Иисусу рождшуся. Но в России умер
Мой знакомый, Михаил, уже давно работает православным священником. Михаил очень симпатичный человек, и у меня с ним хорошие отношения. А с его родителями (они наши соседи) я даже дружил.
Михаил был освобождённым комсомольским работником, хотя закончил агрономический факультет. Почему он выбрал эту стезю? Он из тех, кто будто самой природой создан для работы с людьми. Высокого роста, дородный, всегда спокойный и солидный, улыбчивый, с приятной внешностью, густым баритоном. Он прекрасно умеет держать себя, у него хорошая, грамотная речь. А комсомольская работа именно таких способностей и требовала.
Но вдруг случился слом общественного уклада - и никакого тебе комсомола. А Михаил был уже женат. Он человек семейный, очень ответственный. Семью же надо кормить. И он стал священником.
На первый взгляд это несовместимо (комсомолец и священник: комсомолец - это же безбожник), но это только так кажется. На самом деле и там, и тут требуются те же способности. И Михаил на новом поприще тоже преуспел (он и комсомольским работником был успешным). У него прекрасный дом в пригороде, участок, замечательная машина (длинный, как вокзал, серо-стальной "Форд": семья у него большая), множество чад и домочадцев.
Как я уже сказал, я дружил с его родителями. Как-то меня пригласили работать в Москву. В квартире оставалось дорогое мне деревце - мандарин в кадке. Его вырастила моя мама, незадолго до того умершая. Я побоялся оставить деревце на жильцов, чужих людей, и отдал родителям Михаила, Василию Ивановичу и Лидии Евгеньевне. А они отдали сыну, Михаилу. У которого большой дом в пригороде.
Когда я вернулся, спросил про деревце. Оказывается, Михаил его поставил в прихожей, а Галина - его супруга - взяла и вынесла на чердак. Неотапливаемый. Зимой вынесла. В мороз. И оно погибло, конечно.
Она ничего не сказала родителям мужа. И только через полгода это всё всплыло.
Зачем она это сделала? Деревце не её. Есть такие люди: им мучительно тяжело что-то делать не для себя. Свой дом, свои вещи, членов своей семьи они воспринимают как часть себя, как расширенное Я. А вот что-то чужое - в своём доме - о чём ещё и заботиться надо, поливать, а оно ещё и место занимает - их раздражает.
Вот такая попадья.
Родители Михаила, мои друзья, конечно, во всех углах понаставили и понавесили иконы. Вот только Евангелия (не говоря о чём другом) они не читали и, в чём состоит это самое "христианство", не представляли совершенно, что нисколько не мешало им быть добрыми и хорошими людьми, какими они были и раньше, при советской власти, когда никаких икон у них не было.
Их младший сын, Алексей, тоже священник и даже монах. Он даже на Афоне долго жил. У меня был пёс Гоша, которого Василий Иванович и Лидия Евгеньевна очень любили. Он у них был желанным гостем. И вот как-то приехал с Афона Алексей-Агафангел (Агафангел - его монашеское имя). И вдруг оказалось, что Гошу нельзя к ним пускать. Там полно икон. Гоша, как выяснилось, может их своим присутствием осквернить!
Вот так штука! Божье созданье осквернит создание рук человеческих!
Интересно, что старший брат Алексея-Агафангела, Михаил, тоже ведь священник. Он Гошу всегда принимал с удовольствием, гладил. Ни про какие осквернения не говорил.
Несостыковочка!
Есть у меня тут, в нашем городе, знакомая журналистка, которая ходит в церковь, как в элитный клуб: там собираются чиновники, известные деятели культуры, бизнесмены - удобно заводить нужные знакомства.
У нас тут рядом две церкви: Крестовоздвиженский храм и храм Александра Невского. Первый построен в 60-е гг. 19-го века. Он красивый, устремлённый вверх, с голубыми куполами. Но посещается не очень. А вот второй - новострой - не очень похож на храм: раззолочённый, помпезный, какой-то приземистый. Как по мне, больше на биржу смахивает, чем на храм. Вот там народу бывает много: та самая журналистка туда и ходит.
У меня масса знакомых, которые ходят на службы, дома держат иконы. Знаю даже таких (их, правда, мало), что и Евангелия читали, и не только Евангелия. Вот только это никак не сказывается на их поведении.
Есть тут у меня хорошая знакомая: опять же, у нас хорошие отношения, и она симпатичная женщина - которая каждое воскресенье ходит в церковь. Так вот, её муж пил. Ей это надоело: она решила от него избавиться - и, по собственным словам, спровоцировала, когда он был нетрезвым, на то, чтобы он её ударил. Он ушёл - а потом покончил с собой. И она считает своё поведение правильным.
Я понимаю так, что всем нужно как-то убеждать себя в том, что они правильные люди, что живут как надо. Раньше правильная идеология была - марксистко-ленинская, а теперь - православная.
Тут тоже нет противоречия. Неважно, каких взглядов придерживаться, - абы только были правильными!
Вообще православие на Руси поднялось, окрепло - под монголами. Оно оказалось выгодно для них. Потому что православная церковь учит быть покорными всякой власти ("Несть власти, аще не от Бога"). Поэтому церковь на Руси всегда была правой рукой власти.
Вот только религиозность и нравственность отличаются странным свойством - процветать в условиях гонений и хиреть в условиях земного процветания и благополучия.
Вот у патриарха Кирилла "мерседес" какой хороший, часы очень точно время показывают. Но для кого он нравственный авторитет?
Путин тоже в церковь ходит, свечки ставит. А как же! Помолюсь сначала Богу и отправлюсь я в дорогу - в смысле, в путь. Всё правильно.
Вот у нас зимой ехал дьякон на машине по сложной развязке, и был тот дьякон, как потом выяснилось, подшофе. Шла пожилая женщина, дьякон её сбил, ибо спешил он и грех на душу взял, скорость превысив, и что вы думаете? Так испугался, что дал драпака с места ДТП, не оказав пострадавшей никакой помощи. А она возьми и умре волиею Божией.
Вот так "православное поведение"!
Нет, у нас, в России, что "православный", что "атеист" - один чёрт (или Бог). Никакой разницы.
К сожалению, понавешать икон, ходить в церковь (а говорят: "Чем ближе к церкви, тем дальше от Господа Бога"), даже книг начитаться - не значит измениться. В России "православие" - отдельно от жизни. Оно - как овечья шкура на волке. Все молятся, все в иконах - а в Бога никто на самом деле не верит, нравственность падает, страна разрушается.
Бог умереть не может, хоть Ницше так и говорил. А вот Иисус, похоже, если бы воскрес именно в России, не выжил бы у нас. Окачурился бы, бедный, от такого зрелища "религиозного возрождения".
Свидетельство о публикации №220013100479