Последнее задание

В первых числах июля 1944 года я получил задание командира отряда Лопатина Викторина Васильевича отправиться со своим взводом в район деревни Любищицы для выполнения диверсий на железной дороге и на шоссе. Нашему взводу был придан партизан из третьего взвода Гладун Иван Фёдорович, житель деревни Любищицы, который хорошо знал те места. Мы быстро добрались до района, в котором собирались проводить диверсионную работу, и расположились в урочище Переволока. Из этого урочища одинаково удобно было выходить как на железную, так и на шоссейную дороги, что и определило место нашего расположения. Мы хорошо знали, что фашистские оккупанты беспрерывно отступают под натиском Советской Армии, покидают нашу многострадальную Белоруссию. Наше командование было уверенно в том, что как бы ни сопротивлялись фашисты, долго оставаться на нашей земле они не смогут, поэтому почти все запасы взрывчатки и мин были переданы в наше распоряжение.
 Как только наступила темнота, третье отделение, возглавляемое Цимбалистом Иваном Александровичем, взяв с собой проводника И.Ф.Гладуна, отправилось на железную дорогу для подрыва фашистского эшелона. Для Цимбалиста И.А. и его отделения полученное задание не было новым, это было уже шестое по счёту и последнее по выполнению. К рассвету  отделение возвратилось в урочище Переволока, и Цимбалист И.А. доложил:
– «Вражеский эшелон, следовавший к фронту, подорван. Потерь в личном составе нет».
Первое отделение, возглавляемое Степановым Михаилом Савельевичем, в эту ночь работало на шоссейной дороге, уничтожая телефонно-телеграфную связь.
На следующую ночь нами были предприняты неоднократные попытки взорвать ещё хотя бы один эшелон врага, но этого сделать нам уже не удалось. Вероятнее всего, потому, что не только подрывники из нашего отряда в это время активно действовали на прифронтовом участке железной дороги, но были и другие диверсионные группы.
Не желая терять время зря, мы переключились на подрыв автомашин, постоянно курсировавших по Брест – Московскому шоссе. Эта работа была более успешной. Немецкие автомашины перед отступающим фронтом курсировали, не переставая. Мы едва успевали закладывать мины. И хотя маскировка мин не выдерживала никакой критики, была самая примитивная, но работа увенчалась успехом.  Фашисты уезжали стремительно, они  не имели времени вглядываться в дорогу перед идущей автомашиной, они больше смотрели назад, не догоняют ли их советские танки?
8, 9 и 10 июля 1944 года из деревни Любищицы население стало уходить в ближайшие леса. Разведчики нашего отряда 8 июля под Миловидами на реке Щара встретили первых разведчиков Советской Армии, а у нас ещё оставалось неизрасходованных более трёх килограммов взрывчатки. На шоссе уже невозможно было выйти из-за непрерывного потока автомашин. Поставить мину при таких обстоятельствах не представлялось возможным. Оставшимся толом мы взорвали небольшой мостик на шоссе, который был перекинут через осушительную канаву, и на этом наше задание закончилось. До назначенного для возвращения в лагерь срока ещё оставалось два дня.      



      


Рецензии