Парашютист. 2. На подводной лодке
В те годы советский военный флот глобально охватывал нашу маленькую планету, заставляя другие страны жить в постоянном страхе.
Нашпигованные тысячами ядерных зарядов в ракетных шахтах и торпедных аппаратах подводные и надводные корабли совершали автономные и кругосветные походы. Лодка выходила на связь с командованием через Узел связи Северного флота очень редко и в строго установленное время, сообщая тем самым, что все в порядке. В зашифрованном виде докладывали о возникающих проблемах, решить которые могло только вышестоящее руководство.
Так получилось и в этот раз. Одна из лодок бригады подводных лодок находилась в автономном плавании уже третий месяц. Подводные лодки плавали далеко и очень долго. Люди, как и металл, тоже могут болеть. Для этого на подводной лодке есть совершенно незаменимая должность – это корабельный врач, который отвечает за здоровье членов экипажа.
Три раза в сутки он обходит лодку, проверяя чистоту и гигиену во всех отсеках, во время обходов умудряется всех осмотреть и сделать профессиональный вывод о физическом и психологическом состоянии экипажа. Лодочный врач по медицинской подготовке подготовлен как специалист широкого профиля, но главная его специальность - хирург.
Врач может даже сделать хирургическую операцию, превращая для этого кают кампанию в операционную. Он многое умеет, но главное в том, чтобы сделать все от него зависящее, чтобы эти навыки не пригодились в ходе похода. Как в старые времена врач при китайском императоре получал зарплату не за лечение, а за то, чтобы его подопечный не заболел.
Но в этом походе случилось совершенно непредвиденное. У командира электромеханической части оторвался тромб. Это грозило инфарктом больному. Доктор имеющимися возможностями обеспечил его неподвижность и контроль, но реально что-то сделать больше он не мог. Дали срочную телеграмму на базу. Там тоже проявили оперативность, и не прошло и часа, как пассажирский лайнер, находящийся в этом районе снял тяжело больного офицера с подводной лодки. Как это было, не об этом рассказ.
Рассказ о том, что срочно была нужна замена больному, ибо инженер-механик, как, по-другому, называется должность командира электромеханической боевой части это человек, который управляет и руководит всем тем, что обеспечивает движение лодки в надводном и подводном положении, системы погружения - всплытия, короче отвечает за все, что крутится, вращается, жужжит и ломается.
А если коротко, то это бесконечный труд по обеспечению работоспособности всех механизмов, одним словом по обеспечению живучести подводной лодки. Это второй человек на лодке после командира. И без него никак нельзя продолжать плавание.
Нашего героя, которого прозвали после того злопамятного происшествия « парашютистом» срочно вызвали в штаб. Лавров служил на подводной лодке того же типа, что и заболевший в далеком океане его коллега. В дивизионе было три таких лодки, абсолютно одинаковых. Шифровка штаба Северного флота предписывала в течение суток обеспечить доставку в район нахождения лодки, совершающей автономное плавание, замену заболевшему инженер-механику. Адмирал, улыбаясь, сказал капитану 3 ранга Лаврову:
- Вас, говорят, в народе прозвали «парашютистом». Это интересно. А как вы бы отнеслись к воплощению этого прозвища, впрочем, хорошего в практику нашей жизни. Необходимо срочно, вы понимаете, о чем я говорю, вылететь на лодку вашего коллеги и заменить его. Лодка находится от берега на расстоянии пятьсот миль. И способ доставки вас туда только по воздуху с десантированием на воду, вблизи лодки. Это с одной стороны непросто, а с другой стороны иного варианта нет. Вас срочно обучат, что и как надо делать.
Лодка вас встретит и примет на борт.
Вы имеете полное право отказаться. Дело требует мужества и высокого понимания необходимости его выполнения. Не мне вам объяснять, что такое подводная лодка без инженер-механика. Тем более, впереди у нее немало еще более сложных задач. Ну, так как вы на это смотрите?
- Товарищ адмирал. Я выполню приказ. Это мой долг заменить в боевой обстановке своего товарища.
- Ну, и прекрасно. Другого ответа я и не ожидал. Лично буду держать на контроле все этапы вашей командировки. Желаю вам счастливого полета, удачного приводнения и счастливого плавания.
Ивана Лаврова в течение пяти часов тренировали обращению с парашютом в авиационном полку, который получил приказ совершить полет в заданный район и десантировать офицера.
С ним на огромном самолете ИЛ-76 вылетали два инструктора со всем необходимым оборудованием и связью. Оказалось, что такое задание инструктора выполняли и ранее, только с десантированием на льды Северного Полюса.
Полет в район нахождения лодки, как говорят, в авиации прошел в штатном режиме. Выйдя в заданную точку, самолет связался с лодкой через пункт связи Северного флота. Лодка подтвердила готовность принять замену. Вся сложность была в том, чтобы десантирование прошло в зрительном режиме, что и было достигнуто. С самолета видели в безбрежном океане лодку и, совместив курс, скорость и множество других параметров, на самолете была подана команда:
-Пошел!
Через опущенную заднюю аппарель самолета, Лавров, закрыв глаза, кинулся вниз. Парашют автоматически раскрылся и он, начал приближаться к воде.
Лодка становилась все больше и больше, подходя к вероятному месту приводнения. Под Лавровым раскрылась надувная лодка, и он закачался на небольших волнах.
Подводная лодка оказалась в десятке метров от парашютиста. Вскоре надувную лодку подтянули к субмарине, и Иван Лавров оказался в руках командира. Объятия, поздравления с первым прыжком, удачным приводнением. Самолет, покачав своими большими крыльями, отправился в обратный рейс, а Лавров оказался в кают-компании среди своих сослуживцев - подводников.
Поход продолжался.
О напряженности обстановки в автономных плаваниях можно судить по воспоминаниям бывалых подводников, которые писали, что с целью уклонения от обнаруженного вероятного противника и обеспечения скрытности подводная лодка за поход совершала до 200 погружений и всплытий. А это естественно влияло на техническое состояние ПЛ.
К неисправностям и поломкам техники на лодке инженер - механики относятся философски, понимая, что вечного ничего не бывает и всякое в походе может случиться. Знания, а главное опыт личного состава позволяют устранить, практически, любую неисправность. Однако, иногда происходят аварийные ситуации, которые с трудом вписываются в знания и опыт подводника. И спасти лодку может только правильное, часто единственное решение, принятое в отведенное законами время, которое нередко подсказывает интуиция.
Этим как раз и занимался всю свою службу на подводном флоте Иван Лавров. За короткий срок необходимо бывало разобрать механизм, не уступающий по точности и сложности часам. От умения и выносливости специалиста зависит многое, даже сама судьба моряков и их лодки. Трубопроводы магистралей, обслуживающих дизеля, не выдерживают диких вибраций и температур.
В них появляются трещины. Сварочные работы становятся «любимым» занятием мотористов. Однако, для сварки трубу надо отсоединить. Это проблема, ибо они, как спрут, опутывают двигатель. Приходится всплывать и заваривать трещины, вентилируя отсек. Такой «игрой»с трубами и патрубками приходится заниматься, по - меньшей мере, раз в неделю. Всем этим управляет инженер-механик.
Возрастает вероятность ошибок человека. Устают все - и люди, и подводная лодка. Обратный путь самый длинный и тяжелый. Одна из особенностей автономного плавания на подводной лодке состоит в том, что, пройдя половину земного шара, так ничего и не увидишь. Главное, чтобы и тебя не заметили!
В своей книге « Кривая погружения» Виктор Пивоваров описывает не единичные ситуации, которые могли привести и приводили к травмам, гибели людей.
Когда мне довелось быть на Северном флоте, а тогда мы участвовали при пуске подводной лодкой ракеты из подводного положения, участвовали в учениях флота, а затем посетили нашу базу подводных лодок, то я, честно скажу, не позавидовал морякам.
То, что лодки напичканы электроникой, энергетическими установками и, ракетами, торпедами и все это на небольшом пространстве, это одна сторона службы.
А то, что при критической ситуации, как правило, нет выхода, кроме гибели это другое.
Известно немало таких случаев. Как свидетельство этому, на картах мировых океанов отмечены флажками места гибели подводных лодок. Я благодарил Бога, что служу на земле.
(с) Тимин Л.В.
Пишу бесхитростно и от всего сердца. Буду рад обратной связи.
Свидетельство о публикации №220013100052