Форум краеведов в Ульяновске

«Кто если не я ?». Форум краеведов в Ульяновске


На 4-й форум татарских краеведов  меня пригласила замечательная женщина, ранее руководившая Централизованной библиотечной системой города Ульяновска Роза Мукадесовна Гиматдинова.

Любопытство разгорелось сразу. В давние времена Булгарское ханство (Волжско-Камская  Булгария) включала в себя земли Татарии и Ульяновской области, кстати, и Самарской. В столице древнего ханства г. Булгаре (Болгаре) бывала не раз. Именно там был принят ислам в 922 году, за 66 лет до христианства.

Булгарские ювелиры, кожевенники, кузнецы славились далеко за пределами Волжского ханства. Кожи, меха, мед, булгарские кольчуги были известны киевлянам в X-XII  веках, с которыми велись и войны, и активная торговля.

Теперь об этом можно прочитать в книгах, выставленных на форуме. Книги преимущественно редкие, давно не переиздаваемые, или изданные слишком маленьким тиражом. А. Х. Халиков «Кто мы — булгары или татары?», «Город Болгар.  Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков», Юрий Супрененко «Тайны волжского Булгара»,    С.Х. Алишев «Татары Среднего Поволжья в пугаческом восстании» и др..

Форум шел преимущественно на русском языке, хотя дозволено было желающим говорить на татарском. Я русская, и мне импонировало выступление  доктора исторических наук, руководителя Центра развития истории и  культуры Ульяновской области С. А. Прокопенко.

Писать и  выступать только на татарском, чувашском, мордовском языках, значит информационно ограничить соседствующие народы. Примерно так прозвучал один из аспектов его выступления.

Я вспомнила, как в одном из классов ребята с интересом изучали религию и культуру татарского народа. Но, когда я перешла к особенностям христианства, встретила явный холодок со стороны ребят из татарских семей. «Почему?» - спросила я одного, особенно явного противника.

Пришлось объяснить, что образованный человек — это тот, кто знает не только свой дом, свою культуру, но и чем живет его сосед, что интересное есть у него, за что хочется его уважать, дружить с ним.

Мне всегда казалось, что религиозные пристрастия разводят нас по разным группам; синагоги, мечети, церкви, а еще секты и им подобные — разъединяют нас. Мы разобщаемся.

С тем мальчиком мы потом уважительно относились  друг к другу вплоть до окончания им школы. Сейчас только в Ульяновской области живут люди 120 национальностей. Татары — 2-я  по численности после русских группа. 67 населенных пунктов принято считать национальными, татарскими. Но ведь и там живут меньшинства — русские, мордва.

Мы и так разобщены условиями современной жизни. Наше телевидение, компьютеризация выхолостили то доверительное гостевание, которое было особенностью нашей российской жизни.

Уверена, что так думаю не только  я. Иначе татарское общество не подарило бы за четырехлетнюю историю своего клуба Дворцу Книги более 800 книг о татарской культуре, краеведы не дарили бы свои «обязательные экзампляры» краеведческому отделу.

Среди подаренных книг сборник стихов и повесть «Своей дорогой иду» Шафика Иматдинова в переводе В. Лайкова т Р. Илькина. Первые же стихи в раскрытой наугад книге поразили меня своим глубинным смыслом.

И тебе, и себе удивляюсь:
Взглядом обменялись,
Без слов разобрались.
Вроде потерялись
И вновь повстречались.
Как-то расслабились,
Видно понравились,
В небеса летали,
Что-то щебетали
И в словах заврались.
Глупые...
Расстались.

Конечно, это стихи о любви. Но попробуйте прочитай их предвзято, как о группах людей с разными взглядами на жизнь, с разным опытом. Получилось?


На фотографии краевед-любитель, татарка и моя замечательная подруга Роза Мукадесовна Гиматдинова на 4-м форуме татарских краеведов.


Рецензии
НИНА ИВАНОВНА ВЫ МОЛОДЕЦ! УЖЕ ВСЕ НАПИСАЛИ. И ТАК ЗДОРОВО!

Роза Гиматдинова   02.02.2020 10:53     Заявить о нарушении
Cпасибо за одобрение моего поста! Как-то легко написалось вчера, обычно я долго думаю.

Нина Ватрушкина 2   02.02.2020 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.