Сиротка. Глава 6

Глава 6. В поисках счастья

Теперь на Марьяну навалилась новая проблема – поиски работы. И результаты этих поисков были отнюдь не утешительными. Ни родной провинциальный городишко, ни столица не спешили обеспечивать трудом еще одну безработную девицу, толком не умеющую и не знающую ничего путного. Кроме смазливой внешности у Марьяны не было решительно ничего, что могло бы заинтересовать потенциальных работодателей, не говоря уже о том, чтобы сразить их наповал. Дни шли, а очередь из директоров, страстно желавших принять ее на должность своего заместителя, по-прежнему не выстраивалась. И вот умница-красавица, с пафосом заявлявшая, что по мановению своего наманикюренного длинного ногтя получит престижную работу с достойной зарплатой, задумчиво бродит по рынку, выискивая дешевые продукты на оставшиеся в кошельке гроши. Вдруг ее внимание привлекло одно броское объявление: «Энергичной женщине-предпринимателю требуется помощник. Можно без высшего образования и опыта работы. Обращаться в торговый павильон номер пять. Спросить Викторию Николаевну».
- Отлично, - потирала руки Марьяна, отправившись прямиком в указанный павильон. - И зарплата указана довольно неплохая. Конечно, предки мне выдавали больше, но это лучше, чем пустой кошелек.
Марьяна постучала в дверь. Приятный женский голос пригласил ее войти.
 - Здравствуйте, Вы ко мне по какому вопросу? – дружелюбно спросила хозяйка средних лет, которую оторвали от пересчета многочисленных купюр.
- Да… Я… Вот… По объявлению к Вам, Виктория Николаевна, – несмело сказала Марьяна.
Женщина окинула ее пристальным взглядом с ног до головы.
- Ну, понятно, - многозначительно протянула она. – И что же Вы умеете делать?
 - Ну… Что скажете, - Марьяна пыталась совладать с собой, но ее голос предательски задрожал. – А какие у меня обязанности?
- Да так, ничего особенного, - усмехнулась хозяйка. – Будешь у меня торговать овощами и фруктами, сейчас как раз сезон.
 - Как торговать? – присела Марьяна. – Я думала, что буду заниматься бумагами…
- И бумагой займешься, когда хурму в нее зимой будешь заворачивать, - преспокойно парировала Виктория Николаевна. – Чего же ты ждала, манны небесной, что ли? Сейчас дипломированному специалисту и то работу найти очень трудно. А знаешь, сколько здесь профессоров торгует с почетными грамотами? Да, жизнь любит непредсказуемые повороты. Каждый крутится, как может. Ну так что? Какое твое решение?
Марьяна напряженно думала, но от этих мыслей кошелек не наполнялся.
- Ладно, я согласна.
- Тогда заключим договор. Сама понимаешь: любую недостачу будешь компенсировать за свой счет. Я попрошу своего продавца тебя проинструктировать. Учись и схватывай все на лету. Время – деньги, помни это. Покупатель – вот что главное для нас! Он должен быть обслужен максимально быстро и вежливо. Если же на тебя поступит жалоба –  пеняй на себя! Будешь платить штраф. Завтра ровно в семь ты должна быть на рабочем месте! За опоздание – штраф!- строго сказала Виктория.
- До свидания, - тихо произнесла Марьяна.
Итак, завтра – новая жизнь, к которой молодая женщина оказалась абсолютно не готова. Самым первым тяжелым испытанием стал ранний утренний подъем, ведь обычно она спала сколько угодно. Ей  очень хотелось разбить проклятый будильник, назойливо звеневший у нее над головой. Выпив большую чашку кофе, несчастная шатаясь вышла из дома и уныло побрела в сторону рынка. Прибыв на свое рабочее место, Марьяна застыла в недоумении. Около торговой палатки, указанной Викторией, шныряли двое незнакомых мужчин в грязных джинсах, засаленных кепках и пропитанных потом футболках. Они таскали огромные ящики с овощами и фруктами, красноречиво матерясь. Один из них поднял голову и, заметив симпатичную женщину, расплылся в улыбке, демонстрируя свои желтые порченные зубы. Толкнув другого мужика под бок, он вынул изо рта замусоленный окурок и заискивающе прохрипел:
- А кто это к нам пожаловал в такую рань? Девушка желает отведать свеженьких фруктиков? Щас все быстренько организуем.
- Отстаньте от меня, - высокомерно бросила Марьяна. – Где Виктория Николаевна?
- На кой она тебе сдалась! Здесь мы командуем. А ты откуда взялась, красавица? Какая кобылка грудастая, третий размер, не меньше. Ну что, мадмазеля, давай знакомиться.  Я Санек, но мне будет очень приятно, если ты будешь называть меня Санечкой. А это мой закадычный корефан Васек. Васо,  поприветствуй мадмазелю.
- Да че здесь базар-вокзал разводить? – махнул рукой тщедушного вида мужичонка, яростно сплевывая себе прямо под ноги. – Пошли в подсобку, поляну накроем, музычку послушаем и дернем по стопарику за знакомство. – И он игриво хлопнул Марьяну ниже пояса, икнув на нее перегаром.
- Что ты себе позволяешь, рыло мерзопакостное! Сейчас ты у меня получишь, урод! – закричала новоиспеченная продавщица.
- Я не поняла? Что ты уже с самого утра скандал устраиваешь? Почему до сих пор товар не разложен?
- Виктория Николаевна… Я не успела… Вот они… Пристают ко мне… - жалобно-дрожащим тоном протянула Марьяна.
- Что? Не успела прийти на работу, как уже с грузчиками шуры-муры разводишь? Быстро все по местам! Зинаида, иди сюда! Давай, покажи ей, что надо делать. Придут всякие белоручки нерасторопные, и мучайся с ними! – ворчала хозяйка.
Вскоре в ларек к Марьяне выстроилась очередь.
- Так, быстро взвесь мне два килограмма абрикос. Да смотри, чтоб помягче! – дородная матрона начала тыкать в нежные плоды своими толстыми пальцами.
- Пожалуйста, не надо портить товар, - Марьяна пыталась быть вежливой и учтивой, что стоило ей невероятных усилий.
 - Ты мне еще указывать здесь будешь, торговка! – презрительно бросила женщина.
 - Мне три  кило кабачков, - попросил мужчина. Затем он подержал в руке кулек и недовольно произнес: - Подождите, я же вам сказал три килограмма, а вы мне взвесили только два с половиной.
- Ну как же – здесь ровно три, - растерялась Марьяна.
- А я сейчас на контрольных перепроверю – вам же хуже будет! Какое безобразие! Обвешивают, аферисты поганые!
Очередь за скандальным мужичком резко поубавилась. Зинаида с ироничной ухмылкой наблюдала весь этот цирк. Между тем Санек и Васо, не спуская глаз с новенькой продавщицы,  принесли ящики с клубникой, и народ тут же засуетился в надежде получить хороший товар по доступной цене.
- Что Вы мне даете? Разве это сдача с двухсот гривен? Да тут двадцати не хватает!
 - Извините, пожалуйста, может, у Вас будет помельче?
- Ничего у меня не будет! Пойдите и разменяйте!
Пока Марьяна бегала за сдачей по всему базару, в образованной очереди начались возмущения и насмешки:
 - Да она же считать толком не умеет. Может, подарить ей калькулятор?
- А она знает, что это такое? Я ей лучше принесу счеты своего дедушки.
- Шевелись быстрее! Как неживая! Чего тормозишь? Мне четыре банана, вон те, верхние!
Марьяна потянулась за ними и, неловко повернувшись, зацепила ящик с помидорами. Половина из них высыпалась и превратилась в кашу. В очереди поднялась новая волна негодования:
 - Понятно, пойду дальше. Иначе я не дождусь клубники.
- Это же слониха в палатке. Теперь и в зоопарк ходить не надо!
- Бронетранспортер!
- Ничего, зато когти отрастила будь здоров. На это же много ума не надо.
- Меня когда-нибудь обслужат? Сколько можно? Не умеешь торговать – увольняйся ко всем чертям! – раздался чей-то визгливый крик.
- Знаете что, я не намерена здесь выслушивать ваше недовольство… - гневно начала Марьяна и моментально осеклась, увидев приближающуюся хозяйку.
 - Извините, уважаемые покупатели. Сейчас дело пойдет быстрее, - сказала Виктория Николаевна и увлекла молодую женщину за собой. А за прилавком тут же возникла Зинаида, справившаяся с возмущенной толпой за считанные минуты.
- Ты что себе позволяешь? Что это за очередь километровая? Как ты разговариваешь с покупателями? Значит, все будет высчитано у тебя из зарплаты. И не забудь убрать на своем рабочем месте! – тоном, не терпящим возражений, приказала Марьяне Виктория.
После работы новенькая продавщица принялась за уборку. Зинаида курила, весело поглядывая на свою напарницу, которая неумело елозила веником по асфальту.
Так прошел месяц. Дни превратились для Марьяны в сплошную однообразную рутину, жадно всасывающую ее в свое вонючее болото. От гирь, весов и ящиков с товаром молодую работницу рынка трясло, как в лихорадке. Приходя домой, она сразу же без сил падала на кровать. Руки и ноги деревенели от усталости, голова гудела. А в глазах то и дело мелькала клубника, помидоры и персики. Неожиданно для себя Марьяна начала размышлять о своем бывшем муже: «А ведь Гришка тоже рано вставал и не жаловался. Еще и деньги умудрялся приносить, и за малой ухаживал. Стирал, убирал и готовил. Как это у него получалось? Может, если бы тогда с ним не расстались… У меня, по крайней мере был бы стабильный источник дохода. Но где же он теперь? Вообще ничего о нем не слышно. Правду папашка говорил: гуляет он, и на ребенка ему действительно плевать».
Марьяна уснула, чтобы завтра снова автоматически подняться под звон будильника ни свет ни заря  и идти на ненавистный рынок. За все время своей работы она так толком и не научилась обслуживать покупателей, много раз неправильно выдавала сдачу, очень долго взвешивала товар и вступала в перепалку с недовольными клиентами. Ежедневно к нерадивой продавщице с неизменной настойчивостью приставали Санька с Васькой, отпуская в ее адрес сальные шуточки. Все это приводило в бешенство Викторию. Начальница не церемонилась со своей подопечной, постоянно отчитывая ее за малейшую провинность. А при вычете всех штрафов и недостач из зарплаты оставались сущие копейки, которых едва хватало на скудное питание. Марьяна уже и не мечтала о том времени, когда она могла сладко спать, встречаться с друзьями, ходить на вечеринки, постоянно менять наряды. На работу местная светская львица надевала поношенный спортивный костюм и старый запачканный фруктами фартук, а обувала простые резиновые шлепанцы, которые так хотелось сменить на изысканные туфельки.
В самый разгар рабочего дня к Марьяне подошла старенькая бабушка.
- Что Вы желаете? – учтиво обратилась продавщица.
- Да это… Как ее… Дай мне зеленую картошку.
- Но у нас нет зеленой картошки. У нас вся картошка свежая и хорошая.
- Ты меня что, не понимаешь? Ой, какая   же темнота   сейчас торгует. Мне нужна зеленая картошечка. Ну эта… Как ее…Она зеленая такая, волосатая… - бабуля беспомощно и раздраженно затрясла головой. – Как ее… Ну, вы посмотрите на них, не знают, что мне надо.
- Может, Вам нужно киви? – догадалась Зинаида.
 - Да-да-да, - радостно закивала бабушка. – Вот эту самую… Как ее… Киву. Киву мне и надо. Только я выберу сама.
 И женщина начала тщательно перебирать весь ящик. После ее детального осмотра на нежных плодах остались некрасивые вмятины. Марьяна постепенно теряла терпение.
- Женщина, пожалуйста, поаккуратней. Вы уже выбрали? Давайте, я Вам взвешу.
- Ой, так у меня же в кошельке денег совсем не осталось… - растерялась бабуля. – Так что я у тебя ничего брать не буду.
И старушка небрежно бросила киви обратно в ящик.
- Подождите, а как же… Вы же испортили товар… - Марьяна опустилась на табуретку. Слезы душили ее. Не успела она опомниться, как над ее головой кто-то прокричал:
- Эй, вы работаете?
Голос показался ей очень знакомым. Подняв глаза, она увидела Михаила – того самого мускулистого мачо, с которым когда-то познакомилась на вечеринке у Любахи. Рядом с ним крутилась хрупкая брюнетка в джинсовой юбчонке и майке со стразами. Михаил нежно обнимал свою спутницу за ее тонкую талию.
- Дорогой, я ненадолго отлучусь, а ты пока выбери нам самые лучшие фрукты.
- Все, что ты захочешь, моя принцесса, - чинно отвечал ее киношный мускулистый кавалер.
Экранный мачо очень удивился, увидев Марьяну за прилавком.
-  Оп-па! Что я вижу! Красавица, как же твое житье-бытье? Не очень, наверное, если торгашкой заделалась?- насмешливо хмыкнул он.
- А ведь когда-то вместе танцевали. И в любви мне признавался, - пристально глядя ему в глаза, сказала Марьяна.
- Тебе?! – омерзительно скривился широкоплечий амбал. – Я что, чокнутый? Видела, какая у меня ляля есть? А ты – дешевая подстилка. Бедный твой мужик. Я ему очень сочувствую.
- Котенок, ты почему так долго копаешься? – пискляво заныла брюнетка, вернувшаяся к своему впечатляющему спутнику. – Ты мне купил винограда?
- Да, любимая. Взял тот, что ты просила, - Михаил демонстративно чмокнул свою «лялю» в губы,  и они пошли дальше.
Оскорбленная до глубины души Марьяна не выдержала и горько разрыдалась. Зинаида впервые увидела свою напарницу плачущей, и сердце ее вдруг пронялось жалостью и сочувствием.
- Ну, чего ревешь? Это кто, твой бывший? Он тебя бросил? Плюнь на него! Ты еще встретишь порядочного человека.
Марьяна продолжала всхлипывать. Она все сильнее чувствовала необходимость выговориться, а эта женщина, к которой она поначалу относилась с долей презрения  и  брезгливости, могла ее выслушать. Мало-помалу Марьяна рассказала Зинаиде о своем неудачном браке  и  ребенке.
- Вот такая у меня судьба. Развелась я с ним. Не было сил моих больше терпеть. У меня подруга, как сыр в масле катается. Повезло ей – отхватила мужика богатого, а тут… Личная жизнь вообще не клеится. Разве здесь встретишь кого-нибудь приличного? Только одни пьяницы шатаются. И почему мне так с мужем не повезло? Что во мне не так? И этот урод  Мишка, чтоб ему пусто было, в любви мне признавался, руки целовал, а теперь торгашкой обзывает.
Зинаида тихо засмеялась и сказала:
- Да, ну ты даешь! Сама же себе проблемы создаешь на ровном месте. Ведь Григорий твой, если разобраться, хороший мужик. Зря ты его так грязью поливала. Просто не любила ты его – вот в чем беда. Да к тому же зеленые оба. Поженились вы  сгоряча да и мучили себя и ребенка в придачу. Бедное дитя! Послушай, что я тебе сейчас скажу: я уже здесь десять лет торгую и, поверь, научилась хорошо в людях разбираться. Ты к тяжелой физической работе совершенно не приспособлена. Да и ручки у тебя больно холеные, не для того созданы, чтобы в грязи и гнили ковыряться. Тебе еще крупно повезло, что ты на Викторию работала, а если бы попала к Мехмету, то он бы с тебя три шкуры содрал.  Ты бы сутками на него вкалывала, причем задаром. У хозяйки ты хоть какие-то копейки получала. Хотя с такими работниками, как ты, много не наторгуешь. Не умеешь ты этого делать. Хочешь совет? Беги отсюда, выучись, найди себе работу в какой-нибудь конторе. А там, глядишь, и личная жизнь устроится. Только не скачи, сломя голову, замуж за первого встречного. Ищи своего мужика. И на ребенка не плюй, а то бедная девочка, как сирота. И отец неизвестно где, и ты никак к своему берегу причалить не можешь. А еще с родителями своими обязательно помирись. Зачем тебе лишние проблемы? Все равно они тебя по-своему любят и желают тебе только добра.
Марьяна подняла глаза и посмотрела на Зину:
- Ты думаешь, что у меня получится?
- Безусловно! Только не надо ныть и плакать. Сначала будет нелегко, ясное дело. Ну а потом время покажет.
Слова Зинки приободрили Марьяну. На следующий день она подошла к хозяйке. Как оказалось, Виктория Николаевна уже сама приняла решение и как раз хотела сообщить, что с завтрашнего дня Марьяна уволена. Наконец-то неудавшаяся продавщица освободилась от своей непосильной ноши и ощутила на душе небывалую легкость и свободу. Лишь одно омрачало ее радужное настроение – отношения с родителями, которые по-прежнему оставались холодными и натянутыми.
Возвращаясь домой, Марьяна зашла в супермаркет, купила на оставшиеся деньги мясной нарезки и готовых салатов, сервировала стол и побежала за Дашкой к тете Мане. Когда мать и дочь вернулись, родители были уже дома.
- Ну-ну! – только и сказала Нелли Романовна, причмокнув и покачав головой. – Ладно, давай, зови отца. Будем ужинать.
Владимир Федорович в грязных кирзовых сапогах  прошлепал на кухню.
- Ты куда в своих кирзачах лезешь, леший болотный! – закричала Нелли. – А убирать за тобой кто будет?
- Мамочка, не нервничай! Я все сделаю! – засуетилась Марьяна и начала возить по полу мокрой тряпкой.
- Вот это да! – изумился отец. – Вот что базар с людьми делает. Мне и в страшном сне присниться не могло, что ты полы драишь.
- Ладно, заканчивай с этой уборкой. Только грязь везде развезла. Садитесь за стол, - сказала Нелли.
На удивление, ужин проходил довольно мирно. Проголодавшаяся Дашка уплетала взрослую еду за обе щеки и просила добавки. Владимир Федорович был очень доволен, что жена не контролировала содержимое заветной бутылочки. После выпитого он заметно повеселел и подобрел. Затем, удобно устроившись на кухонном уголке, он начал вспоминать детские шалости дочери. Все до упаду хохотали над его рассказами. Марьяна решила, что сейчас самое время начать нелегкий для нее разговор.
- Дорогие мамочка и папочка! Я хотела вам сказать… Я просто не знаю… Я хочу перед вами  извиниться. Я очень многое поняла, когда работала. Теперь я уже не могу материально зависеть от вас. Хочется найти хорошую работу, но ведь без образования мне это вряд ли удастся. Надо идти учиться… Но для этого нужны деньги… А где их взять? Ума не приложу, - Марьяна умоляюще посмотрела на своих близких.
 Отец, заметно раскрасневшийся после изрядной дозы спиртного, укоризненно покачал головой  и сказал:
- Вот видишь, как оно бывает! Опомнилась теперь. За учебу соловьем заливаешься. А помнишь, дочка, как я на этой кухне перед тобой на коленях стоял и умолял тебя в техникум поступать? Я же с этим… главным там… обо всем договорился. Сколько я для него мяса таскал и книги дефицитные Гаврилыч привозил. А Манька, когда в обувном магазине работала, сколько обуви ему югославской доставала для его семейства – и все ради твоего образования. Всего делов-то было: прийти на экзамен, нацарапать что-то на бумажке и ему отдать. А ты что? Вспомни, какие ты нам с матерью концерты устраивала и заявляла: «Деньги не выбрасывайте! Все равно я в этом заведении только до первой сессии задержусь». И с Любкой до утра убегала на гоцалки свои, чтобы соплякам местным глазки строить. На тебе: допрыгались, голубушки. Ладно, она дура. Но ты! Даже среднюю школу полностью не закончила! Все ее слушала, идиотку безмозглую. А мы для тебя были врагами номер один. Вот и получай  теперь. Значит, слушай: мы очень рады, что ты исправляешься. Но поезд уже ушел, оплачивать твою учебу у нас денег нет. Сама понимаешь – и так еле крутимся, чтобы вы с малой не голодали. Так что поступай сама, если, конечно, ума хватит. По-моему есть бесплатная форма обучения… Как оно там называется… Бюджет, кажись. Так что, берись за ум, дочка.
 - Ты же  у нас девка не совсем уже безмозглая, - добавила Нелли Романовна, - глядишь, у тебя все получится.
- Ладно, дочь. Я сегодня добрый. Есть у меня немного деньжат на кармане, - прохрипел отец. – Но смотри мне, это только на дело. Может, на лапу кому дашь. А дальше самостоятельно плыви.
Так перед Марьяной открылся новый жизненный поворот, за которым скрывалась уйма трудностей. Перед ее глазами вскоре лежал длинный список колледжей, но идти учиться на повара или швею ей вовсе не хотелось. Амбициозная  провинциалка с незаконченным средним образованием видела себя как минимум менеджером в элегантном деловом костюме. Но пока что она стояла за стойкой в местном баре и наливала по сто грамм омерзительным ханыгам. Однако среди них попадались и состоятельные клиенты, которые щедро одаривали хорошенькую официантку чаевыми. Марьяна ненавидела свою новую работу чуть меньше, чем торговлю на рынке, потому что она давала молодой женщине стабильный заработок. Здесь она познакомилась с девчонками-студентками, смотревшими на свою неотесанную коллегу с нескрываемым презрением. Еще бы – ведь они учились в университетах и были круглыми отличницами! Лишь одна из них, Надежда, проявила к Марьяне сочувствие и понимание.
- Чтобы стать офисным работником, нужно мало-мальски знать компьютер и уметь работать с бумагами, - сказала она. – Тебе для начала нужно это освоить, а потом браться за все остальное.
Этот добрый совет и подтолкнул Марьяну к серьезному решению – она наконец остановила свой выбор на специальности «деловодство». Но для поступления необходимо сдать экзамен – написать диктант. Узнав об этом, Марьяна пришла в ужас. «Я его провалю. Черт его знает, где ставить эти запятые, тире и двоеточия. Все кончено». И тут она вспомнила о деньгах, которые когда-то дал ей отец. Она обыскала все свои заначки и с горечью обнаружила, что давно растратила их на повседневные расходы. Оставалось одно – подключать свою смекалку и сообразительность. Благо, Надя и тут помогла коллеге, одолжив ей учебник по грамматике. Теперь будущая студентка целыми днями, словно губка, впитывала упущенные когда-то знания, упорно повторяя: «Это мой последний шанс». Она уцепилась за него, как за спасательный круг, и все-таки доплыла до берега своей мечты. Марьяна не поверила собственным глазам, когда увидела себя в списке зачисленных.
- Представляешь, я сдала! – радостно обнимала она свою спасительницу Надежду.
- А иначе и быть не могло! Ведь терпение и труд все перетрут. Я сама на бюджете учусь – школьная золотая медаль еще как пригодилась.
И начались «веселые» студенческие будни днем и изнурительная работа вечером. Поначалу Марьяне приходилось очень трудно, ведь за долгие годы беззаботных гулянок она совсем отвыкла от учебы. Но потерять все, чего она так упорно добивалась, из-за банальной лени женщина не собиралась. И она, как примерная ученица, зубрила все по ночам при тусклом свете лампы возле детской кроватки. Порой она даже не ложилась спать, а просто выпивала в пять утра огромную чашку кофе, клала в сумку учебники с конспектами и шла на занятия, а потом, не заходя домой, отправлялась в бар на работу. Тут ей снова вспомнился вечно уставший замученный Гришка, которого она постоянно пинала без всякой причины. Теперь-то она понимала, что значит крутиться, как белка в колесе. Узнала, каково это – бежать домой после учебы, чтобы приготовить еду и покормить ребенка, а поздно ночью после работы стирать грязные вещи и выглаживать чистые блузки на завтра. А при всем этом еще и сдавать зачеты, писать контрольные, делать практические работы и бесконечно читать конспекты… От бешенного ритма жизни Марьяне хотелось выть волком, но опереться, увы, было не на кого.
Сегодня несчастная студентка окончательно выбилась из сил. В баре праздновали свадьбу, так что работы  было в десять раз больше, чем обычно. Едва переступив порог дома, он обессиленно свалилась на табуретку в прихожей. Из-за двери выглянула Нелли Романовна.
-  О-о, явилась – не запылилась! Полночи тебя жду.
- Мама, не трогай меня, - умоляющим тоном произнесла измученная дочь. – Что ты хочешь?
- Ты, моя дорогая, как то не вовремя все делаешь.
Марьяна вопросительно посмотрела на мать.
 - Дите заделать – ты заделала, а кто теперь за ним смотреть будет? Я, что ли? Не собираюсь! Сегодня мне уже по самое горло хватило. Взяла себе отпуск, называется! То она плачет, то везде гадит, лезет, куда ее не просят, выпендривается! А ты, красавица, ночью домой являешься! Короче, Марьяна, нервы у меня уже не те, чтобы с детьми сидеть. Да и зачем мне, собственно, отпуск? Конкуренты наступают, а я тут детские трусы стираю! Завтра же выхожу на работу!
- Но мамочка, с кем же я Дашку оставлю! Тетя Маня постоянно болеет и уже совсем плоха стала.
- А чем ты думала, когда разводилась? Был мужик, словно пластилин – лепи из него человека! Так нет же – загордилась, дурочка из переулочка!
- Ну пожалуйста! – Марьяна упала на колени перед матерью и зашлась истерическими рыданиями. – Умоляю, помоги мне! Я же работаю, деньги в дом приношу…
- Я тоже работаю. И похлеще тебя зарабатываю. Так что на пенсию уходить пока не буду. Короче, хватит мне тут душу бередить. Иди спать. Может, завтра придумаешь, что с малой делать. Ох и непутевая же ты мамаша!
С этими словами Нелли развернулась и ушла к себе в комнату. Марьяна поняла, что не добьется от матери поддержки. Оформить Дашку в детский сад, увы, невозможно, ведь единственный имеющийся в их поселке недавно закрылся на ремонт. Ездить в город и забирать малышку каждый день нереально. Но безвыходных ситуаций не бывает. В отчаянии Марьяна в который раз пожаловалась на свою жизнь Любке, но ей надоело  постоянно слушать одно и то же. Резко оборвав подругу на полуслове, Любаха деловито изрекла:
- Вот дурища такая! У тебя же решение проблемы под носом висит. Я сколько раз тебе говорила: отдай малявку Гришкиной мамаше. Она, небось, и забыла, как ее внучка выглядит. А сама занимайся своей учебой. И заодно не только в учебники с конспектами пялься, но и по сторонам смотри. Ищи себе какого-нибудь дурачка залетного с деньгами.
- Да ты что! – Марьяна ужаснулась. – Она же меня и на порог не пустит, выгонит из квартиры ко всем чертям. Я перед этой ведьмой ни за что унижаться не буду!
- Ой, какие мы нежные! Не переживай, корона с тебя не спадет. Ее и не было у тебя никогда. Давай, назначай встречу этой своей Галине, бери малую и вперед с песней!
 Марьяна задумалась над словами подруги: «Наверное, придется сделать так, как она говорит. Иначе я загнусь со всем этим». Другого выхода не было. Ее дрожащая рука сама потянулась к телефону. Раздались длинные гудки.
- Алло, я слушаю, - это был давно забытый голос Галины Андреевны. На том конце провода повисла неловкая пауза. – Да говорите же!
- Галина… Галина Андреевна… Это я … Марьяна… - запинаясь, произнесла ее бывшая невестка.
- Какая еще Марьяна? Я  такой не знаю! Вы ошиблись номером! До свидания.
- Нет-нет! Не вешайте трубку, Галина Андреевна. Я по поводу Дашки…
- Даша? – сердце бабушки замерло, когда она услышала имя внучки. Галина замолчала и не могла из себя выдавить ни слова.
Длительное молчание на том конце провода заставило Марьяну занервничать. Затем она услышала в трубке тихое всхлипывание и протяжные стоны.
- Ну конечно же, дорогая моя, -  Марьяна едва смогла разобрать дрожащий голос бывшей  свекрови. – Адрес помнишь? Привози ее как можно скорее.
Единственное, чего боялась Марьяна – встречи с бывшим мужем. Она все больше ощущала внутреннюю дрожь, чем выше поднимался лифт. Еще какое-то время она не решалась нажать на кнопку звонка, не желая застать на пороге Григория. Какой он сейчас? Изменился ли? Возможно, дверь откроет не он, а другая женщина, возомнившая себя здесь хозяйкой?  Быть того не может.
Марьяна порывисто ударила звонок ладонью и увидела за открывшейся дверью полностью седую, слегка растрепанную женщину в огромных очках и том самом халате, который был на ней в день их знакомства. Осунувшееся лицо покрывали глубокие борозды морщин.
- Здравствуйте, Галина Андреевна, - растерянно пролепетала Марьяна, проходя  в коридор. Дашка зашла следом и тут же спряталась за мамины ноги. Пожилая женщина восторженно разглядывала внучку и корчила ей смешные рожицы, что совсем смутило девчушку  и отнюдь не способствовало ее  лучшему расположению духа.
- Григория, наверно, нет дома, - осторожно поинтересовалась Марьяна, украдкой заглянув в открытые двери комнат.
- Нет, - тяжело вздохнула Галина.
- Что-нибудь случилось?
- Он уехал. Очень далеко. Уже давно не писал, не звонил  мне. Извелась вся. Да разве могу я оплатить звонок  туда с моей-то пенсией?
 - Значит, Вы не работаете? – приободрилась Марьяна.
- Кому же мы нужны, пенсионеры горемычные, с нашими болячками? – грустно усмехнулась Галина.
- Тогда я оставлю у Вас Дашку до следующих выходных, если вы не против…
Она – против? Как же долго она ждала этих слов, как долго мечтала об этом, коротая свои одинокие дни! Единственный сын уехал, и она осталась наедине со скорбью об ушедшем муже и глубокой печалью в сердце. Вмиг забылись горькие обиды прошлого, стерлась с души вся вылитая грязь, притупилась жгучая боль и ненависть, которую испытывали когда-то свекровь и невестка… Теперь они стояли рядом и обнимались, безумно радуясь встрече, которая принесла им столько новых возможностей.
- Галина Андреевна, Вы себе не представляете, как меня выручили! – щебетала Марьяна, преподнося своей спасительнице коробку конфет.
- Можешь всегда на меня рассчитывать, когда речь идет о нашей Дашеньке.
Марьяна быстро объяснила дочери, что это ее новая бабушка и теперь Дашка будет часто оставаться у нее. Затем она передала Галине Андреевне пакет с детскими вещами, поцеловала девочку и поспешила удалиться до начала Дашкиной истерики. Когда за бывшей невесткой захлопнулась дверь, Галина присела на корточки перед девочкой и ласково сказала:
- Привет, заинька! Давай знакомиться: я  - твоя бабушка Галя.
Но Дашка, надувшись,  забилась в угол и настороженно смотрела на незнакомку своими большими глазенками.
- Мама сказала, что нельзя разговаривать с незнакомыми. Ты чужая! – заявила Дашка.
Эти слова будто ножом вонзились в сердце пожилой женщины. Она пошатнулась и еле сдержала себя, чтобы не заплакать.
- Деточка, я твоя бабушка, - нежно заворковала Галина Андреевна. – Я помню тебя еще совсем крошкой. Я и твой дедушка Петя очень тебя любили, но так получилось, что ты уехала от нас. Все это время я постоянно вспоминала о тебе. И мне так не хватало тебя, внученька! – растроганная бабушка крепко прижала девочку к себе, а по  ее щекам потекли огромные слезы счастья.
- А кто такой дедушка Петя? Где он прячется? – спросила Дашка, озираясь по сторонам с большим любопытством.
- Его здесь нет, Дашенька. Он сейчас на небе, смотрит на тебя и думает, какая же у него красивая  внученька.
- А почему он туда забрался? Он сделал ракету? Он герой?- девочка беспрерывно задавала свои наивные детские вопросы. Она уже смотрела на бабулю с гораздо большим доверием и начала осваиваться в квартире.
- А что это за игрушки?
- Это любимые игрушки твоего папы, мой котеночек.
- Мама сказала, у меня папы нет, - растерянно пролепетала Дашка.
 Галина Андреевна нахмурила брови, машинально хватаясь за сердце. Ее лицо передернула страдальческая гримаса, глаза гневно блеснули.
- Это не так, дитя мое. У каждого ребенка есть мама и папа. Твой папочка сейчас далеко, но он помнит и любит тебя. Я уверена, и ты его не забыла. Вот увидишь.
Галина достала из книжного шкафа альбом с фотографиями и показала Дашке снимки отца. Девочка смотрела на них долго и внимательно, словно восстанавливая в памяти человека, который искренне любил ее и некогда вкладывал в ее воспитание уйму времени и сил. Детское сердце, чуткое к любому проявлению любви и нежности, не способно стереть из памяти эти высокие неподдельные чувства.
- Папа Гриша, - с улыбкой заключила Дашка.
- Правильно, моя маленькая! – с восторженным ликованием воскликнула Галина и радостно поцеловала внучку.
Затем они долго играли игрушками, вместе варили манную кашу и с аппетитом закусывали ее шоколадной конфетой, трогательно разделенной на две половинки. За день, состоявший исключительно из новых впечатлений, Дашка очень устала и после ужина сразу же залезла под теплое ватное одеяло бабушки. Галине Андреевне не пришлось петь внучке колыбельную – она уснула моментально. Счастливая бабуля прилегла рядом и с нежностью откинула с лица девочки густые темно-каштановые волосы. Галина еще раз обняла свою Дашутку, и будущее уже не казалось ей таким серым и мрачным. Отныне в ее душе загорелся спасительный огонь безграничной преданности и любви, который не погаснет до самого конца ее дней.


Рецензии