурак!  Но деваться некуда. Миссию заново не начнешь.   Нет  здесь   такой кнопки. А если и будет, то только при свежем update системы.               
- У  кого это у вас? Какие 30 лет? Ты что, Стругацких начитался? И как телевизор может заменить реальность может  заменить ящик с железками внутри?– удивленно возразил мне Тощий.
    Я хотел было продолжить эту дискуссию, но, слава Богу, вошел  учитель и класс погрузился в тишину,  все дружно встали.
- Прошу садиться. Здравствуйте, ребята! – добрым голосом (этот голос, не знаю почему, мне напомнил голос Сергея Супонева ) произнес учитель. –  Записываем  тему урока: «Химические свойства предельных одноатомных спиртов, получение и применение. Простые эфиры», но перед этим я, как и обещал, расскажу  немного о Дмитрии Ивановиче  Менделееве, потому что он первый соединил спирт с водой.
  Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года (по новому стилю) в Тобольске, умер 2 февраля 1907 года в Петербурге.     В 1865 году Д.И.Менделеев защищает докторскую диссертацию “О соединении спирта с водой”, в которой он изложил свою теорию растворов, в результате чего возникли слухи, что он нашел секрет приготовления русской водки, и что Менделеев якобы заработал огромные деньги, изготовляя поддельные французские вина для магазинов Елисеева.
Но что является бесспорным фактом, так это то, что его измерения были положены в основу… - говорил учитель, он говорил что-то еще, но я его перестал слушать – я вцепился в учителя взглядом, как волк в только что живое мясо.
Это был мужчина лет сорока пяти примерно в аккуратном костюме из недорогой шерсти (в таких костюмах ходили практически все преподаватели всего Советского Союза). В его глазах сияло пламя энтузиазма и искреннее желание передать свои знания и опыт молодому поколению, и судя по поведению учеников это ему удавалось блестяще.
Ученики четко отвечали на все вопросы учителя и я это делал  и меня не покидало чувство ирреальности всего  происходящего, чувство, что это игра  (Нет, химию я знал в этом возрасте достаточно хорошо. Тут дело в другом. Я отвечал мгновенно, ни на секунду   задумываясь, как будто я компьютер или робот, помесь американского терминатора с советским Электроником  ). Всё было опять заскриптовано и опять сознание Саши Кузина  вытеснил другой человек – на сей раз пионер Женя  Розов. Мое я  сладко заснуло на шикарных     перинах  надежд и мечтаний  пятнадцатилетнего пионера, я отпустил тормоза и  я стал ждать с интересом и с пьянящем нетерпением, что же будет дальше?

2
- Ты всё купил?
-Да.
- Всё по списку?
- Обижаешь, батя.
- Не фамильярничай у меня. За дело!
- И вновь продолжается бой – вырвалось у меня.
-Что?!
- Сейчас приду.
Повесив трубку телефона-автомата, взвалив на плечо рюкзак   зеленого цвета, я побрел неспешной походкой вдоль улицы, словно американский хиппи вдоль трассы, которому  запретили голосовать  на дороге. А вокруг горит осень в рюкзаке что-то брякает да звенит.     Я шел по своему родному городу, вдали виднелись всё те же    трубы завода, пускающие черный (словно курильщик со стажем, которого так  и  забыло предупредить Минздрав), продукты сгорания каменного угля, нужного для производства стали и прочей продукции металлургической промышленности. В общем, всё как всегда в этом   неприметном городке, только воздух – по моим  ощущением будто  бы чище (Всё время забываю, что я в прошлом    на 33  года    назад). Только на щитах вместо надоевшей и пошлой рекламы,   висели веселые лозунги и плакаты с различными патриотическими призывами и изображающие простых тружеников и тружениц, комсомольцев и комсомолок и прочих пионеров-октябрят. Занятый своими мыслями  я не заметил как дошел  до школы.    На улице стояла удивительно теплая погода, золотая осень во всей своей красе. Здание школы светилось на осеннем солнце, его обнимали растущие по бокам тополя с разноцветной кроной, словно на деревьях начался пожар, который невозможно потушить до середины  ноября пока не выпадет первый снег и   не покроет ветки белым диоксидом углерода.
Я постоял у входа, любуюсь школой, как пейзажем  Левитана  и вошел  во внутрь.   Там у  охранника спросил Белова. На меня косо посмотрели, да так что я понял, я всю жизнь жил как-то неправильно и мне это расхлебовать всю оставшуюся жизнь.  Но я не отчаялся и пошел   по коридором, направляясь  в учительскую, надеясь   застать Владимира Алексеевича Белова на месте. На столе обнаружил записку:
«Евгений! Я  ушел в underground  и тебе НАСТОЯТЕЛЬНО советую.
В.Б.
p. s.  После прочтения сжечь»
Прочитав,  достал коробок Череповецкой спичечной фабрики «ФЭСКО»,     чиркнул, поджег  клочок бумаги и посмотрел на пламя, вздохнул  и пошел   в подвал, оглядываясь чтоб не заметили.
Мое путешествие в подвал прошло без каких-либо эксцессов – видимо у меня сегодня намечается отличный день. Подошел к двери подвала, подергал ручку – заперта. Пошарил в карманах дефицитных джинсов – нащупал ключ – открыл  дверь – вошел во тьму. Свет в подвале был категорически тусклым, словно в склепе, но Владимира Белова это  не отвлекала от дела   - настройки самогонного аппарата. Самогонный  аппарат инициирует  процесс испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров, Самая простая конструкция аппарата включает в себя перегонный куб и охладитель в виде змеевика, к которому подводится охлаждение, проточное (кран с холодной водой) или непроточное (ведро воды, в которое опускается змеевик). В перегонный куб заливается брага, после чего куб нагревается. Фишка в том, что температура кипения этилового спирта ниже, чем температура кипения воды, и, при нагреве, более летучая обогащенная спитом фракция начинает испаряться и, конденсируясь в охладителе, стекает каплями в приемную емкость, а вода и другие менее летучие соединения остаются в кубе. 
Когда я вошел, Белов закончил уже сборку аппарата и судорожно ждал меня с  продуктами, то есть с  ингредиентами  для первача. Вчера  он дал мне список:
    Сахар – для домашнего самогона подойдет как коричневый, так и сахар-сырец, но обычно используется обычный белый сахар-песок, его понадобится 6 кг;
Вода – подойдет отстоянная несколько суток водопроводная вода (она содержит кислород в отличие от дистиллированной или кипяченой), ее понадобится 24 литра для изготовления сусла и 3 литра для варки сиропа – итого 28 литров холодной чистой воды;
Дрожжи – можно приобрести сухие или прессованные хлебопекарные дрожжи либо спиртовые (они способствуют быстрому сбраживанию, напиток получается наиболее ароматным, без характерного неприятного запаха). Однако наиболее часты на полках магазинов именно хлебопекарные дрожжи, сухих нужно взять 120 г, прессованных - 600 г. Важно, чтобы дрожжи обязательно были свежими, именно тогда качество брожения будет наилучшим;
Лимонная кислота (25 г) – она в процессе приготовления благотворно повлияет на брожение и запах напитка.
Я всё купил в разных продуктовых магазинов, чтоб не привлекать внимания бдительных продавщиц, и положил    в зеленый   рюкзак, который поставил на скамью и стал разглядывать  самогонный аппарат среди заплеванных стен школьного подвала, всё тут отсырело  и стены и трубы и сам воздух   по помещению разносился стойкий    запах подвала то бишь underground'а, да так    что кажется это и есть стойкий запах Советского Союза 
А Белов тем временем читал мне лекцию  на тему : «Устройство самогонного аппарата», бормоча себе  под нос: «Такой  тип аппарата является наиболее популярным среди дистилляторов, предлагаемых на рынке. Сам сухопарник представляет собой закрытую герметичную ёмкость, которая располагается между перегонным баком и холодильником, соединяясь с ними трубками, по которым движется пар. В сухопарнике сначала происходит конденсация смеси всех паров, а за счет непрерывного подвода тепла с вновь поступающей смесью паров происходит повторное закипание этилового спирта, а сивушные масла частично задерживаются в сухопарнике, то есть происходит приоритетная конденсация тяжелокипящих фракций, что приводит так же к небольшому укреплению продукта на выходе. И даже, если при сильном нагреве браги возникнет ее вспенивание и брызгоунос, то она не попадет в готовый продукт, а осядет в сухопарнике. Помимо этого, если сухопарник разборный, то в него можно положить для улучшения аромата получаемого продукта какие-нибудь вкусовые добавки (сухофрукты, цитрусовые, ягоды можжевельника и пр.). Увеличение их количества приводит к повышению крепости продукта на выходе, но более трех сухопарников на одном аппарате в продаже я особо не встречал, так как крепость самогона можно увеличить другими более простыми способами, а большое количество сухопарников достаточно сильно увеличивает время дистилляции».
Я рассеянно поддакивал иногда невпопад, любуясь этим  достижением народной мысли.
- Ты меня вообще слышишь! – негодующе рявкнул Белов,
    тем самым разнес свой голосище на несколько этажей вверх  по школе.
Я вскрикнул от неожиданности, держу пари, что от этого крика вскрикнул не один я, а как минимум все в школе, а то всяк проходящий мимо ее окрестностях.
- Вы что совсем куку?
-Ку! – только и произнес Белов, наверное подражая Евгению Леонову в известном фильме.
Через какое-то мгновение мы как ни в чем не бывало налили 3 литра воды и стали  греть ее до 80 °C  и мы уже собирались постепенно добавлять в воду сахар («Рафинада в первачок не жалей!», как сказал один поэт.), как в наш underground  настойчиво постучали. Крик Белова видимо всё-таки привлек ненужное внимание. Я ничего умного не нашел, кроме  крикнуть дурным  голосом: «Занято!»
-Конечно-конечно! – произнес голос женщины средних лет («зАВуууууч» - из моего нутра объявился Кот Безученый и снова    пропал). – Постойте. КЕМ ЭТО? Чем это занято техническое  помещение школы?
Ручка запертой   двери школьного подвала лихорадочно закрутилась, но дверь не открылась. И мы с облегчением продолжили работу под разъяренное шипение «Я это так  не оставлю!» завуча.    Ну всё похоже теперь нужно искать другое место для варки самогона.   Белов    носился по подвалу, будто прочитал мои беспокойные мыслишки, собирая всё наше добро, только сегодня расставленного в мой зеленый рюкзак, а что не влезло в спешке, в большой черный пакет. Потом мы принялись за тщательной химчистки underground’a.
Через полчаса снова послышались шаги, но как минимум двоих суетившихся уже у двери человек.   
- Открывай, сова! Медведь  пришел. Тьфу ты (плевок у только что запертой двери). Открывайте, стра… (да че сегодня такое-то – голос из-за двери) старший лейтенант милиции Пешков  - наконец горько  отрапортовал человек за  дверью.
Мы едва  успели накрыть брезентом всё наше добро, хором выдавили: «Минуточку». И Белов щелкнул  дверным замком.
3
На улице правила златая осень, будто только сошедшая со стихов Пушкина, и не беда, что кругом дымились черным дымом коромыслом трубы завода. Белов вел меня куда-то прямо как Вергилий Данте Алигьери, вот только непонятно то ли в ад, то ли в рай. Мы шли пиная падшие  листья.
- Жека, поторапливайся, нас ждут! – бубнил под нос Белов. Мы прибавили шаг и листья разлетелись, как стая желтолицых попугаев.
Минут через десять на горизонте уже виднелось странно знакомое здание. «МЯУ! Вааам тууда!» - промяукал  Кот, словно мой внутренний голос.
Пока мы шли, я  напряженно думал о том, как мы избавились от участкового, и не  мог найти ответ на этот,    как говаривал Достоевский,   еще один проклятый вопрос, я же этого не помню, видимо симуляция чуть поигралась с внутренним временем. Думаю, я еще узнаю, как мы избежали статьи за наш фирменный самогон (ну что сказать? Белов – гений! Вот только пока не очень ясно – Владимир Алексеевич – добрый гений или всё-таки – злой. По законам жанра нам с Котом Безученым предстоит это узнать в самом конце. Или же эта наглая рыжая-бесстыжая морда  все знает). Я едва поспевал за Беловым, он, как Иван Сусанин вёл проклятых ляхов чрез болота,  шел вперед бравым раскидистым шагом.
Подойдя поближе, я не поверил своим глазам – оказывается мы шли  к заброшенному следственному изолятору (только я не понял, почему он заброшенный, ведь сейчас якобы идет 1987 год). Дело в том, что СИЗО переехал в новое здание за город в 2006 году до этого тюрьма находилась в центре города, именно в это заброшенное здание, но с еще работающей проводкой привел меня Владимир Алексеевич. Что это? Ирония судьбы? Коварный план? Или сюжет укуренного сценариста и вдобавок под сильными наркотиками? Или всего лишь симуляция копается в моей голове? Внутри меня всё время ржет Кот Безученый.
Я окинул взглядом всё вокруг и ещё раз убедился, что мы находимся в моем дворе, дворе, в котором я живу (или правильнее – буду жить) вот уже почти 20 лет. Но постойте! Вот мой дом, который еще не построили, если это 1987 год, конечно…
… Мои думы прервал Белов, зло дернув меня за рукав. «Туда!» - произнес химик одними губами (что за конспирация?! Впрочем это всего лишь риторический вопросов)и указал на дыру в некогда крепком заборе когда-то с колючей проволокой, которую наверняка будущие предприимчивые бизнесмены сдали на цветмет, заработав свои первые копейки, ну может не совсем первые и не совсем копейки, рубли, фунты-стерлинги, юани, форинты, доллары (какие еще есть деньги?)    
… мы полезли в дыру… за заборам нас уже ждали: подпитый мужчина лет сорока, видимо сторож (а может просто местный пьяница, но постойте при советской власти не было пьяниц и бомжиков – ничего не понимаю. Во мне продолжает ржать Кот Безученый. Видимо, рыжий подлец, что-то знает. Знает, но молчит, как белорусский партизан на допросе в гестапо). Ну, я так не играю…
Бомжик-сторож вел нас по тюремным коридорам, мне сразу вспомнился фильм «Зеленая миля» только меня вели не на казнь, не на электрический стул, а в тюремный пищеблок, где мы собрались гнать самогон. А пока я глазел по сторонам. Камеры, в которых раньше ожидали   суда, были распахнуты, как будто добрый царь подарил всем амнистию. А тем временем мой второй Вергилий привел меня на кухню, просторную и чистенькую, как будто она в не заброшенной тюрьме, а в самом дорогом ресторане мира. Видать, подготовились.
- Господа, товарищи или кто вы там? Я хочу вас поздравить с началом нашего общего предприятия, которому позавидует    сам Остап Бендер, - торжественно   произнес  наш новый друг.
- И я Вас поздравляю,  Фёдор Михайлович! – радостно поддакнул Белов.
***
   Придя к нашей самогон-лаборатории за час до назначенного времени, во мне заиграло любопытство, да и Кот  мне всё время, С шести утра зудил под ухо или вернее прямо в мозг: «Сашшша, иди,  проверррь, мррррр ». И я пришел проверить. А проверить было что. Я подошел к   кирпичному дому напротив тюрьмы и приложил ключ к домофону, это сработало, дверь открылась. Чувствуя себя Лукашиным, я вошел в подъезд, предвкушая встречу с Наденькой и конечно с Ипполитом. Поднялся на девятый этаж и обреченно повернул ключ, ключ и тут подошел. За дверью оказалась еще дверь. И ее я также открыл. В квартире ничего не изменилось: та же прихожая (только одежда другая весит на вешалках), та же кухня, комнаты, и вообще это моя квартира, в которой живу почти 20 лет. Вот только в квартире был какой-то незнакомый, но приятный запах, запах женщины. Осторожно открыл дверь гостиной, я увидел молодую девушку, сидевшую за macbook’ом в наушниках что-то быстро печатая. Когда я зашел в комнату, девушка быстро обернулась, как будто почувствовала меня шестым чувством. Она уже начала было возмущаться. Но тут случилось невообразимое: из моего уха словно Крошечка Хаврошечка из коровки иди как джинн из бутылки вылез Кот Безученый с воплем «Стойте, дети мои» и воплотился в обычного, но огромного говорящего рыжего-бесстыжего котяру. Немая сцена из «Ревизора». Кот успел произнести свою речь. «Ребятишки, спокойствие, только спокойствие! У нас нет времени.    Надя, эт Саша. Саша, эт  Надя. Пожмите руки друг подруге, остальное потом. Нам пора отседова. А то вас, дети мои, убьют».
- Но как же так? Можно хоть один вопрос? – начал я.
- Давай быстрее, и только один – завилял хвостом Кот.
- Почему в 1987 году тюрьма уже заброшена? А дом мой уже построен?
- Эт уже два вопроса! Ну да ладно. Ты,  Сашка, попал на стык эпох, в излом времени, где сошлись воедино 1987 (год твоего рождения), 2006 (год поступления на филфак ) и 2024 (год перемен в стране). Это устройство fieri nemo играется с тобой, с твоей, Саня, памятью. Но нам пора, дети мои! – быстро промяукал Кот Безученый.
  Движением  Гендальфа Серого Кот   материализовал   в воздухе открытую дверь, там было лето. Наша только образовавшая троица шагнула в лето. Дверь захлопнулась, а за ней остались самогон, Белов и страшный лейтенант с Советским Союзом в придачу. Нас ждал заслуженный отдых, короткий, но всё-таки.          
 


Рецензии