Кто рано встаёт, тому Бог подаёт

В поисках Бога мне пришлось много скитаться по миру. Я то уходил в пустыню для одиноких размышлений, то спускался в города и селения, чтобы расспрашивать людей. Я хотел понять, знает ли Бога кто-нибудь из живущих на этом свете? и можно ли познать Его вообще?
Люди по-разному воспринимали мои вопросы. Кто-то рассказывал о себе с охотой и даже удовольствием, кто-то закрывался в себе или в своём доме и отказывался говорить, кто-то норовил поучать. Иногда эти наставления были полезными, иногда смешными. Однажды я ушёл в горы и долго не видел людей. Я общался с птицами и зверями, которые скоро перестали бояться меня. Эти бессловесные Божьи творения  часто открывали мне больше, чем люди, произносящие понятные слова. И тем не менее я захотел снова увидеть людей. Может быть, мне самому нужно было им рассказать то, что мне открывалось. А может быть, я просто соскучился по человеческой речи. Я спустился в долину и пришёл в большое шумное селение. Там я стал расспрашивать людей. Ко всем у меня был один и тот же вопрос, на который у каждого был свой ответ, не похожий на мнения других. Вопрос был такой: «Знаешь ли ты Бога?».
В том селении я встретил трёх братьев, которые дружно сказали мне: «Мы не знаем Бога, но мы получили от Него дары».
- Вот как? – обрадовался я и попросил их рассказать подробнее.
- Эта удивительная история началась много лет назад, когда мы были совсем молоды, - начал старший брат свой рассказ. – Мы любили поспать подольше, но однажды наша бабушка, которая никак не могла добудиться нас, сказала нам удивительные слова: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Мы сперва посмеялись над её словами, а потом призадумались. Мы тогда не знали Бога, но вдруг Он действительно может нам что-нибудь дать? Вдруг мы сможем узнать Его?
Мы решили попробовать: встать пораньше и начать свои урочные работы, когда все ещё спят. Я проснулся с первыми лучами солнца и первым вышел из дому. И – вот чудо! – прямо у порога я увидел монету, лежащую в пыли.  Дом наш стоял вдали от дороги, ночью мимо него никто не проходил, а монета появилась. Значит, это и был тот самый подарок от Бога. Я сразу это понял, взял монету, возблагодарил Бога за то, что Он не забывает нас, и поспешил обрадовать своих братьев. Но мои братья не разделили моей радости.
- И верно, было бы чему радоваться! – вступил в разговор второй брат. – Мелкая монета, на неё даже хлеба нельзя было купить.
- Я тогда сказал брату: «Эта денежка годится только на то, чтобы милостыню дать нищему», - отозвался третий брат.
- Точно! – воскликнул старший брат, радуясь тому, как хорошо братья запомнили эту историю. – Я так и сделал. Как только встретил у дороги нищего, я дал ему эту монету. И он обрадовался. Не могу пересказать, как он обрадовался! Наверное, я никогда раньше не видел в человеке столько радости. Если не считать того, что я сам был несказанно рад этой монете. Однако нищий мне объяснил, почему его радость была так велика. В тот день ему уже подали девять монет, это была, следовательно, десятая монета. Теперь ему как раз доставало денег, чтобы пообедать.
- Эх, несерьёзный ты человек, - махнул рукой средний брат.
Старший продолжил:
- Поразило меня вот что: радость этого нищего умножила мою радость настолько, что я до сих пор чувствую её. Наверное, я самый радостный человек во всей деревне. Ведь я получил дар от Бога и сумел им распорядиться. Поэтому я считаю, что Бог мне подарил не монету – Он мне подарил радость.
- Несерьёзный ты человек, - повторил средний брат. – Радоваться надо важным событиям, а не такой малости.  Я ведь тоже получил дар от Бога. На следующий день я встал до рассвета, оседлал коня и поехал в горы. По дороге мой конь споткнулся и остановился, мне пришлось спешиться. И – о чудо! - прямо перед конём на тропе я увидел большую золотую монету. Не медяк вроде того, что нашёл накануне мой старший брат, а настоящий золотой! Вот это была радость так радость! Поднял я эту монету, зажал в руке и поехал домой. Еду, а сам думаю: «Я должен потратить эту монету правильно, это ж подарок Бога, надо, чтобы покупка была серьёзной, разумной». И соображаю, что можно купить на золотой.
- Да, золотая монета, конечно, не медяк, - подтвердил младший брат, - однако на неё тоже много не купить.
- Точно, - продолжил средний брат свой рассказ. – И жена моя была того же мнения. Я приехал домой, показал ей монету, и мы стали обсуждать вместе, что бы такое купить на эти деньги. Жена тоже обрадовалась. Положили мы эту монету посередине стола, и стали думать. Хорошего коня не купить – маловата деньга, а плохой конь мне даром не нужен. Корову ещё одну купить – так у нас уже есть пятнадцать коров, и овец немерено. Потом жена предложила, не справить ли новую кровать, потому что наша старая кровать уже почти развалилась и скрипела и стонала под нами, словно ей было больно. Но я отверг это предложение, потому что кровать я и так собирался купить и деньги были на неё отложены. Божий дар надо потратить на что-то особенное, чтобы сохранить  эту память. Я было подумал, не купить ли себе рубаху дорогого восточного шёлка, чтобы надевать по большим праздникам. Но эта идея возмутила жену. Она заявила, что если уж покупать дорогой шёлк, то ей можно было бы сшить новое платье. Она уже представляла себя в новом платье алого цвета, по подолу расшитому золотом и серебром. Но почему ей-то?!! – возмущался средний брат – Ведь Бог послал эту монету мне.
- Я был  очень возмущён идеей своей жены. Мы стали спорить. Жена считала, что женщина, которую муж хорошо содержит и которой покупает дорогие платья, добавляет мужчине достоинства. Я разозлился на неё и ударил кулаком по столу. Наша золотая монета подпрыгнула вверх и затем провалилась в непонятно откуда взявшуюся щель на столе.
- Вот так, - помолчав,  добавил рассказчик.
= И это всё? – уточнил я.
- Да, это всё, - с горестным лицом ответил средний брат. Так что кому-то Бог дарует радость, а кому-то – горе и разлад в семье.
- Вы не нашли монету под столом? – удивился я.
- Нет, хотя мы искали очень долго и не один раз, - с сожалением подтвердил мой собеседник. - Уже несколько лет я время от времени заглядываю во все щели в комнате, всё надеюсь, что монета снова появится. Уж тогда-то  я потрачу её как надо! Я заранее знаю, что куплю, а с женой советоваться и не подумаю. Я с тех пор перестал рассказывать ей о своих делах.
- Как это печально, - посочувствовал я ему. – Разве Богу не угодно, чтобы муж с женой были одной плотью и одной душою?
- Только не с моей женой, - отвечал он. – Вот вы говорите про Бога, а что мне Бог дал? Только неприятности на всю жизнь.
- Бог дал Вам монету, - сказал я и повернулся к третьему, младшему  брату:
- А Вы тоже рано встали, чтобы получить подарок от Бога?
- Конечно, - отвечал третий брат. – Я тоже встал пораньше, когда ещё петухи не кричали. Я должен был в тот день идти в лес за хворостом. Я вышел из дому и внимательно смотрел на дорогу, не блеснёт ли где монета. Но нигде монет не было. Я пришёл в лес, стал собирать хворост. Потом начался дождь, и мне пришлось искать укрытия. Я увидел большое дерево, в средине которого была расщелина, и я решил спрятаться там. Расщелина была широкая, но стоять там было неудобно: мои ноги всё время наступали на что-то твёрдое и неровное. Когда я нагнулся, чтобы понять, что мне мешает стоять, я увидел большой кошель. Я поднял его – он был набит золотыми монетами.
- Тебе повезло больше, чем нам, - отметил средний брат. – Больше, чем кому бы то ни было.
- Это тебе только так кажется, - возразил младший.  – Хотя в тот момент я тоже так подумал. Я принёс кошелёк домой, трепеща от волнения и радости. Я понимал, что этих денег мне хватит на осуществление всех моих мечтаний. Я построил себе дом, я купил мельницу, я открыл трактир при дороге, я женился на дочери богатого человека и получил с ней хорошее приданое. Теперь я самый богатый человек в округе.
- Да, тебе действительно повезло, - подтвердил я.
- Ты ничего не понимаешь! – тихо сказал младший брат. Голос его изменился, взгляд стал холодным и колючим. – Мне все завидуют. Меня все ненавидят. Меня каждый хочет ограбить. Уже несколько человек пытались это сделать.
- Это тебе так кажется, - сказал старший брат. – Никто не хочет тебя ограбить, ты же делаешь много добра. Если бы не твоя мельница, всем бы приходилось ездить молоть зерно в дальний округ. Если бы не твой трактир, где бы мы теперь сидели и разговаривали?
- Я знаю, что говорю, - продолжал младший брат. – Меня точно хотят ограбить. Я скажу вам больше: мой собственный сын хочет меня убить.
- Не стоит наговаривать на сына. У тебя хороший мальчик, он тебя любит, - сказал ему средний брат.
- Он хороший мальчик, но он ждёт не дождётся, когда он сможет завладеть моими богатствами, - ответил младший брат. – Мне приходится всё время думать о своей безопасности. Я никому не доверяю. Каждый день я ложусь спать в другой комнате и никому не говорю заранее, где я буду спать. Иначе меня могут убить во сне. Представляете, в каком кошмаре я живу? – обратился он ко мне за сочувствием. – Я всё время боюсь, боюсь всех и каждого. Вот до чего довёл меня подарок Бога. До вечного страха!
- Может быть, если бы ты раздал эти деньги беднякам и нищим, всё было бы иначе, - предположил старший брат.
- Как ты можешь так говорить?!! – возмутился младший. – Это был единый дар, понимаешь? Все деньги были в одном кошельке, а не в пятидесяти. Значит, и достаться они должны были одному человеку. Мне!
Младший брат беспокойно оглянулся, подозревая, что его слова вызвали у кого-нибудь зависть и желание совершить злодеяние в отношении него. Но рядом никого не было, кроме его братьев и меня.
Я поблагодарил братьев и отправился дальше скитаться дальше. Я верю, что три истории, которые я услышал от братьев, позволили мне сделать ещё один маленький шаг к познанию Бога.


Рецензии