Почему Россия обречена

Россия безнадёжна потому, что люди здесь не умеют жить вместе, сотрудничать друг с другом.
Некоторое время тому назад меня пригласили работать в школу им. Горчакова. Это частная школа-пансион, где учатся только мальчики. Основана и содержится она на деньги миллионера-ресторатора Сергея Гутцайта. Располагается в здании бывшей дачи Карла Брюллова.
Прежде всего, директор и завуч школы пригласили меня приехать и посмотреть здания. Это было летом, во время каникул. Но меня здания не интересуют: я не архитектор. Меня интересуют дети. Я стал расспрашивать их о порядках в этой школе: пришёл в ужас от них - и отказался от предложения.
Сергей Гутцайт разбогател очень по-российски. Он когда-то кормил Путина, когда тот ещё не занимал такой большой должности. А ведь все друзья Путина - весьма преуспевающие люди. Преуспел и он.
Разбогатев, хочется самоутвердиться. Я же не только богатый. Я умный. Я благодетельный. Я высококультурный. Это же приятно: восстанавливать русскую культуру. Я отреставрировал дачу Брюллова, там у меня школа для мальчиков имени не кого-нибудь, а Горчакова (князь Горчаков, кто не помнит, высокопоставленный дипломат 19 века, учившийся в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным). Круто же! И порядки - как в 19 веке.
То есть, главное - это здания, а ученики - что-то вроде живой декорации. Вот только, изолировав их от девочек, искусственно поместив, по сути, в казарменные условия, пользу им не принесёшь.
Почему Сергей Гутцайт - повар по призванию, коммерсант по роду занятий - решил, что он может заниматься педагогикой? А у него денег куры не клюют. В России у кого много денег, тот царь и Бог, тот разбирается во всём. И учиться не нужно.
В Европе не так. Даже русские, попадая туда, это быстро начинают понимать. Роман Абрамович, например, за всё время, что владеет футбольным клубом " Челси", ни разу не вмешивался в работу тренеров. Он понимает, поскольку живёт на Западе, что не владеет профессиональными навыками в этой области. Так что, нанял профессионала - будь добр его уважать.
В России не так. Здесь много хороших профессионалов (в том числе, хороших педагогов), но у них нет возможности работать так, как они бы могли и хотели. Сергей Гутцайт, раз уж он решил основать именно школу, мог бы им такую возможность дать, но он не понимает, что организовать работу школы нужно профессионально - а не в сооответствии с его собственными "педагогическими идеями", - поскольку понятно, какие могут быть у такого человека "педагогические идеи". Не понимает, что нужно найти хорошего педагога-организатора и поручить это дело ему.
В Европе это для всех очевидно.
Вот почему там каждый занимается своим делом: финансист финансирует (а не выдвигает "педагогические идеи" и "воспитывает" - то бишь, портит - детей), педагог учит, строитель строит, тренер тренирует - и все они сотрудничают, конструктивно взаимодействуют друг с другом. Они живут вместе. Тот, у кого есть деньги, платит их тому, кто что-то общественно полезное умеет делать. В результате талантливые люди, профессионалы находят применение своим силам, а те, у кого есть деньги, приносят с их помощью пользу, а не вред.
У нас не так. У нас или у человека есть умения, но нет возможностей (как у меня, например), или есть возможности, но нет умений (как у Сергея Гутцайта). Нет связи, нет сотрудничества, нет умения жить вместе - каждый сам по себе.
Почему так? Потому что здесь нет свободных людей. Потому что никто никого не уважает, а все жаждут самоутвердиться. Потому что общество атомизировано: нет социальных связей между людьми. У каждого горит: только бы обскакать других! Сотрудничать тут никто не умеет и не стремится.
Но один человек, даже если он гений, даже если миллиардер, - сам никогда ничего не сделает.
Вот поэтому Россия обречена.
Она совершенно не случайно находится во второй сотне большинства цивилизационных рейтингов. И, как только нефть и газ уже перестанут быть нужны, исчезнет с карты мира.


Рецензии