C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Толи сказка, толи быль. Архип

Архип подошёл к полю, и низко поклонился. Нежно погладив землицу, сгрёб её в горсть. Поднёс к лицу и медленно вдохнул её терпкий и прелый аромат.
Земля для него была живой. Самой настоящей Землёй Матушкой, Кормилицей и Родильницей. От  запаха и даже вкуса зависела её готовность к новому урожаю. По рассыпчатости видно насколько она увлажнена и истомлена зимним снегом и утренними весенними росами да туманами.  Нельзя сеять в холодную и мокрую землю. Так же нельзя сеять в землю пересушенную и перегретую.  Архипа всем этим премудростям научил его отец а того в свою очередь его отец. А того научил его отец, а уже пра пра прадеда Архипа, научил дедушка безродный. У которого не было детей, а значит не было ни рода ни племени. Ни будущего, ни прошлого и не настоящего. А всё потому, что детей нет, значит и передать свой богатый опыт и знания не кому. Не просто прерывается нить поколений. Не просто обрывается, а истаивает в веках. Как будто и не было человека. Как будто и не рождался он вовсе. Как будто все свои мысли и чувства, стремления и свершения в пустоту творил и нет им более продолжения.
Архип опустился на тёплую землю, прогретую весенним ласковым солнцем и улыбнулся от счастья. У него дом полная чаша. Милая жена, две дочки веселушки, да сынок маленький. Но в его роду не всегда так всё хорошо было  Вспомнился сказ деда, как во времена великой засухи и последовавшего за ней великого потопа пришлось покидать родные ухоженные плодородные поля и нажитые места и уходить в чужие земли.
 Как гнали их кочевники от своих лугов.
Как пришлось и им становится кочевниками. 
Как учились ружейному делу, что бы защитить свои семьи и свои стада.
 Как шили и клеили маскировочные одежды, что бы сливаться с ландшафтом мест, в которых находились.
  Как однажды пришлось жить на высоких деревьях, спасаясь от лютых зверей.
 Как те самые лютые звери растерзали почти все их стада.
Как в тяжких длинных  переходах, гонениях и опасных ночёвках потеряли они всех стариков, малых детей и беременных женщин.
Как остались только самые выносливые и сильные мужчины и женщины, числом ровные.
И не только числом ровные, но и доблестью.
Остались в живых только те, кто сумел обуздать диких коней и мчаться быстрее ветра.
Остались в живых только те, кто сумел есть на ходу сырое мясо косуль.
Женщины не подпускали к себе мужчин, потому что на их глазах от диких зверей и жестоких кочевников умирали их дети, братья и сестры. Женщины знали, что с большим животом они беззащитны. С большим животом ты отстанешь от своего народа, скачущего на быстрых  конях. Ты не можешь залезть на высокое дерево, не сумеешь переплыть широкую реку. Они видели, как мужья защищая жён своих, погибали вместе с ними в пучине вод, от стрел кочевников или от свирепых зверей.

 Архип тяжело вздохнул. Встряхнул русыми кудрями,  выходя из горестного оцепенения. Обхватил покрепче мозолистыми руками свои могучие плечи и продолжил  вспоминать  рассказ деда о том самом счастливом моменте, когда вновь вернулся многострадальный народ  в свои родные места.
Как откапывали дома, дворы и улицы.
 Как сеяли зерно, что собирали по крупицам на крышах да высоких лабазах.
 Как  к всеобщей радости земля дала вдвое больший урожай из-за речного плодородного ила.
Как устроили они праздник и веселье.
 Как пели песни и отплясывали, показывая удаль молодецкую.
 Как отстукивали ритм деревянными ложками и всей кухонной утварью пустою и полною.  Как разводили стада, уцелевших чудом свиней, коров да баранов.
 Как не пили молока и не ели сыра. Что бы выкормить телят, козлят и ягнят, и преумножить стада.
 Как первый год воздерживались все мужчины и женщины от жарких объятий своих возлюбленных. А девки и парни не играли свадеб.
Как восстанавливали силы и здоровье, что бы крепкое и сильное потомство осталось после них.
Играли мужья с жёнами своим и играли жёны с мужьями своими, укрепляя друг друга. Радовали друг друга, но спать ложились раздельно. Специально, что бы сохранить и накопить силы и здоровье, как деды учили и как велит знание предков.
 Так прошёл год. И народ в деревне понял, что не хватает знаний и опыта, и не к кому с многочисленными вопросами обратится.
Поэтому прапрапрадед Архипа,  Святослав специально пошёл по дальним деревням искать  старца или старицу, что бы научили уму разуму. Долго ли коротко ли искал, да нашёл всё таки старика и старушку безродных.  Взял с собой и домой привёз.  Накормил, напоил, обогрел и попросил старичка советами помочь. А он в свою очередь обещал сделать всё, что старик со старухой захотят. На что старец ответил:
 -Не бойся сынок, что мы с  женой совсем дряхлые, мы ещё цельный  год с вами проживём. Всё, что знаю и умею ваших мужчин научу. Всё что жена знает и умеет ваших женщин научит.
-Прости дедушка, а можно вопрос задать? – Дождавшись, когда старик утвердительно кивнет, Святослав продолжил:- Почему ты со своей женой никогда не расстаёшься, и часто советуешься. Мало этого, вы даже спите в одной кровати.
-Сынок, не извиняйся, это очень хороший вопрос. Пока ты молод и горяч, думаешь, что постель нужна только для страстных объятий. А я свою милую во сне несколько раз поглажу. Послушаю как дышит. Да полюбуюсь на её красоту. Ты же видишь, какая она у меня красивая. Намного красивее меня старика. Задавай вопросы не стесняйся и не извиняйся, всё успей спросить да узнать. Ведь не долго мы будем с вами.
-Дедусь, вы оба красивые. Волосы ваши белее снега. Глаза ваши голубее и краше самого чистого неба! Я тоже хочу что бы мы с женой такими были в старости.
-Спасибо, сынок за добрые слова. Ведь и правда я не вижу и не замечаю наших морщин. И не только потому, что зрением слаб. А потому что моя жена - это действительно моя вторая половинка.
-Понимаю. Ты полюбил её сильно с самой  юности и через всю жизнь любовь и верность пронёс.
-Так то оно так, да не совсем. Я потомок того древнего народа, которому всё знать можно. Что было, что есть и что будет. Поэтому я знал, кто будет моей женой, моей второй половинкой ещё с детства.
-Ой, как необычно и страшно одновременно. Как же ты живёшь, если наперёд про себя всё знаешь. Ведь так жить даже не интересно!
-Вот поэтому эти знания я никому и не рассказываю и уйдут они вместе со мной.
-А как же ты можешь жить и радоваться при таких то знаниях? Наверно и про смерть свою знаешь? И не страшно?
-Нет, сынок, не страшно, а хорошо. Тогда ты можешь все правильно распланировать, что бы всё успеть и ни о чём перед кончиной не сожалеть. Все свои задачи успеешь выполнить и цели достигнуть.
- А какие сейчас могут быть твои задачи при таком дряхлом теле?
- Тебя и твою деревню, и твой род уму разуму научить, для того что бы самому в лучший удел перейти.
-А что же у тебя за лучший удел, наверно райские кущи и яблоки наливные?
-Нет внучек, нет, хочу девочкой родиться.
- Да ты что? Вот те раз! Чем тебе мужская доля не нравится?
-Нравится то она, нравится, однако устал я всю жизнь ответственность за свою большую деревню нести. Волноваться, да переживать, вопросы житейские решать. А моя жена только в доме хозяйка. Но не дал нам Бог деток. Поэтому она материнской доли не изведала, а я отцовской.
-Да разве это не прекрасно дедушка, жить всю жизнь в своё удовольствие! Ведь она за тобой всю жизнь ухаживала, да пылинки с тебя сдувала!
-Нет, не надо с меня пылинки сдувать, не хочу я этого, не интересно это..
-Так почему другую жену не взял. Ведь можно при бездетной жене вторую взять, что бы свой род не прервать.
-Можно то можно, но пожалел я жену, сберёг ей верность. Теперь, благодаря сохраненной верности, имею возможность в новую жизнь войти. Родиться полноценной здоровой девочкой. Вырасти, выйти за муж, и родить много ребятишек. Ах, как я мечтаю заниматься их обучением и воспитанием. Смотреть и наблюдать, как крепчает и множится мой род по земле матушке.
-Так у кого же ты родишься, раз потомства своего нет.
- А у тебя и рожусь, если ты не против.  Только ещё одна просьба к тебе, моя жена у твоего соседа родится парнем крепким да сильным.  Помолвку ты нам сделаешь ещё при рождении, потому что по не знанию и не опытности мы будем друг друга отрицать и до 17 лет ерепенится.
-Дедушка так как же вы родитесь то? Как я об этом узнаю?
-А родимся мы в один день.
-Ну что ты дедусь, сосед мне никогда не поверит.
-Ну так зови его.
 Архип пригласил друга - соседа и дед ему всё подробно повторил.
Сосед удивился, но согласился, потому что очень хотел получить то древнее знание. Которым дед мог поделиться. Древней азбуке обучить. По небу, по звёздам да созвездьям судьбу и погоду определять. Те знания и опыт что будут и в лихолетье народ оберегать.
Так и случилось, дед с бабушкой всего год прожили у Святослава.  Всё что считали нужным ему рассказали. Да всех жителей их большой деревни обучили.
 Потом попросили баню жарко истопить, да их хорошо помыть, да в чистое бельё обрядить, да на лавки уложить, а самим уходить.
 Как было велено так было сделано. Наутро в баню пришли, а дедушка с бабушкой уже холодные и с лёгкой улыбкой на лице лежат. Поплакали, погоревали, но делать нечего, по старинному обычаю сожгли тела усопших на огромное, и пепел развеяли по воде.
Ровно через год в один день родилась у Святослава дочь, а у соседа сын. Они их прямо с рождения и помолвили. Росли они на радость родителям красивыми, статными да смышлёными. Но как и предупредил старичок, друг друга сторонились и друг к другу отчуждённо относились. До поры, до времени.
Продолжение следует.


Рецензии