13. Бабушку через дорогу перевели

Вторую неделю работаем в колхозе. Или в совхозе. Я в этом не разбираюсь. Оно мне не надо. Я даже название этого колхоза-совхоза не знаю. Не помню. Может «Сорок лет без урожая»?
Ну как работаем? Делаем вид. Выходим на виноградники, становимся на рядки, берем в руки тяпки, и машем ими до обеда. Траву конечно не выпалываем, так приминаем чуть-чуть.
Председатель колхоза-совхоза все никак не запомню, как его зовут, ругается матом когда приезжает проверять нашу работу.
- Вам должно быть стыдно! – кричит он, - У вас руки растут из одного места! Вымахали лбы под два метра, а работать не научились! Одни гульки у вас на уме!
Всё остальное – сплошная нецензурщина.
Мы на него не обижаемся. Чего на больного человека обижаться? А он – больной! Вон, когда кричит – весь трясется, и глаз дергается. Точно больной! Ему в санаторий надо – лечиться!
И кроме того, разве мы виноваты, что у нас действительно – одни гульки на уме? Нет, мы не виноваты! У нас возраст такой – нам всегда гулять хочется! И еще постоянно хочется есть!
Тоже возраст виноват. Организм же растет, ему пища нужна. Калории всякие, жиры, белки, углеводы, не знаю, что там еще!
Вот нас вроде бы в столовой обедом накормили, и обед надо сказать – хороший!
На первое – борщ! Не бабушкин конечно, но вполне съедобный. (Видела бы меня бабушка! Ведь я еще две недели назад от ее вкусного, наваристого борща с курятиной нос воротил!)
На второе макароны с котлетой. (Мне в первый день ни котлета, ни макароны не понравились. Но с каждым днем они становились все вкуснее и вкуснее.)
И еще пирожок с компотом. Или компот с пирожком. (Опять же до бабушкиных пирожочков – как до Москвы… пешком)
Так вот – вроде и накормили нас обедом, и мы насытились вроде бы, а проходит два часа, и все! Снова хочется есть. Да что там есть! Жрать!
- Кишка кишке в желудке дули крутит! – сказал однажды Серега, когда обед давно прошел, а до ужина было еще ой, как далеко!
- Кишка кишке бьет по башке! – поддержал друга Саня.
А все остальные ничего не сказали, только грустно вздохнули.
- Скорей бы виноград созрел! – Леха скривился и выплюнул зеленую виноградину, которую попытался разжевать, - На фига я ее жевал? Еще сильней есть захотелось!
В первые дни, когда у нас были деньги, мы ходили в поселковый магазин, который местные называли – сельпо. Там продавалось все: одежда, обувь, какие-то кастрюли и ведра, детский трехколесный велосипед, но самое главное, там продавалась еда.
- Мы покупали сгущенку в жестяных банках с синими этикетками. Пробивали в банке две дырки и высасывали до последней капли вкуснейшее молоко.
Когда молоко в магазине закончилось, мы стали покупать мед в пол-литровых стеклянных банках. Мед нам нравился не так как сгущёнка, но все равно мы его покупали и тоже пробив в крышке две дырки выпивали.
Так можно было дожить до ужина.
А потом у нас кончились деньги. Наступили черные дни.
Три дня назад приехал учитель по физкультуре Иван Алексеевич и привез Димке большую сумку с продуктами. Родители передали. Чего там только не было: и варенье, и печенье, и колбаса, и пряники, и лимонад «Буратино». Даже зачем-то положили бутылку подсолнечного масла.
Мы все съели за один вечер. Наелись так, что не могли встать с кроватей. Кожа на животах натянулась как на барабанах.
- Ненавижу всю еду! – постанывая признавался Саня.
- В жизни больше к колбасе не притронусь! – клялся Серега.
- Я не то что к колбасе, - тихо вторил ему Леха, - Я даже к сгущенке и к варенью не прикоснусь! Фу, только вспомнил – уже плохо стало.
А на следующий день голод атаковал нас особенно жестоко. Мы пытались пить растительное масло. Но было противно.
- Надо этим маслом хлебушек полить! – посоветовал Димка, - Потом посолить! Знаете, как вкусно!
- Если ты еще раз про хлебушек заикнёшься, я тебя зарежу! – пригрозил Серега сглатывая слюну.
Бутылку с маслом мы спрятали до лучших времен.

Сегодня нас четверых: Леху, Антоху, Саню и меня поставили на новое поле. С одной стороны – лесопосадка, с другой – какие-то огороды.
- Приеду за вами к обеду! – говорит председатель, - Работайте – не ленитесь!
- Хорошо! – зевая во весь рот обещает Антоха.
Председатель уезжает на своем «УАЗике» поднимая клубы желтой пыли. Мы машем ему вслед.
Потом падаем в тень от виноградных кустов, решаем, что пока не хочется есть, то можно поспать.
Засыпаю. Просыпаюсь от жары. Тень ушла в сторону, я теперь лежу на самом солнцепеке. Леха и Саня не спят. Лежат – курят. Антохи не видно.
- Где Антоха?
- А кто его знает! – равнодушно отвечает Саня, - Пошел куда-то.
- Работать будем? – я с тоской смотрю на сложенные в начале заросшего травой рядка тяпки.
- Я думаю, что нет! – серьезно отвечает Леха, - Вот похавать бы – это с удовольствием!
- Время-то сколько? До обеда далеко?
- Без пяти как свистнули! – смеется Саня взглянув на часы, - Три часа как ищут! До обеда еще три часа!
- Я столько не проживу! – Леха картинно ложится на спину и слаживает руки на груди.
- Проживешь! – ржет подошедший неслышно Антоха, - Ваша мама пришла – молочка принесла! Гляньте, что у меня есть!
Мы вскакиваем на ноги. Антоха кладет перед нами свою рубашку, которую он нес как мешок – через плечо.
- Это же скатерть-самобранка! – шепчу я.
На рубашке лежать розовые крупные помидоры, зеленые пупырчатые огурцы, болгарский перец, пучок укропа, и зачем-то два баклажана.
Мы мгновенно расхватываем помидоры. Я кусаю розовый, весь в прожилках бок самого большого помидора. Брызгает теплый сок вперемешку с семенами.
Вкусно даже без соли! Смотрю на друзей! У всех счастливые лица. Саня умиротворенно хрустит огурцом.
Антоха улыбается.
- Где ты взял такое богатство? – спрашивает его Леха.
- Места надо знать! – шутит Антоха, потом признается, - Вон там, на огородах! Там в основном картошка посажена, но и помидоры с огурцами есть, и еще всякие овощи! Я названий не знаю.
- А на фига ты баклажаны принес? – задаю я не дающий мне покоя вопрос.
- Не знаю, - Антоха разводит руками и улыбается, - Красивые они!
- Слушайте! – Саня вскакивает на ноги и обводит нас взглядом, - А давайте картошки накопаем! У нас же в комнате масло стоит! У учителей плитка есть! Попросим в столовой сковородку, и вечером нажарим! Наедимся!
- А чем ты ее копать будешь? – Леха протягивает руку за четвертым или пятым помидором.
- Да ее и копать не надо! – успокаивает его Антоха, - Там земля мягкая – как пух! За ботву потянул – она сама из земли лезет! Я один куст для эксперимента выдернул!
 - Веди же нас Сусанин – герой! – с пафосом произносит Саня.
Антоха встает и широко шагая идет по узкой тропинке. Мы следуем за ним.
 - Да здесь же жить можно! – говорит Леха, когда мы выходим на огороды, - Построить шалаш и жить! Каждый день картошку в костре печь!
- Лучше мы ее на сковородке поджарим! – улыбается Антоха, - На маслице, да с лучком!
Через десять минут у нас примерно с ведро картошки. Я попутно выдергиваю несколько желтых луковиц размером с небольшую дыню.
Все это складываем в Антохину рубашку.
- Все равно она у тебя грязная! – говорит Саня.
Чтобы председатель не увидел нашей поклажи отправляем приятеля в поселок пешком.
- Тут недалеко! – шутит Леха, - Три дня лесом, два дня полем! Не успеешь оглянуться!
Идти действительно не далеко – пару километров всего. Антоха взваливает на плечо как мешок завязанную в рубашку картошку и уходит.
- Давайте хоть вид сделаем, что работаем – предлагаю я.
Берем тяпки и начинаем яростно колотить по густой жесткой траве. Трава приминается, но через секунду выпрямляется словно стойкий оловянный солдатик.
Из-за посадки появляется облако пыли. Это едет за нами председатель.
- А где ваш четвертый? – недоумевает он.
- У него нога заболела, - объясняет Саня, преданно глядя в глаза председателю, - Он пошел в медпункт!
- До медпункта же пять километров Как же он туда пошел с больной ногой?
- А кто его знает! – продолжает издевательство Саня, - Мы ему говорили, а он все равно пошел!
- А почему вы ничего не сделали? – председатель оглядывает почти нетронутые рядки.
- Как это ничего не сделали? – возмущается Леха, - Вон мозоли какие набили, от тяпок ваших!
Он протягивает под нос председателю грязные ладони.
- На харе у тебя мозоли! – ругается тот, - И на языке! Привезли же вас на мою голову! До вас нормальные ребята были – трудолюбивые, вежливые! А вы! Тьфу! Садитесь в машину, и тяпку этого хромого ходока не забудьте!
- А машина не развалится? – никак не может успокоится Саня, - Очень она у вас тарахтит!
Председатель разъяренно смотрит на него, ничего не говорит, садится за руль закусив губу.

Выходим у общежития где имеем честь проживать, вежливо благодарим нашего водителя.
Тот сдерживая себя из последних сил яростно жмет на педаль газа. УАЗик с грохотом уносится прочь.
Антохи еще нет, вообще никого нет. Все работают. Лежим на кроватях – мечтаем о жаренной картошке.
Входят Димка и Серега. В руках у Димки целлофановый прозрачный пакетик с водой и несколькими мелкими рыбешками.
- Нам аквариум не нужен! – говорит Саня, - Нам рыб не прокормить, самим есть нечего!
- Это не аквариум, - Димка морщит нос, - Это мы с Серым руками в ручье наловили! Можно уху сварить! Или зажарить! Или засолить!
- Как бы не объесться твоей рыбой! – хохочет Леха.
- А что, - говорю я, - Уху сварить можно! Сейчас Антоха с картошкой придет! Там картошки хватит и пожарить, и на уху!
Антоха входит с импровизированным мешком на плече.
- Айда на обед! – говорит он, пересыпая картошку в дырявый рюкзак, что достался нам от прежних жильцов.

После обеда лениво сидим у столовой в тени большого раскидистого дерева.
Слышен приближающийся грохот, возле нас тормозит председательский УАЗик. Сам председатель выскакивает из машины, смотрит на Антоху который вместе с Серегой устроили шуточный каратистский бой и машут ногами друг перед другом.
- Ты же сказал, что у него нога болит! – председатель гневно смотрит на Саню.
- Я? – удивляется тот, - Не может быть! Я бы помнил! Я говорил, что у него голова болит! А про ногу я ничего не знаю! Вы вот целый день по полям носитесь! Жарко! А вы без головного убора! Наверно вам головку и напекло!
Председатель с рычанием прыгает в машину, хлопает дверью. От этого удара открываются другие двери. С УАЗика осыпается пыль, мы в первый раз видим его настоящий цвет. Он оказывается зеленым, а я думал, что желтый.
Председатель уезжает, мы смеемся, Саня и Леха закуривают.
Из столовой выходит Иван Алексеевич – наш физрук, а в данный момент еще и руководитель трудового лагеря. Так называется наша богадельня.
Физрук щурится от яркого солнца и довольно потирает живот. Потом резко поворачивается к нам.
- Что, Саша! Опять курим?
- Вы что, Иван Алексеевич? – наивно улыбается Саня, пряча руку с сигаретой за спину, - Нет, не курим!
- Я же тебя только что поймал! – нервничает физрук.
- Надо за руку поймать! – Саня бросает окурок на землю, давит его ногой.
- Иван Алексеевич, а вы можете в столовой кастрюлю попросить, и большую сковородку? – спрашивает Леха.
- Зачем?
- Мы тут рыбки наловили! – объясняет Димка, - Можно после ужина ухи сварить! А то что это за ужин? Через час уже кушать хочется!
- А мы одну бабушку через дорогу перевели – подхватывает Саня, - Так она в благодарность нам ведро картошки дала, и еще огурцов и помидор!
- Прям таки через дорогу перевели? – не верит ему физрук.
- Помогли!
- И за это – ведро картошки?
- А что здесь такого? И них здесь картошки – как грязи!
- Ладно, - соглашается Иван Алексеевич, - Пойду попрошу! Только имейте ввиду, что я должен буду все что вы приготовите попробовать! Чтобы удостоверится, что вы не отравитесь! Вдруг рыба не свежая или картошка – просроченная!
- Какой разговор! Мы и сами хотели вас пригласить! – успокаивает его Антоха.

Вечером через пару часов после ужина устраиваем пир. Варим уху из пойманной пацанами рыбы, потом жарим картошку. Наедаемся до отвала.
Утром после завтрака сидим возле столовой, ждем машину которая отвезет нас в поле на работу.
Саня и Леха курят. К ним неслышно подкрадывается физрук и хватает Саню за руку в которой тот держит сигарету.
- Вот я и поймал тебя за руку, Саша! – словно ребенок радуется он.
Саня разжимает пальцы, сигарета падает на землю, он затаптывает ее ногой.
- Не поймали, Иван Алексеевич!
Вдали раздается привычный грохот, сигнализирующий о приближении председательской колесницы.
Лицо председателя похожа на тот помидор, что я вчера съел. Такое же розовое и все в прожилках.
Следом за ним из машины выбираются два здоровенных угрюмых дядьки.
Председатель находит высокую фигуру Сани.
- Вот этот юморист! – кричит он, - Вчера вместе со своими дружками разграбил огород арендаторов. Выкопали картошку, оборвали с грядок помидоры, огурцы, лук и даже баклажаны!
Мужики с гневными лицами делают два шага в нашу сторону.
- А это не мы! – спокойно говорит Саня, - Мы все время вашу дурацкую траву пололи! Вон даже мозоли набили! А по огороду какие-то другие люди бродили, мы думали, что они там работают!
Мужики останавливаются, внимательно смотрят на председателя.
В это время кто-то больно щипает меня сзади. Я оборачиваюсь и вижу перекошенное о ярости лицо физрука.
- Бабушку через дорогу перевели? – гневно шепчет он, - Мешок картошки дала? Я вам устрою веселую жизнь!
Я в ответ глупо улыбаюсь и пожимаю плечами.
- Это точно не мои ребята! – физрук отодвигает меня в сторону и подходит к председателю, - Мои ребята очень дисциплинированные, они такого сделать на могли! Они у меня даже не курят!

Андрей Иванов 25.01.2020
Гуково


Рецензии