Учителями не рождаются? Случай Эльвиры Гусевой

Пишу два варианта: свой и Эльвиры Гусевой

"Случай из школьной жизни

Эльвира Гусева

Давно  это было, очень давно. Я училась тогда в шестом классе. Класс был большой  и  дружный, пятеро отличников и больше половины  класса хорошисты. Мы все состоялись, есть среди нас  инженеры, военные, медики  и три учительницы, я  в  их числе. Но тогда мы  все были  обыкновенными  детьми.

В начале учебного года  к нам пришла новая учительница математики,  а вместе с ней  и  классный руководитель. Как только прозвенел звонок на урок, они вошли в класс вместе: уважаемый  Александр Петрович  и совсем  ещё юная  Галина Борисовна. Наши взгляды были прикованы к ней: какая же она хорошенькая, молодая, тоненькая, в  розовом костюмчике с короткой юбочкой,  в туфельках на шпильке, с высокой пышной причёской  чёрных волос!

- Ребята, это ваш новый классный руководитель, - представил её  Александр Петрович. – Галина  Борисовна  Розина, она и сама, как роза, к тому же  моя ученица и круглая отличница. Будет преподавать у вас  математику. Прошу любить и жаловать, в случае чего, я буду рядом, и  в  обиду Галину Борисовну никогда не дам, но думаю, до этого не дойдёт.

Мы сидели, не дыша, разглядывали  новую учительницу, которая всем нам уже очень нравилась. После этих слов  Александр Петрович вышел, а  Галина Борисовна начала урок. Доброжелательная, спокойная  и  очень красивая, она  нравилась  нам. Всем  хотелось  услышать её слова благодарности за  задачку, решённую раньше всех или теорему, которую мы брались доказывать. А какие классные часы  она проводила, нам с ней было очень интересно.

Учебный год только начался, быстро побежало время, и вот уже наступила зима. Однажды  я пришла  чуть раньше с большой перемены  и застала  за партой  своего соседа – Эдика  Галкина. Он был  чем – то встревожен и подавлен.

- Эля,  сегодня меня вызовут  к директору, - сказал  он  и потупил взгляд.
- А что случилось? – не поняла  я.

- Мы играли   с   мальчишками  в снежки,  я попал  Галине Борисовне в глаз,  - Эдик  говорил почти шёпотом, по нему было видно, что он очень расстроен.

- Да как ты мог? – взорвалась  я, используя своё положение старосты класса, взялась его отчитывать. – Как ты посмел  бросить в нашу Галину Борисовну снежок? Ты понимаешь, что ты наделал? – я негодовала, готова была уже расплакаться.

- Да пойми ты, Эля, я  не нарочно! –

- Какое это имеет значение? – не унималась  я. – Галина Борисовна всех нас любит, а ты, а ты, Эдик,  попал в неё снежком! Иди и немедленно  извинись перед ней!
В класс пребывали другие ученики, разговор мы вынуждены были прекратить. Весь урок  мой сосед сидел сам не свой, в ожидании,  вот сейчас распахнётся дверь и его вызовут к директору.  Представляю, что он пережил тогда, но дверь не открылась, никто его с урока не вызвал. Он успокоился,  в ожидании урока  математики.

- Ты извинился перед Галиной Борисовной? – спросила я  Эдика на следующий день, как только он вошёл в класс.

- Нет,  а может, она уже забыла, не хочу ей  напоминать, - замялся Эдик. Сделать это было невероятно трудно, это я поняла уже  позже, работая с детьми.

На своих  уроках  Галина Борисовна была, как всегда, спокойна, работая  с нами. Никаких признаков  произошедшего никто  не заметил. Я поняла, что Галина Борисовна – наша умница  и необыкновенная красавица,  никому ничего  про снежок не сказала. Так прошло  несколько дней.

Однажды  она вызвала  Эдика к доске на своём уроке, он  скорей  всего  от волнения,  перепутал  действия, хотя по математике  он  был третьим учеником в классе. Галина  Борисовна работала  с  ним у доски.

- Да, Галкин, - неожиданно сказала  она. – Это ведь не снежки кидать в кого попало, здесь думать надо!
 
- Галина  Борисовна, простите меня, - взмолился  Эдик. – Я не хотел, случайно так вышло.

- Я так и поняла! – ответила  она. – Садись на место, надо уметь признавать свои ошибки!

Весь класс замер,  я поняла,  Галина Борисовна простила  его, тем самым  избавила  от тяжёлого  груза переживаний.

Я была рада за Эдика."


***


Мои думки начались с этого рассказа Эльвиры Гусевой. Это наш постоянный автор, фамилия её звучит на Прозе. ру весенним ручьём. И всё потому, что в детстве -  моей любимой сказкой были "Гуси-Лебеди".

Эльвира очень оригинально описывает нашу жизнь, при этом ни слова не произнося о главном. Сейчас так многие пишут - кругом запреты то на одно слово, то на другое. Для меня этот рассказ написан о любви.

-Мы её не видим. Мы её не слышим. Мы о ней не говорим, - сказала я самой себе.  Песня такая есть: "Не говори мне о любви". Правда, саму песню я не помню.

Рассказ припомнил мне такую байку:

Не многие делайтесь учителями (Иак. 3, 1), или о бесплодной смоковнице.
Рядовые чтения на Литургии вторника 32-й седмицы по Пятидесятнице

Из послания Иакова (3, 1-10):

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык -- небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык -- огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это -- неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Из евангелия от Марка (11, 11-23):

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, -- будет ему, что ни скажет.

Но оставлю я это цитирование. (Я тут, вообще-то, для себя пишу). Поэтому, может, не понятно. Вот и мысль потеряла, не находится никак.

А. Эльвира ни словом не обмолвилась о Любви. Я даже в данном случае пишу с большой буквы. В те далёкие годы считалось позором всякое проявление любви. Думаю, много жизней было изувечено этой жестокой моралью. Естественно, главный герой - Эдик, не мог не заметить, что новый учитель красив собой. Если так сказать - появляется соблазн всё опошлить. И Эдик молчит. Разве не трагедия? Приходится выкраивать небольшие порции Любви из так называемых "конфликтов", служащих катализаторами мощного процесса.

Именно в таких ситуациях рождаются отношения, рождающие нового учителя. Думается мне, Эдик стал самым лучшим учителем для своих учеников.


Рецензии