Код Вселенной. Лекция. Параграф 9

Человек безмерно сложен и неисчерпаем. Но в этой множественности образов человека и заключена трудность в расшифровке проблемы.В конечном счете, именно это и рассматривается как цель осуществления влечений и удовлетворения базовых потребностей человека.

Известно, что реальность существует сама по себе независимо от степени и характера ее реконструкции в научных теориях и фактах. Человеческое существование изначально характеризуется постоянным преодолением, расширением  границ среды своего обитания в той его функции - одного из видов живой природы, обитателя биосферы планеты.
 
R. Stevens в своей тримодальной теории основании человеческих действий выделяет три качественно отличных типа психологической реальности – биологическую, символическую и рефлексивную. В первом номотетическом измерении, характерным для биологического, критичным вопросом является «проверка истинности».

Когда мы перемещаемся в символическую, второ-сигнальную область, мы нуждаемся в прояснении любого анализа, производимого нами: оценки того, насколько полно они репрезентируют систему значений (представлений, чувств и т.д.), на которой фокусируются.

На третичном уровне, мы сами становимся субъектами «проверки истинности», отвечая на еще более сложные вопросы, связанные с осознанием того, насколько обоснованы наши выводы и насколько они соответствуют реальности. Ныне цивилизационное развитие со всей остротой ставит "глобализационный вопрос", в котором транслируется новые и интерпретируются заново интенции сопоставления части и целого.

В этом бесконечном процессе человек меняя свою среду, в т.ч. и социальную изменяет и трансформирует и себя.

Кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную, считал Р. Декарт.  Бытующее в современной науке идея о том, что носителем памяти являются рибонуклеиновые кислоты в клетках мозга, не выдерживают сколь-нибудь серьезной критики, ибо, как бы ни были сложны структуры РНК, наши переживания, ощущения, эмоции, знания, сплетающиеся в бесконечно сложный комплекс памяти, никак не могут быть адекватно отражены в физиологическом аппарате мозга.

У человека, живущего насыщенной внутренней жизнью, восприятие настоящего – всего лишь повод к воспоминанию.Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции. Особенность и влияние постмодернистского мышления заключается именно в признании культурного полиморфизма, открывающего простор для подлинного диалога, в открытости исторического познания, в освобождении его от догматизма.

Если за каждым ощущением или переживанием закреплен определенный комплекс нервных процессов в мозгу, то одинаковые ощущения или впечатления всегда бы вызывали одинаковые переживания, однако сознание никогда не возвращается в прежнее состояния, потому что тащит за собой всю прошлую память, которая постоянно изменяется и обогащается и подобна, говорил Бергсон, мелодии, которая постоянно изменяется от каждой новой присоединенной ноты.

Макс Шеллер  полагал, что человек - это та реальность, исходя из которой легче всего постичь характер бытия.  Человек не может быть только телом, ни на одну секунду не может превратится в вещь, ему все время недостает полноты существования в качестве вещи, оно постоянно примеривается к миру, что-то в нем намечает, от чего то отказывается, он все время помнит прошлое и нацеливается на будущее.


Рецензии