Встречи не были случайными

         
Ранним прохладным утром 15 сентября 1942 года я ушёл из лагеря на встречу со своими связными из деревни Краи и Гутка.
 Осенний утренний воздух действовал бодряще, и я быстро прошёл намеченный путь. Место встречи нами было заранее оговорено, и находилось оно в урочище Бончина.
Выбрали мы это место для встреч со связными не случайно. Урочище Бончина находилось на примерно равном расстоянии между деревнями Выгонощи и Краи. Так что проходить мне и связным получалось приблизительно одинаково.
На встречу пришёл связной из деревни Краи Шабатько Филипп Михайлович. Мы обсудили интересующие нас вопросы, договорились о времени будущей встречи, попрощались и разошлись.
 Закончилась война. Мне довелось проводить первые послевоенные выборы в родном районе. Назначили меня председателем участковой избирательной комиссии в деревне Краи. Для подготовки проведения выборов пришлось часто ездить в эту деревню. Я к тому времени жил в Телеханах. Проходили частые встречи избирателей с кандидатами в депутаты, одним словом, шла обычная рутинная работа по подготовке к выборам.
На одной из таких встреч ко мне подошёл бывший партизанский связной из этой деревни Шабатько Филипп Михайлович.
После проведенной встречи я остался, чтобы поговорить с нашим связным. Вспомнили мы в ходе беседы о тяжёлых временах, пережитых нами. Зашла речь о сентябре 1942 года.
 Шабатько Ф.М. вспомнил нашу встречу в урочище Бончина. И вот, что он мне поведал:
–  «Когда мы с тобой распрощались, я сразу же отправился домой, чтобы никому лишний раз не попадаться на глаза, и чтобы избежать ненужных расспросов, где был, что делал и т.д. И надо же было такому случиться, что как только я вышел из урочища Бончина, так сразу же встретил жителя деревни Выгонощи Полуяновича Трофима Ивановича.
 Я его хорошо знал, как, впрочем, и он меня, так как перед войной мы вместе работали в леспромхозе.
Пришлось мне остановиться. Поздоровались, перекинулись парой-другой ничего не значащих фраз, и я уже хотел попрощаться. Вдруг Полуянович мне сказал:
– «Может быть, ты думаешь, что я не догадываюсь, для чего ты ходишь по нашему лесу? Ты, наверное, думаешь, что ещё вернутся эти советские голодранцы? Надеешься, что восстановится советская власть? Что вернутся и НКВД, и другие, подобные ему органы? Выбрось такие глупые мысли из головы. Прими к сведению мой мудрый совет: устраивайся на работу и помогай новой власти. Видишь, я работаю на должности лесника, мне выдали винтовку, получаю неплохое жалованье, дровами и лесом обеспечен полностью. Так и ты поступай, я тебе ничего плохого не посоветую!»
Я ничего не ответил этому «доброжелателю», попрощался, и быстро ушёл в свою деревню».
Прошло много лет после войны.
В 1986 году меня навестил мой бывший односельчанин и участник Выгонощанской партизанской группы Климов Дмитрий Климентьевич. Сидели, разговаривали, вспоминали прошлое.
 И вот, что он мне рассказал:
–  «Когда наша Выгонощанская группа ушла в 112-ый отряд, я с семьёй проживал в лесу за Выгоновским озером в урочище Мох.
 В январе 1943 года моей семье нечего было есть. Все запасённые продукты закончились, а до весны было ещё долго.
Я вспомнил, что осенью часть урожая картофеля, на всякий случай, закопал в землю в урочище Островки. Примерно вёдер десять-двенадцать крупной картошки я закопал там, в глубокой яме, хорошо укрытой ржаной соломой, еловыми лапками и песком.
 В том, что она сохранилась, у меня не было никаких сомнений, так как никто о тайнике не знал, а от мороза она укрыта была мною основательно.
Я запряг лошадь, сел в сани и поехал за картошкой. Нашёл яму очень быстро, она была в целости, никем не разграбленная.
Раскрыл тайник, начал быстро набирать ведром картошку и высыпать в мешки. Холод подгонял меня, так как я опасался, что картошка, хотя я хорошо сразу же укрывал её сеном в санях, может на морозе подмёрзнуть.
Я так увлекся своей работой, что даже не заметил, как ко мне кто-то подошёл. Я выпрямился и увидел над собой человека с винтовкой в руках. Внимательнее вгляделся в лицо человека и узнал его.
Это был Полуянович Трофим Иванович. Я сказал ему, что забираю свою картошку из этого тайника, так как моей семье нечего есть. И добавил:
–  «Ты не трогай меня, и я тебя не трону. Ты иди своей дорогой, а я пойду своей». На этом мы и расстались с ним.
Вот такие бывают неожиданные встречи.
 Климов Д.К. и Полуянович Т.И. были двоюродными братьями. Их матери – родные сёстры. Пришло время испытаний, и родные люди оказались по разные стороны баррикад.
Казалось бы, ну что в этих встречах особенного? Встретились знакомые или родственники, поговорили между собой и разошлись. Эти встречи вроде бы были совершенно случайными. Ни Шабатько Ф.М., ни Климов Д.К. не ожидали встречи с фашистским лазутчиком Полуяновичем Т.И.
 «Лесник» Полуянович прекрасно понимал, что в то время некому было заниматься в лесах самовольными порубками.
В январе 1943 года в деревне Выгонощи проживала одна только девяностолетняя старушка Ковалько Меланья. Ей-то меньше всего нужна была деловая древесина.
Да только Полуянович Т.И. хорошо знал, что вокруг деревни Выгонощи в лесах скрываются тридцать шесть семейств, сто тридцать девять человек бывших жителей сожжённой гитлеровцами деревни.
 Вот их-то и надо было найти этому лазутчику, и доложить о месте их проживания  новым хозяевам.


Рецензии