Три николая

В Махачкале, недалеко от вокзала, стоял трёхэтажный дом. Был он длинный, с деревянными балконами, с двумя лестничными пролётами. На каждом балконе было по два коридора, из которых две двери вели в две квартиры, рассчитанных на двух хозяев. Несведущий человек мог легко в этом
доме заблудиться.
Дом напоминал улей. МальШJИ, не ходившие в садик, играли на балконе,
катались на качелях, прикреплённых к деревянному потолку. Домохозяйки,
не спускаясь вниз, стряхивали половички прямо с балкона, на что жители
нижних этажей громко ругались. Вечером шуму добавляли мужчины, выходя на балкон играть в нарды, в карты или просто пообщаться.
Жильцы, несмотря ни на что, любили свой дом. Крупных ссор не происходило.
В этом доме жила хрупкая белокурая девочка, которую за миловидные
черты лица все звали Милочкой. Жила она с отцом, Максимом Иосифовичем. Соседи и взрослые, и дети звали отца Милочки просто Максим,
так как на отчестве «спотыкались». Он не обижаJIСЯ.
Жена Максима умерла при родах, оставив сиротой прелестную дочь.
Максим растил её один, души в ней не чаял. Она ему тем же отвечала.
Работал Максим машинистом, зарабатыва... неплохо. Им с дочерью
хватало. Новую жену так и не выбрал себе, всё боялся, что дочь обидит.
Когда она была школьницей, часто брал её в рейс. Поручал знакомому
I
проводнику присматривать за ДОЧКОЙ, когда на больших станциях выходил на перрон за лакомствами.
Дочь выросла, а Максим всё продолжал опекать её, боялся, что ктонибудь обидит. Женихов отваживал: тот не такой, этот не этакий.
- Знаешь, дочь, не хочу, чтобы ты выходила замуж за недоучку.
- Папа, какой же Коля недоучка? Он техникум окончил.
- Видел я твоего Колю. С тобой идёт, а на других заглядывается.
Милочка не соглашалась с отцом и защищала своего парня. Хотя видела: Николай ведёт себя как-то странно, с ней разговаривает, а сам всё
оглядывается. Но на другой же день после разговора с отцом она увидела
Николая с другой девушкой. Домой пришла заплаканная.
Отец брился, МУРЛblчасебе под нос знакомую мелодию. Не поворачивая головы на скрипнувшую дверь, по дыханию дочки, он понял, что дочь
чем-то расстроена. Она не спросила как обычно: «Как дела, папуль?»,
поспешила пройти на кухню.
- Милочка, ты не в настроении? Я чувствую спиной. Кто тебя расстроил? А ну, выкладывай I
Она, чуть не плача:
- Папа, ты был прав. Коля изменил мне. Я его встретила с другой девушкой. Он шёл с ней под руку. - Милочка, бросив сумочку, подошла к
отцу и обняла его. - Да, папуль, ты был прав.
- Я же тебе говорил, что он не внушает доверия. Но ты не расстраивайся. Может, это и к лучшему, что ты быстро увидела его истинное лицо.
Что было бы, если бы ты замуж за него вышла, детишек нарожала? Какой
из него отец получился бы?
Максим взял тоненькие руки дочери в свои большие ладони. поцеловал их:
- Ты у меня красавица, умница, а он еще пожалеет
Тепло отцовского голоса согрели девушке душу. Она прильнула к его
груди, а он нежно гладил её голову шершавой мозолистой рукой:
- Ты красавица, вся в маму
Они оба посмотрели на большую фотографию, висевшую на стене.
- Папа, а как ты с мамой познакомился?
Отец и дочь уселись на диван. За окном смеркалось, в комнате воцарился полумрак, но они сидели, не включая свет. Максим вспоминал о
счастливых днях:
- Лознакомились мы на вокзале. Я шёл со смены, а она торопилась на
прибывший поезд, на который уже объявили посадку. Я смотрел на неё, и
она увидела меня. Она замеДJlИлашаг и смущённо опустила глаза. Но я
смело подошёл к ней и спросил:
- Девушка, вы не меня ли встречаете?
/
..

..
А она, заикаясь от неожиданности, ответила:
- Не-е-т, я еду в отпуск
- Ну, тогда в следующий раз вы, надеюсь, будете встречать меня, - и он
попросил у неё её адрес. Она вынула из сумочки карандащ и записную
книжку, написала адрес и слегка дрожащей рукой протянула листок А
потом повернулась и побежала к вагону. Её светлые длинные волосы прыгали по спине. Она заскочила на подножку вагона, обернулась и помахала
ему рукой. А он стоял, как вкопанный, прижимая к груди ставшую вмиг
дорогой бумажку с адресом. Тогда он, растерявшись, даже не проводил
её до вагона. Эта картина их первой встречи часто вставала у Максима
перед глазами. Он замолчал и задумался.
Милочка почувствовала, что отец продолжает вспоминать маму.
- Папуль, - тихо позвала она отца, - ты о маме думаешь?
Он убрал с её головы свою руку:
-- Да, дочь, она была моей судьбой.
- Это я виновата, что она умерла?
- Ну, что ты, дочь, конечно, нет. Я же тебе рассказывал, как всё было.
И хватит нюни распускать. Марш на кухню, я тебе там что-то вкуснеиькut:
приготовил.
Через несколько минут с кухни уже доносилось пение. Милочка, разогрев пюре, мурлыкала любимую мелодию из кинофильма «Весна на
Заречной улице».
- Па, я картошку доем? - крикнула она отцу.
- Доедай, я уже покушал.
В это время раздался осторожный стук в дверь.
- Войдите, - ответил хозяин.
В комнату вошёл молодой человек невысокого роста с огромным букетом, за которым не было видно лица. Он представился:
- Здравствуйте, я Николай, жених Милочки.
И тут Максим встал со стула, оказавшись на полторы головы выше
жениха, и воскликнул:
- А! Вот ты какой, жених! Это ты жених моей дочери?! Как ты посмел
изменить моей Милочке?!
Он подошёл к парию вплотную и, как нашкодившего щенка, за шкирку, за новый костюм схватил, да так, что с него посыпались ПУТОВИЦЫ, и
потащил его на балкон. Парень не успел ничего объяснить, как уже очутился за балконом вниз головой.
- Как ты посмел изменить моей Милочке?! Да я сейчас тебя отпущу, и
от тебя лепёшка останется 1
Жених с перепугу кричаJl:
I
- Дядя, подними меня, пожалуйста! это какая-то ошибка. Я никому не
изменял'
Букет полетел вниз. Из кармана посыпалась мелочь. Под балконом
собрались мальчишки и подбирали пад'авшие медяки.
- Вот, мне на кино хватит.
- А я мороженое куплю.
На шум выбежали жильцы дома. Они пытались образумить соседа:
-Да, ты что, Максим, белены объелся! Оставь мальчишку в покое'
Милочка, услышав сердитый голос отца, тоже вьшта на балкон. Она
ужаснулась, увидев, как отец держит за ноги незнакомого пария.
- Папа, что случилnсь?
- Да вот, жених твой явился.
- Папа, это не мой жених. Поставь человека на балкон.
- Но он Николай!
- Это не тот Николай! Он пришёл не ко мне. В другом подъезде тоже
живёт Мила, и у неё жених Николай.
Соседи сначала возмущались поведением Максима, но услышав, что
говорит Мила, стали смеяться. А жениху которого Максим наконец поставил на ноги, было каково? Галстук набок, пиджак без пуговиц, рубашка из брюк вылезла. Он стоял, шатаясь, как пьяный.
Парень, поправляя одежду, причитал:
- Что я вам, дядя, сделал, за что вы меня так?.
- Нечего было букетом закрываться. Я думал, что ты обидчик моей
дочери. Ладно, парень прости.
Сосед Иван Семенович предложил выпить мировую. Они втроём вошли В комнату к Максиму. Хозяин достал бутылку водки, поставил на стол
незатейливую закуску. Они выпили по рюмочке, потом по другой. Николай сразу захмелел и уже рассказывал о своей Милочке, как лучшим
друзья, о том, как они познакомились в доме отдыха, как встречались, и
теперь вот приехал свататься.
- Хорошая женщина, мы её знаем.
- А я вот не знаю, примет ли теперь она меня в таком виде.
- Не дрейфь, мы пойдём с тобой и объясним, что случилось.
Мужики проводили Николая, а когда Максим вернулся, дочь устроила
ему допрос.
- Папа, ты же всегда был такой спокойный. Что с тобой произошло?
Разобраться надо было! А если бы жених действительно шёл ко мне?! Так
ко мне никго не придёт свататься, если ты женихов будешь за балкон спускать.
Мила со второго подъезда, видно, приняла предложение жениха, так
как вскорости у них состоялась свадьба, и на неё весь дом был приглашён.
А наша Милочка тоже вскоре встретила парня, и звали его тоже Николаем. Не долго и свадьбу ждать пришлось.
Торжество было шумным и весёлым. Кьмната, где поставили столы,
была небольшой, и потому для танцев оборудовали балкон. По кавказской традиции гости говорили тосты.
- Выпьем за молодых. Пусть всегда живёт среди них любовь! С любовью любая трудная дорога жизни покажется лёгкоЙ. Горько!
- Выпьем за родителей жениха! Горько'
- Дорогие гости, предлагаю выпить за здоровье родителей невесты!
Сколько было гостей, столько раз произносились тосты и поднимались
бокалы. И после каждого выпитого бокала вина молодые должны были
целоваться.
-Давайте выпьем за наш дом, что как улей! За дружбу и любовь' -
крикнул один.
Его дружно поддержали:
- За дружбу и любовь!
Друг Максима Федор, строитель, пришёл с товаришем. Произнося тост,
он представил его:
- Мы с Костей строили ЭТОТ дом. И назвали его тогда «теремком». Пусть
живёт в нём любовь и сыграется ешё много свадеб'
КТО-ТО крикнул:
- Выпьем за строителей, которые построили наш дом!
И снова молодые целовались. И чем больше было выпито, тем больше
им приходилось целоваться.
Наконец отец невесты, пожалев дочь, у которой уже опухли губы, скомандовал:
- Хватит сидеть за столом! Пошли танцевать.
И гости с шумом раздвинули стулья и высыпали на балкон. Гармонист
занял своё место ближе к стене.
Максим с женихом подошли к перилам, чтобы покурить. Дворовые
мальчишки снизу закричали:
- Дядя Максим, потряси Колю! Конфет хотим!
- Ах вы, малявки, я что вам копилка! - в шутку рассертшся Николай
и полез в карман. Достав горсть монет, кинул их вниз. Пацаны, толкая
друг друга, бросились собирать деньги.
- Спасибо, дядя Коля!
Мила попросила отца:
- Пап, станцуй I
Максим стал выбивать чечётку, да так, что соседи с нижнего этажа
закричали:
I
-- Эй вы, там, наверху' Балкон развалите!
А вдова Сонечка с верхнего этажа наоборот, подбадривала танцора:
- Давай, Максим, давай! Ломай эти чёртовы доски, на счастье молодым!
А Максим ей в ответ:
- Соня, давай к нам! Станцуем вдвоём'
СОЮ!и вправду спустилась и, поздравив молодых, присоединилась к
танцующим. Максим ей давно нравился. И он, она чувствовала, к ней не
равнодушен. И тут, прямо на свадьбе, Максим осмелел и сделал Соне
предложение. Мила, конечно, первая об этом узнала:
- Папа, наконец-то ты решился.


Рецензии