Парашютист. 2. На подводной лодке

Служба подводников нелегка. Длительные и непродолжительные походы всегда наполнены неожиданностями, требующими мгновенного профессионального решения.  Вся логика  службы  на подводной лодке, насыщенность которой сложнейшими механизмами и оружием давно превзошла порог безопасной ее эксплуатации, и заключается в том,  чтобы  не допустить трагедии. Достигнуть этого можно  только за счет профессиональной подготовки экипажа, чему  и подчинена вся повседневная жизнь и служба моряка – подводника.

В те годы советский военный флот глобально охватывал нашу маленькую планету, заставляя другие страны жить в постоянном страхе. 

Нашпигованные тысячами ядерных зарядов в ракетных шахтах и торпедных аппаратах подводные и надводные корабли  совершали автономные и кругосветные  походы.  Лодка выходила на связь с командованием через  Узел связи Северного флота очень редко и в строго установленное время, сообщая тем самым, что все в порядке. В зашифрованном виде докладывали о  возникающих проблемах, решить которые  могло  только вышестоящее руководство.

Так  получилось и  в этот раз.  Одна из лодок  бригады подводных лодок   находилась в автономном плавании уже третий месяц.   Подводные лодки плавали  далеко и очень долго.  Люди, как и металл, тоже  могут болеть. Для этого на подводной лодке  есть совершенно незаменимая должность – это корабельный врач, который  отвечает за здоровье членов экипажа.

Три раза в сутки  он обходит лодку, проверяя чистоту и гигиену во всех отсеках, во время обходов умудряется всех осмотреть и сделать профессиональный вывод о физическом и психологическом состоянии экипажа.     Лодочный врач по медицинской подготовке  подготовлен как специалист широкого профиля, но главная его специальность - хирург.

Врач может    даже сделать хирургическую операцию, превращая для этого кают кампанию в операционную. Он многое умеет, но  главное в том, чтобы сделать все от него зависящее, чтобы эти навыки не пригодились в ходе похода. Как в старые времена врач при китайском императоре получал зарплату не за лечение, а за то, чтобы его подопечный не заболел.    

Но в этом походе случилось совершенно непредвиденное.  У командира электромеханической части оторвался тромб. Это грозило инфарктом больному. Доктор имеющимися возможностями обеспечил его неподвижность и контроль, но реально что-то сделать больше он не мог. Дали срочную телеграмму на базу. Там тоже проявили оперативность, и не прошло и часа, как пассажирский лайнер, находящийся     в  этом районе снял тяжело  больного офицера  с подводной лодки.  Как это было, не об этом рассказ.

Рассказ о том, что срочно была нужна замена больному, ибо  инженер-механик, как, по-другому, называется должность командира электромеханической боевой части это человек, который управляет и руководит всем  тем, что обеспечивает движение лодки в надводном и подводном положении,  системы погружения - всплытия,  короче отвечает за все, что крутится, вращается, жужжит и ломается. 

А если коротко, то это бесконечный труд по обеспечению работоспособности всех механизмов, одним словом  по обеспечению живучести подводной лодки.  Это второй человек на лодке после командира. И  без него никак нельзя продолжать плавание.

Нашего героя, которого  прозвали после того злопамятного происшествия « парашютистом» срочно вызвали в штаб. Лавров служил на подводной лодке того же типа, что и заболевший в далеком океане его коллега. В дивизионе было три таких лодки, абсолютно  одинаковых. Шифровка штаба Северного флота предписывала  в течение суток обеспечить доставку в район нахождения лодки,  совершающей автономное плавание, замену заболевшему инженер-механику. Адмирал, улыбаясь, сказал капитану 3 ранга Лаврову:

- Вас, говорят, в народе прозвали «парашютистом». Это интересно. А как вы бы отнеслись к воплощению этого прозвища, впрочем, хорошего в  практику нашей жизни.  Необходимо срочно, вы  понимаете, о чем я говорю, вылететь на лодку вашего коллеги и заменить его. Лодка находится от берега на расстоянии пятьсот миль. И способ  доставки вас туда только по воздуху с десантированием на воду, вблизи  лодки. Это с одной стороны непросто, а с  другой стороны иного варианта нет. Вас  срочно обучат, что и как надо делать.

Лодка вас встретит и примет на борт.

Вы имеете полное право отказаться. Дело требует мужества и высокого понимания необходимости его выполнения. Не мне вам объяснять, что такое подводная лодка без инженер-механика. Тем более, впереди у нее немало еще более сложных задач. Ну, так как вы на это смотрите?

- Товарищ адмирал. Я выполню приказ. Это мой долг заменить в боевой обстановке своего товарища.

- Ну, и прекрасно. Другого ответа я и не ожидал. Лично буду держать на контроле все этапы вашей командировки. Желаю вам счастливого полета, удачного приводнения и счастливого плавания.

Ивана Лаврова в течение пяти часов тренировали обращению с парашютом в авиационном полку, который получил приказ совершить полет в заданный район и десантировать офицера. 

С ним на огромном самолете ИЛ-76 вылетали два инструктора  со всем необходимым оборудованием и  связью. Оказалось, что такое задание инструктора выполняли и ранее, только с десантированием на льды Северного Полюса.

Полет в район нахождения лодки, как говорят, в авиации прошел в штатном режиме. Выйдя в заданную точку, самолет связался с лодкой через пункт связи Северного флота. Лодка подтвердила готовность принять замену. Вся сложность была в том, чтобы десантирование прошло  в зрительном режиме, что и было достигнуто.  С самолета видели в безбрежном океане лодку и, совместив курс, скорость и множество других параметров, на самолете была подана команда:

-Пошел! 

Через опущенную заднюю аппарель самолета, Лавров, закрыв глаза, кинулся вниз. Парашют автоматически раскрылся и он, начал приближаться к воде.

Лодка становилась все больше и больше, подходя к вероятному месту приводнения. Под Лавровым раскрылась надувная лодка, и он закачался на небольших волнах.

Подводная лодка оказалась в десятке метров от парашютиста. Вскоре надувную лодку подтянули к субмарине, и Иван Лавров оказался в руках командира. Объятия, поздравления с первым прыжком, удачным приводнением. Самолет, покачав своими большими крыльями, отправился в обратный рейс, а Лавров  оказался в кают-компании среди своих сослуживцев - подводников.

Поход продолжался. 

О напряженности обстановки в автономных плаваниях можно судить  по воспоминаниям бывалых подводников, которые писали, что с целью уклонения от обнаруженного вероятного противника и обеспечения скрытности подводная лодка за поход совершала до 200 погружений и всплытий. А это естественно влияло на техническое состояние ПЛ.

К неисправностям и поломкам техники на лодке инженер - механики относятся философски, понимая, что вечного ничего не бывает и всякое в походе может случиться.  Знания, а главное опыт личного состава позволяют устранить, практически, любую неисправность. Однако, иногда происходят аварийные ситуации, которые с трудом вписываются в знания и опыт подводника.  И спасти лодку может только правильное, часто единственное решение, принятое в отведенное законами  время, которое  нередко   подсказывает  интуиция.

Этим как раз и занимался всю свою службу  на подводном флоте  Иван Лавров.  За короткий срок необходимо бывало разобрать механизм, не уступающий по точности и сложности   часам. От умения и выносливости специалиста  зависит многое, даже сама  судьба моряков и их лодки. Трубопроводы магистралей, обслуживающих дизеля, не выдерживают диких вибраций и температур.

В них появляются трещины. Сварочные работы становятся «любимым» занятием мотористов.  Однако, для сварки трубу надо отсоединить. Это проблема, ибо они, как спрут, опутывают двигатель.  Приходится всплывать и заваривать трещины, вентилируя отсек. Такой «игрой»с трубами и патрубками приходится заниматься, по - меньшей мере, раз в неделю. Всем этим управляет инженер-механик.

Возрастает вероятность ошибок человека.  Устают все - и люди, и подводная лодка.  Обратный путь самый длинный и тяжелый.  Одна из особенностей автономного плавания на подводной лодке состоит в том, что, пройдя половину земного шара, так ничего и не увидишь. Главное, чтобы и тебя не заметили!             

В своей книге « Кривая погружения» Виктор Пивоваров описывает не единичные  ситуации, которые могли привести и приводили  к травмам, гибели людей.

Когда мне довелось быть на Северном флоте, а тогда мы участвовали при пуске  подводной лодкой ракеты из подводного положения,  участвовали  в учениях флота, а затем посетили  нашу базу подводных лодок, то я, честно скажу, не позавидовал морякам.

То, что лодки напичканы электроникой, энергетическими установками и, ракетами, торпедами и все это на небольшом пространстве, это одна сторона службы.

А то, что при    критической ситуации, как правило, нет выхода, кроме гибели это другое. 

Известно немало таких случаев. Как свидетельство этому, на картах мировых океанов отмечены флажками места гибели подводных лодок. Я благодарил Бога, что  служу на земле.

(с) Тимин Л.В.

Пишу бесхитростно и от всего сердца. Буду рад обратной связи.


Рецензии