Нейротеология

Московский литератор
Номер 17 cентябрь 2006 г. Главная | Архив |
Елена Шацких
КАКОЙ-ТО ДРУГОЙ МИР...

НЕЙРОТЕОЛОГИЯ
Как-то раз, собираясь утром на работу, Маруся включила телевизор, чтобы скрасить монотонность этой мало увлекательной, процедуры, надеясь услышать что-нибудь жизнеутверждающее в этот мрачный день поздней осени.
Телевизионные программы в то утро предлагали все передачи в одном траурном ключе. Маруся краем уха в который раз прослушала сводку происшествий за последние сутки, в результате чего стало ясно, что кривая роста преступности в городе и по стране неумолимо ползет вверх. "Хоть что-то не приходит в упадок", - уныло подытожила Маруся. А по другому каналу со всей серьезностью грозили парниковым эффектом и таянием Северного полюса, что не особенно огорчило Марусю, так как она умела плавать. Наглядная демонстрация чудес пластической хирургии со всеми подробностями ввергла нежную поэтическую душу Маруси в животный ужас до такой степени, что она тут же приняла твердое решение никогда не производить над своим горячо любимым телом подобных садистских манипуляций, даже если ей предложат сделать это бесплатно. А хирурги на экране увлеченно продолжали кромсать своих пациентов по всем направлениям, видимо, представляя в этот момент сумму обещанного вожделенного гонорара.
И тут, вспомнив про любимый канал "Культура", Маруся быстро переключила программу и поняла, что попала на тему, заслуживающую внимания. Речь шла о травмах височной области головы, которые могли вызывать височную эпилепсию и, как результат перенесенной травмы, различного рода видения. В программе утверждали, что именно эта способность крепко приложившихся головой людей слышать голоса сверху и породила религию как таковую.
Видений у Маруси никогда не было, кроме одного. С тех пор, как умерла её любимая собака, ей часто казалось, что она её видит где-то там, наверху, живой и здоровой, только грустной. Перед глазами всегда появлялась одна и та же картинка, на которой была большая зеленая лужайка с аккуратно подстриженной травой, чистое синее небо, сливающееся с зелёной линией горизонта, и свет без солнца. Это определенно был день, но солнца почему-то не было видно, хотя его присутствие было явным и ощутимым. Определенно, это был хороший, теплый, скорее всего летний день, наполненный тишиной или раннего утра, или уходящих суток, но понять точно было невозможно. Маруся находилась в доме и стояла у большого английского окна, выходящего на эту лужайку. Оно было закрыто и Маруся никак не могла его открыть, потому что не находила ручки. Возможно, ее просто не существовало. А за окном, прозрачным и холодным, стояла её собака Джульетта и внимательно смотрела на нее, словно чего-то ждала. Каждый раз Маруся медленно опускалась на корточки, касалась лбом холодного окна и прижимала ладони к стеклу. Джульетта, подойдя к этому месту со стороны лужайки, тыкалась своим черным кожаным носом в Марусину ладонь и замирала. Стекло было жестоким, и упорно не желало растворяться под воздействием тепла Марусиных рук. Однажды она попыталась его разбить, в другой раз выдавить, но оно не поддавалось, а только становилось все твёрже.
А диктор за кадром продолжал комментировать причины столь необычного поведения человеческого мозга, приводя все новые исторические факты пророчеств, предсказаний, общения со святыми и связанных с ними явлений массового религиозного экстаза. На экране телевизора мелькали рентгенограммы, результаты компьютерной томографии и электромагнитного резонанса мозга человека. Маруся то и дело бросала быстрые взгляды на экран, недоумевая по поводу того, сколько же людей в мире, как говорится, "больны на голову". "Травмированных тьма", - думала она, дожевывая утренний сэндвич и запивая его маленькими глотками горячего кофе. Часы показывали половину десятого, а это означало только одно - через пять минут надо было срочно выбегать из квартиры и двигаться в сторону работы. Очень хотелось досмотреть передачу до конца, но ситуация не благоприятствовала. Уловив основную мысль о том, что религия возникла в ушибленных головах ее далеких предков, она выключила телевизор, быстро навела красоту на лице и уже собиралась выходить из квартиры, как вдруг замерла от неожиданности.
Прямо над ее головой, словно по мановению чьей-то волшебной палочки, возникла до боли знакомая картина. Английская лужайка, ухоженная в этот раз, как никогда, заняла все пространство наверху, ослепляя зеленью красок. Солнца все так же нигде не было видно, но его бесспорное присутствие ощущалось сильнее, чем обычно, в ровном, теплом, рассеянном свете, наполнившим внезапно возникшую картину. Трава блестела от влаги и переливалась всеми цветами радуги. И вот Маруся увидела себя, почему-то совсем не в том, что было на ней надето. Она медленно приближалась к прозрачному во всю стену окну, а с другой стороны уже стояла Джульетта, как будто она никуда не уходила с момента их последней встречи. Маруся двигалась точь-в-точь, как привидения в только что увиденной передаче, не переставляя ног. Ей было странно всё, что происходит, но желание прикоснуться к Джульетте неудержимо толкало её вперед. Подойдя к стеклу, она в который раз медленно и обреченно опустилась вниз и приложила к  окну свои ладони, без малейшей надежды когда-нибудь ещё раз прикоснуться к собаке. Джульетта тоже подошла вплотную, и как-то по-особенному уперлась мочкой носа в Марусину ладонь с другой стороны. Маруся молча прижалась щекой к прозрачной и холодной вечности, как вдруг стеклянная стена, разделявшая их так долго, бесследно исчезла, и Маруся уткнулась лицом в теплую жесткую морду Джульетты, заливая её слезами. Собака вздохнула, обдав щеки Маруси своим теплым дыханьем, и лизнула её влажным языком.
Дозвонившись на следующий день до своей подруги, занимающейся судебной психиатрией, Маруся в деталях поведала ей о научно-популярном фильме про загадки человеческого мозга, умолчав при этом об увиденной ею самой картинке. "Представляешь, сколько вокруг нас ходит людей с больным воображением, якобы видящих какой-то другой мир?" - спросила Маруся. "А кто тебе сказал, что этот мир не существует?" - ответила подруга. "Просто не все могут туда заглянуть"


Рецензии