8. Кутюрная шокотерапия СЗ

ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА  для журнала «Точка отсчета»

8. Кутюрная шокотерапия Славы Зайцева 2003-2004


 Кутюрный шок ожидал клиентов Московского Дома Моды и друзей Славы Зайцева, заглянувших по традиции к нему на огонек в канун Старого Нового Года. Перед «основным блюдом» – новой коллекцией женской одежды на праздничном подиуме в качестве «аперитива подавали» коллекцию моделей мужского нижнего белья в сочетании с прикольными гольфами-босоножками и загорелыми, накачанными мужскими телами. Гости   дышали через раз, время от времени поглядывая друг на друга и на реакцию центровых муз Зайцева – Галину Волчек, Марину Неелову и Ольгу Дроздову. Однако профессиональная выдержка и врожденный артистизм названных кинодам позволял им держать на лице маску невозмутимого спокойствия, потерять которое простому зрителю от созерцания подиумного действа было весьма легко. ( отрывок…продолжением см. далее…) 21 01 2003

Предисловие.

 «Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня». Джордж Бернард Шоу.

А быть может ЭТО и ТАК… Быть может, действительно, на тонком уровне в нас заложен некий иммунитет к искусу?
 
На  Староновогоднем огоньке у Славы Зайцева в ДМ на проспекте Мира ежегодно 13 января собираются только близкие друзья Маэстро… Слава традиционно угощает нас шампанским, конфетами,  мандаринами, орешками…  Мы любим эти действа…и уже не представляем себе Старый Новый Год без того, чтобы не побывать в гостях у Вячеслава Михайловича.. Некоторые близкие к СЗ друзья даже посвящают этим «посиделкам» возле зайцевского подиума стихи…

For ex.
13 января "Дом Моды Славы Зайцева"

Ах эти среброголубые кружева,
Уснувшей снежной улицы аллеи...
Ты подыскал и краски и слова,
Чтоб пробудить желанья и сказать о цели.
   Идеи ласково фиалками томя,
   Сирень средь лютиков...И в залы Дома!
   Ах! Лучезарны и лиловы вечера
   У Славы Зайцева! В России нет другого!
                2марта 2008г.
                Мельникова В.
См. Сборник « Светлый Храм Души» http://www.proza.ru/2013/11/06/2051


13 января 2003 г. В ДМ на проспекте Мира была показана коллекция с ярко выраженными элементами тотального « Искуса»… с весьма шокирующиими подробностями… На «главном подиуме страны» в ДМ на проспекте Мира Слава нашел возможным продемонстрировать совместную с одной молодой дизайнершей из Екатеринбурга коллекцию мужских плавок… О… вот это был Искус…настоящий… Мне было слегка неловко смотреть на подиум, я лишь краешком глаза наблюдала за подиумным действом.. Искушение явилось публике «собственной персоной»… Образцы интимного мужского туалета были настолько «изощренно –экстравагантно-эротичными», что моё «девственное» сознание просто дивилось «и’скусным» изыскам дизайнерского воображения… разрезы и «декольте» были настолько пикантны, что это « искусство» находилось где-то на грани с тем, что может позволить себе лицезреть такая «высокоинтеллектуальная, хорошо воспитанная  девушка», как я… Откуда такой пуританизм? Хм?

А память «выводит на экран» картинку… Мы с родителями в кино… На экране фильм « Королева Шантеклера» ( я как-то уже упоминала о его значении в формировании моего представления о женской и мужской красоте и любовных отношениях между М и Ж, О Саре Монтень и Федерико де ля Торре ( приставочка «де ля» говорит о многом)… Во время сладкого поцелуя главных героев, транслируемого с экрана моя maman «предупредительно» закрыла  своей горячей от накала киношных страстей ладошкой мои глаза  явно с педагогической целью – сохранить целомудренность ребенка (меня) как можно дольше в «нераспечатанном» виде… увы…увы… Вероятно, она слишком увлеклась экранным действом, её ладошка дрогнула, слегка «сдвинулась», но этого было вполне достаточно, чтобы я смогла лицезреть любовную сцену на экране  в полном объеме видео- и аудио( слава Богу, ушки мне никто не закрывал….) эффекта … ну разве что с некоторыми «упущениями» «междустрочного контекста»… Вот  откуда, вполне возможно, растут «корни» моего отношения к явным и неявным искусам любого происхождения…

Таким образом, пожалуй, я соглашусь с Джорджем Бернардом Шоу: « то, что мне вредно ( или НЕ полезно – прим авт.), не искушает меня…» Ну никак.

Я не претендую на профессиональный психологический самоанализ, да такая задача и не стоит передо мной… В данном случае мне просто интересен «выход» информации из прошлого и констатация некоторых событий и моя реакция на них «с высоты птичьего полета» прошедших лет… Да, конечно, нам «рано жить воспоминаниями»… но такой период…такой период… в жизни…now and here…

Интересен тот факт, что на тот «Староновогодний огонек» в 2003г. я по просьбе г-жи Эвы Оссинска-Меллер – жены тогдашнего посла Польши в России  г-на Меллера, запланировала их визит в ДМ СЗ…  Г-жа Эва – эффектная, элегантная блондинка собиралась дать фортепианный концерт в Кремлевском Дворце Съездов ( она прекрасная «шопенистка» - исполнительница произведений Ф. Шопена) в платье от СЗ и должна была вместе с мужем посетить Староновогодний фэшн-показ на проспекте Мира. С самого утра 13 января меня атаковали телефонными звонками представители службы безопасности Посольства, желая выяснить, какова будет программа показа. Я не смогла четко ответить на этот вопрос… Хорошо, что визит посольской четы в ДМ СЗ не состоялся…Позже, во время демонстрации коллекции «кутюрных эрото-плавок» я даже боялась представить, как бы отреагировали мои коллеги из глянцевых СМИ, если бы Посол Польши с женой посетили это мероприятие… И какой бы это вызвало резонанс в дип-кругах… Эстетические предпочтения посольской четы в дип-кругах вряд ли сочли бы удачным… Конечно, протокол о намерениях о международном сотрудничестве нашей Гильдии с представителями польской культуры был «описан» на станицах сайта МЕДИАСОЮЗА см. http://www.mediasoyuz.ru/texts/index.php?id=719, но неудавшаяся ПР-акция несколько осложнила наше дальнейшее сотрудничество с польскими коллегами…

Проблема выбора…вызывает проблему получения или НЕ получения опыта…и так всегда…

Как странно, я хотела писать совсем о другом… Но память открыла мне именно эту информацию… И сама того не желая этим материалом я открою удивительную эпопею моих «отношений» с замечательным, горячо мною любимым Славой Зайцевым. Для меня он навсегда останется кутюрье «намба уан» в российской моде…посещение его показов, как и личное общение с ним – для меня праздник…всегда…и необычайное НАСЛАЖДЕНИЕ…
Вчера ( 23 11 13) Валентина Максимовна  сказала мне, что Вячеслав Михайлович попал в больницу… Официальных подтверждений нет… Но… я желаю Вячеславу Михайловичу скорейшего выздоровления… Он замечательный, волшебно-чудесный…ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!
25 11 13... 23-57


ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА для журнала « Точка отсчета»
21 01 03


Кутюрная шокотерапия Славы Зайцева 2003-2004

             Кутюрный шок ожидал клиентов Московского Дома Моды и друзей Славы Зайцева, заглянувших по традиции к нему на огонек в канун Старого Нового Года. Перед «основным блюдом» – новой коллекцией женской одежды на праздничном подиуме в качестве «аперитива подавали» коллекцию моделей мужского нижнего белья в сочетании с прикольными гольфами-босоножками и загорелыми, накачанными мужскими телами. Гости   дышали через раз, время от времени поглядывая друг на друга и на реакцию центровых муз Зайцева – Галину Волчек, Марину Неелову и Ольгу Дроздову. Однако профессиональная выдержка и врожденный артистизм названных кинодам позволял им держать на лице маску невозмутимого спокойствия, потерять которое простому зрителю от созерцания подиумного действа было весьма легко.
Пластический этюд, разыгранный манекенщиками в прозрачном трикотажном белье, сменился дивертисментом (каскадом) мужских трусов белого, черного, красного, золотого цветов с бесконечными вариациями разрезов, пикантных дырочек, переплетений, фигурных вырезов и прозрачных вставок. Особое оживление в зале вызвали прорези в стиле cut-outs, сделанные на плавках в особо эффектных местах. Впрочем, по количеству и разнообразию расставленных акцентов на причинных местах, к категории трусов представленные изделия отнести весьма трудно. Скорее это новый вид аксессуаров. Они дополняют, но ничего не одевают и практически не скрывают природные достоинства владельца. Кельвин Кляйн отдыхает. Вячеслав Зайцев откровенно признался, что это его первый эксперимент в «бельевом» направлении и результат творческого союза с модельером из Екатеринбурга – Ириной Бучельниковой. Художники надеются, что несмотря на явный гротеск коллекции как по форме, так и по содержанию, белье найдет своих почитателей и клиентов.
После такого «разогрева» аудитория долго не могла прийти в себя. Но Вячеслав Михайлович не дал зрителям опомниться, и «закидал» гостей блестящими идеями, воплощенными в форме, цвете и фантазии. «Из полымя» зрители попали на бесконечные просторы зайцевской возвышенно-чувственной эстетики с элементами утонченного романтизма. «Контрастный душ» Славных образов воспринимался как «кутюрная шокотерапия», которая, впрочем, пошла многим на пользу - ошеломляя, завораживая и заставляя забыть обо всем, за исключением красоты. Новая коллекция моделей женской одежды 2003-2004 – особенная. Она не имеет названия. Зрители увидели ретроспективу знакомых образов из ранних периодов творческих откровений автора, но прочитанных заново с высоты XXI-го века. Белые костюмы из шерстяных тканей слегка напоминают о уже далеких 60-х. Брючные костюмы   «реинкарнировались» в новой ткани из 70-х, а нарядные черные платья «балерина» вызвали легкую ностальгию по 80-м. Женщина Зайцева явно повзрослела, стала менее жеманной, более роковой, более холодной, менее доступной в своей красоте. Цветовая гамма стала более благородной и изысканной, выявляя утонченные сочетания в диапазоне коричнево-розоватых, фиолетово-зеленых приглушенных тонов с редким вкраплением чистого синего.
Учитывая трепетное отношение кутюрье к женщине, бесконечный полет фантазии и вдохновения, которые чувствуются в дыхании  цвета и линиях силуэта представленных зрителям образов, “нашествие” Славы Зайцева на сознание и чувства гостей вечера можно смело назвать тотальным. И если сам Маэстро признается, что в “…попытке разгадать тайну женщины, которая является непостижимой”, он в течение более 40 лет  одевает ее и “дуреет  в стремлении достичь совершенства”, всем нам остается лишь расслабиться и погрузиться в мир “прочтенных” Славой заново пленительных образов.
Представленные в новой коллекции модели можно рассматривать до бесконечности, делая все новые и новые открытия: то любуясь совершенством формы, понимая, что это дань влюбленности мастера в четко обозначенный силуэт и “реверанс” конструктивизму, то блаженствуя от созерцания изысканнейших цветовых сочетаний и тончайших по цвету и рисунку тканей, создающих ощущение вечного праздника жизни, что само по себе является счастьем. То обнаруживая изящные аксессуары в самых неожиданных местах костюма, то находить карманы, полные цветов.               
Богатство декора, обилие традиционных для кутюрье вышивки, золота и нетрадиционных цветосочетаний тканей с различной фактурой и рисунком, роскошные инкрустации из кружева, искусственного меха и тесьмы  отражают и подчеркивают авторскую идею Возрождения России через видимые образы, но не с позиций эклектики и этнографии. Конечно, коллекция проникнута мотивами русской культуры и русского фольклора.
Но довольно ярко звучит традиционная для Зайцева тема любования женщиной. Художник подчеркивает это не только в формах и деталях одежды, но и в своих требованиях к прическе и поведению манекенщиц: открытый лоб,  осанка, пластика в руках…В линиях силуэта и декора одежды “содержание” не заканчивается. Изысканная форма лишь прилагается к содержанию души. Тонкая талия, подчеркнутая линия бедер, изящный носок туфельки, шляпка, тонкие перчатки, деликатно отороченные мехом, серьги с натуральными самоцветами… Для дневной одежды  характерна многослойность. Такова партитура “фольк”-стиля в интерпретации Зайцева.
Классическую группу коллекции составляли костюмы, комплекты и платья,  для которых характерной является четкая линия плеча, обтекаемость силуэта и выразительная обрезка воротника и лацканов. Жаккард, парча и черно-белая “рябушка” оживляют традиционную классическую форму. Однако от классики до сдержанной роскоши – один шаг, поскольку ручная вышивка и весьма крупные элементы изысканного декора расширяют рамки использования классического стиля.
Дневная одежда из ручного трикотажа белого цвета, декорированная весьма богатой вышивкой и паетками, смотрелась весьма желанной для гардероба как молодой девушки, так и зрелой женщины. Возвращение белых береток, как стильного дополнения к белому трикотажному костюму смотрелось весьма приятно.
По выражению Мастера, в новой коллекции он лишь слегка прикоснулся к  «вечеру», но тем не менее группа вечерних платьев и ансамблей для торжественных приемов весьма разнообразна: тончайшие французские кружева, тафта, органза, натуральные шелка, вышивки жемчугом, бисером, пайетками, стразами – вот неполный перечень средств обольщения клиентов Дома.  А источником вдохновения, по словам Мэтра, является незабываемая Вивьен Ли и “Унесенные ветром”, однажды поразившие воображение Славы Зайцева. Мэтр признается, что  он как ребенок «вытаскивает любимые истории  из прошлого и оформляет заново их в новом прочтении». Редкой красоты ручное кружево, и выполненные из него модели, уникальные по цвету, форме и декору подтверждают умение мастера взглянуть на женщину по-новому. Золотая парча, драгоценное кружево, чувственный шик коллекции…Упакованное в такую “обертку” тело говорит само за себя и женщине нет необходимости раскрывать рот, чтобы словами замаскировать то, что она чувствует: Женщина-Картина, достойная  любования и поклонения. Впервые в коллекции появилась кутюрная обувь, выполненная выпускницей лаборатории моды Татьяной Бараевой. По признанию Вячеслава Зайцева обувь к показу расшивали стразами и бисером практически “всем миром”- все мастера участвовали в процессе создания уникальной обуви. Парируя обвинения в консервативности, Слава Зайцев ярко высветил направление поп-арта, подтверждая истину, что его воображению все стили я покорны.
Конечно, о новой коллекции Славы Зайцева нельзя сказать, что она созвучна с тенденциями мировой моды, но как говорит сам кутюрье: “В этом сила моего творчества. Это дар Божий, я просто проводник его желаний. Мне удается сохранить любовь к России, каждый раз по-новому преподносить те дары, которые оставила для нас Русская История, в новом качестве создавать  фундамент эстетики Будущего России. Я изначально проникнут духом русского костюма и, отталкиваясь от формы, кроя и декора, насыщаю его новым содержанием, новыми тканями. Я пытался проникнуть в Божественный мир непостижимости Красоты русской женщины и моя новая коллекция – гимн Гармонии тела и души».
Действительно, магия моды Зайцева, имеющая более чем  40-летнюю историю, проявилась в новой коллекции Мэтра особенно ярко. Завораживающее зрелище театрализованного шоу стирало грань между фантазией и реальностью, открывая доступ в мир зайцевских грез о непостижимой Гармонии и смутно осознаваемой большинством зрителей Вечной женственности – источника тонких энергий и творчества.

21 01 03


Рецензии