Восемь выстрелов

В 1954-ом году я учился на втором курсе техникума. Помимо физкультуры мы проходили предмет: «Начальная военная подготовка», сокращённо НВП. Им занимались только мальчики, в то время как девчонки наслаждались отдыхом. Оба предмета преподавал недавний выпускник института Василий Кириллович, который для нас был просто Вася, физрук и военрук в одном лице. Под его чутким руководством мы учились маршировать, петь строевые песни и знакомились с оружием.

Последнее нас особенно привлекало, так как у мальчиков интерес к оружию в крови. Оно было представлено винтовкой Мосина, носившей название трёхлинейная винтовка образца 1891 дробь 30-х годов. И с этим древним оружием воевала советская пехота во время минувшей войны.

Другим объектом нашего изучения был автомат ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), самый массовый во Второй мировой войне.

Довольно скоро мы изучили оба вида оружия, научились резво их разбирать и собирать, а также чистить и смазывать. Если автоматы были кастрированными, то есть, лишены способностей к стрельбе, то винтовки вполне были пригодны для этой цели. Поэтому настало время, когда полученные знания следовало закрепить практической стрельбой.

В нашей группе учился мировой парень, с которым я подружился. Его звали Серафим, или попросту Сима. Он отличался добротой, умом и начитанностью. Мне с ним всегда было приятно общаться. Сима постоянно носил очки из толстого стекла в роговой оправе, в которых пряталось множество диоптрий.

В один день Вася раздал нам винтовки, построил в две шеренги, и в таком виде мы отправились на стрельбище. Со стороны выглядели как ополченцы, шагающие на бой с врагом. На прощание девочки помахали нам носовыми платочками, надеюсь, сухими.

Стрельбище располагалось в заброшенном карьере на краю города, и представляло собой импровизированный тир. Наш Вася раздал каждому по восемь патронов – три для пристрелки и пять в зачёт.

Стрелять было положено из положения лёжа. Моя позиция соседствовала с Симиной, что вдохновляло. По зрению он был освобождён от физкультуры и НВП, но вопреки этому занимался ими, как и все юноши. Более того, его мощные очки как бы оснащали винтовку оптическим прицелом.

Пулевая стрельба требует хладнокровия, выдержки и уверенности, а их мне не хватало особенно при нажатии на спусковой крючок. Я невольно залюбовался, как Сима спокойно стреляет по мишени. Первые три выстрела показали, что мои пули уклоняются влево, что надо учесть при зачётных выстрелах.

Вася поменял мишени, предоставив нам право показать своё снайперское искусство. Хотя я и сохранял выдержку, всё равно казалось, что в момент выстрела винтовка предательски дёргалась.

Наш военфизрук пошёл собирать прострелянные мишени. Когда дошёл до моей мишени, то позвал к себе.
- Сколько у тебя было патронов? – задал неожиданный вопрос.
- Восемь, как у всех?
- А ты не обратил внимание -- менял я твою пристрелочную мишень?
- Нет, не замечал. А почему спрашиваете об этом?
- Всё дело в том, что в отличие от других, в твоей мишени восемь пробоин вместо пяти.
- Могу предположить, что мои пули были разделяющиеся, - пошутил я.
- Вот ты шутишь, а я не знаю, как считать твои очки.
- Считайте, как знаете. Мне без разницы.
- Ладно, засчитаю все пробоины, только ты об этом никому не говори.
- Я согласен, - скромно сказал я.

Таким образом, по стрельбе я занял первое место в группе, набрав 49 очков из возможных пятидесяти. Это был немыслимый результат. А мой друг Сима занял почётное последнее место, что было вполне объяснимо.

На следующий день я стал героем дня со славой, которая разошлась по всему техникуму. Меня поздравляли, пожимали руки, а некоторые девочки обнимали меня, что было довольно приятно. Неожиданно я был приглашён в кабинет директора, где он лично поздравил меня. Из кабинета вышел с мыслью, что могу попасть в анналы техникума как лучший стрелок.

Всё было хорошо, но у меня на душе скреблись кошки. Моя слава незаслуженная и произошла из-за какого-то сбоя и щедрости Василия Кимовича. Если поделить мои очки на пять, то получится на каждый выстрел почти десять чемпионских очков. Но если их разделить на реальные восемь выстрелов, то на каждый придётся в среднем по около шести очков, что соответствует среднему уровню.

А что, если кроме Васи ещё кто-то помог мне. И этим помощником может быть никто иной, как Симчик.

- Коллега, ты не имеешь что-либо сказать мне? - спросил у него.
- Коллега, будь любезен сообщить тему информации, которую ты хочешь получить у меня, -- в тон мне поинтересовался Сима.
- Симка, это ты пулял по моей мишени?
- Как вульгарно! Да, это я подбросил три дырочки в твою зачётку.
- И зачем ты это сделал?
- Первый раз случайно, когда спутал наши мишени, а другие два вполне сознательно. Ты мой дружок, и я всегда готов с тобой поделиться.
- Спасибо, дорогой! Ты пожертвовал своими очками ради меня, за что я буду вечно благодарен тебе.

И мы залились смехом, пообещав никому не открывать нашу маленькую тайну.

Мне предлагали заняться стрелковым спортом, но я разумно отказался от этого. Однако через два года мне случилось снова проверить себя на меткость стрельбы.

Преддипломную практику я проходил на комбинате в подмосковном Воскресенске. Однажды знакомые по общежитию ребята пригласили меня участвовать в городских соревнованиях по пулевой стрельбе, на что я опрометчиво согласился.

Уже сидя в автобусе, я сожалел, что поддался на уговоры. Дело было зимой, мороз крепчал, и окружающая природа была покрыта снегом. А я был одет в лёгкую куртку, к тому же без перчаток. Постепенно продрог и пришёл к выводу, что нужно отказаться от стрельбы. Но вот один из парней поднёс мне стакан водки, который принял с энтузиазмом. На душе стало теплее, и теперь стрельба была мне нипочём.

В нашей команде помимо парней были и две девушки, которых ласково называли двустволками. А стрелять доводилось из малокалиберной винтовки марки ТОЗ. Чтобы не лежать на снегу подстелили коврик. На этот раз получили по десять патронов. Холод снова сковал моё тело, особенно мёрзли пальцы рук. Трудно было согнуть пальцы, они потеряли чувствительность, но всё моё внимание было приковано к стрельбе. Рядом со мной стреляла также в положении лёжа симпатичная девушка. Хотелось как можно скорее завершить стрельбу, но в то же время понимал, что спешить нельзя. Наконец испытание моей выносливости завершилось, и я двинулся к автобусу, растирая снегом окоченевшие пальцы. Горячий чай снова привёл меня в нормальное состояние. Какое занял место по стрельбе, для меня уже было не важно.

Каково было моё удивление, когда узнал, что по результатам стрельбы занял пятое место при 24 участниках. Значит, я стреляю совсем неплохо, учитывая экстремальные условия! Эх, не было со мной рядом Серафима! Тогда я показал бы высокий класс.

А может быть, мне помогла девушка на соседней позиции?


Рецензии
Олег, хорошая история.
Каждый из нас вспоминает свои первые стрельбища.
С уважением

Вячеслав Вячеславов   11.02.2020 14:38     Заявить о нарушении
Стрелять, так стрелять!:)
Спасибо, Вячеслав!
С уважением,

Олег Маляренко   11.02.2020 20:52   Заявить о нарушении
Олег, не сомневайся, ты - отличный стрелок.
Например здесь, на прозе.ру, ты и в цель попадаешь, и соседи подкидывают... и сам раздаёшь... словом, то что надо!

Станислав Бук   19.02.2020 16:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.