Сиротка. Глава 8

Глава 8. Маргаритка

Потихоньку подошло время родов, которых Марьяна боялась всё больше.
- Дорогой,  ты будешь рядом? – с надеждой спрашивала она, глядя на мужа испуганными, широко раскрытыми глазами.
- Да что ты, перестань! Это же ваши дела бабские. Как-нибудь сама справишься. Но я вас навещу. Я уже придумал ему имя – моего сына будут звать Артур, - отрезал Сергей.
В четыре утра взволнованная  Марьяна разбудила мужа.
- Ой, Серёженька, кажется, началось! Ой, как мне страшно!
- Здрасьте! Уже ведь не впервой. Вещи у тебя хоть собраны?
- Да вон пакет стоит, я его ещё месяц назад приготовила. Ой! Как больно! – Марьяна скорчилась, а на её глазах выступили слёзы страдания. – Милый, вези меня скорее в роддом!
- Подожди, не торопись! А что я эти три дня кушать буду? Иди-ка сейчас на кухню и приготовь побольше еды, чтобы мне хватило, а потом я тебя отвезу.
Согнувшись в три погибели, Марьяна подняла влажные глаза и с мольбой посмотрела на супруга.
- Серёженька, дорогой, я пошевельнуться не могу!
- Заинька, я знаю, что тебе больно. Но ты ведь не хочешь, чтобы другая женщина здесь меня кормила? Ну, давай я тебе аспиринчика принесу.
Не веря своим ушам и мучаясь от нарастающих схваток, Марьяна отчаянно закричала. Истерично рыдая и хватаясь за огромный живот, она поковыляла на кухню и кое-как сварганила мужу котлеты, приправленные своими адскими муками и горькими слезами. «Подавись, ирод!» - хотела сказать она, глядя в глаза мужу. Но физическая боль затмила глубокую обиду, и обессиленная Марьяна, крепко стиснув зубы, не проронила ни слова.
Передавая жену в руки врачей, Сергей вручил медсестре пачку денежных купюр.
- Надеюсь, этого достаточно, чтобы всё прошло, как надо. Ну, я пошёл. Крепись, киса моя.
- Серёженька, не уходи! Я умру, если тебя не будет рядом! – стонала Марьяна, когда за мужем захлопнулась дверь в приемное отделение.
Не смотря на страх, женщина стойко перенесла роды. Её здоровый организм быстро справился с поставленной задачей. На темном грозовом небе поднималось розовое зарево рассвета, когда Марьяна в родовой палате бережно прижимала к груди крошечный комочек  -  свою вторую дочь. Счастливая мать ласково поглаживала малышку по голове и с любовью заглядывала в ее крохотные плотно зажмуренные глазки. Надо же, как все иначе! Вместо глубокой растерянности, смятения и даже отчаяния, сопровождавшие ее первые роды – бездонное море любви, нежности, гордости и тепла. Кажется, всю себя, каждую клеточку своего организма Марьяна готова отдать лишь ей одной. И нет на свете существа дороже. Она заранее придумала дочери красивое имя – Маргарита, ведь узнала о том, что ждет девочку, еще задолго до родов на УЗИ.
Новоиспеченный отец не заставил себя долго ждать – он явился под вечер. До сих пор он был настолько занят, что ни разу не позвонил жене, зато вихрем влетел в ее вип-палату и громко взбудоражено закричал:
- Привет, золото мое! Ну, покажи мне нашего Артусика!
Медсестра,  в это время дававшая Марьяне какие-то рекомендации насчет грудного вскармливания, повернулась к незадачливому папаше и косо посмотрела на него в полнейшем недоумении. Марьяна боязливо  съежилась, скрывая ребенка под грудью в обойме белоснежных пеленок.
- Вы что, папа? Дочка ведь у Вас! Посмотрите, какая славная девчушечка!
Трудно описать лицо Сергея  после этих слов. Его маленькие блеклые голубые глазенки  лихорадочно забегали, лицо налилось кровью, из бледных, плотно стиснутых губ брызнула гневная пена, точно в него вселился сам дьявол.
- Дрянь! – в припадке бешенства драгоценный супруг бросил в жену букет шикарных роз. – Как ты могла? Как ты посмела родить мне эту соплячку?!!
На его громкий крик сбежались медсёстры.
- Тише, молодой человек! Вы в своём уме? Сейчас же прекратите истерику – вы в роддоме!
- Подумаешь, девочка у вас! Было бы из-за чего шум поднимать! Здоровенькая, ручки, ножки есть. Всё остальное тоже на месте. Радоваться надо!
- Между прочим, именно от мужчины зависит, родится мальчик или девочка. Нечего жену обвинять!
- Глаза б мои тебя не видели! Забирать это несчастье из роддома я не намерен – оно мне не нужно! – всё так же грубо продолжал Сергей.
- Ану вон отсюда! Раскричался, неврастеник! Шуруй на улицу быстро! – не выдержала бойкая медсестричка и вытолкала скандального папочку из палаты. Все остальные принялись успокаивать заплаканную Марьяну.
- Ничего, это он поначалу так. Многие мужики сыновей хотят.
Мама с малышкой чувствовали себя хорошо, и через три дня Марьяну готовили к выписке. Но вместо радостного ожидания, с которым встречали этот день другие роженицы, сердце молодой женщины рвалось от безысходной печали. Любимый муж выгоняет ее с новорожденным ребенком, а любящие родители явно не обрадуются такому прибавлению в своем доме. И снова она никому не нужна, вместе с ее хлопотами и проблемами. Представить невозможно, какую безграничную радость она испытала, увидев на пороге улыбающегося мужа с огромным букетом цветов.
- Здравствуй, моя кисонька! – непривычно нежно сказал он и крепко обнял жену. – Знаешь, я тогда погорячился. Всё-таки девчоночка нам тоже не помешает. Тем более, она такая красавица, как и её мамочка. Ну, прости меня, заяц. Кстати, это тебе, - он протянул Марьяне букет. – А вы возьмите вот, на конфеты-шоколадки, как там положено, - и он щедро ткнул каждой медсестре по небольшому конверту. – А то мне за всем этим по магазинам бегать некогда.
Все присутствующие в палате остолбенели. У Марьяны на глазах выступили слёзы счастья.
- Серёженька, дорогой, я так рада! Давай назовём её Маргариткой…
- Называй её, как хочешь. А теперь поехали, а то у меня каждая минута на вес золота.
Дома новорожденную уже ждала уютная кроватка и симпатичная колясочка. В новой тумбочке, купленной специально для малышки, аккуратно лежали пелёночки, распашоночки, платьица и ползуночки. Марьяна не поверила своим глазам.
- Любимый, неужели ты сам всё это выбирал? Какой же ты заботливый папочка!
Марьяна осыпала мужа радостными поцелуями. «Неужели он изменился благодаря нашей крошечке?» - ликовала она. Мечты, наконец, начали сбываться!
- Да нет, что ты. Я дал задание своей секретарше. Она у меня баба просвещённая, недавно второго родила, так что она в этих делах толково соображает, - сухо ответил муж.
Марьяна положила малышку в кроватку и озадаченно огляделась вокруг. А где же ее старшая дочь? Вдруг в дверь неожиданно позвонили. На пороге стояла круглолицая женщина средних лет, держа в своей пухлой руке хрупкую ручку Дашки.
- Я забрала Дашеньку из детского сада, как Вы и просили, Сергей Витальевич.
- Спасибо, Людочка. На сегодня Вы можете быть свободны, - деловито сказал Сергей  секретарше.
А Дашка с радостным визгом повисла на маме. Мамочка вернулась, значит, и долгожданный малыш уже здесь! Закончив с поцелуями, возбужденная предвкушением встречи девочка бросилась в комнату.
- Мама, мамочка, покажи мне его!
- Не его, а ее. У тебя сестричка, Даша. И зовут ее Маргаритка.
- Ур-ра! – радостно заверещала Дашка. Она принялась громко хлопать в ладоши и весело прыгать по комнате.
- Тише! Не ори ты так! Ты разбудишь Маргаритку! – осадил её дядя Серёжа.
- Ура, мы сегодня же будем играть! – прошептала Дашка, но тут её постигло разочарование. При виде крошечной сестрёнки, мирно посапывающей в одеяле, девочка недовольно скривилась. – А почему она такая маленькая?
- Все дети такими рождаются.
Маргарита как будто почувствовала настроение сестры. Она взглянула на Дашку и жалобно захныкала.
- Ну вот, это всё из-за тебя, – фыркнул Сергей.
- А почему она так противно кричит? – удивилась девочка.
- Потому что она устала в дороге и ей надо отдохнуть. Помолчи, Дарья, - строго сказала Марьяна.
Но Дашка не унималась – сестрёнка казалась ей забавной куклой. Девочка с интересом разглядывала Маргаритку, щупала её ножки и ручки, от чего малышка расплакалась ещё больше.
- Что ты ей делаешь, бестолочь?! – пришёл в бешенство Сергей. – Ану отойди от Маргаритки! Уйди, чтобы я тебя не видел!
Дашка испуганно прижалась к маме. «Что я такого сделала? – промелькнуло в детской голове. – Я просто хотела познакомиться с Маргаритой. Как же мы будем играть, если она такая маленькая?»
Чуть позже, когда дядя Серёжа ушёл в другую комнату, девочка принесла сестре свои подарки.
- Смотри, Маргарита, вот слоник. А это плюшевый мишка. А вот мой рисунок. Тебе нравится?
Но малышка лишь беспокойно вертела головой и снова расплакалась. На её громкий крик прибежала Марьяна.
- Мама, почему она плачет? – спросила Дашка.
- Потому что её надо покормить.
- А я тоже хочу кушать! Мама, дай мне что-нибудь вкусненькое!
- Потерпи, Даша! Не видишь, мама занята?
И понеслась привычная жизнь, к которой добавился хлопотливый уход за грудным ребёнком. Сергей не собирался опускать планку и снижать свои требования. Излишне говорить, что он не принимал участия в стирке пелёнок и уборке квартиры. Он приходил домой исключительно для  того, чтобы поесть и подержать на руках чистого и опрятного ребёнка. Если же что-то было не так, он тут же взрывался, словно вулкан.
- Кажись, от малой попахивает плохо. Почему она всё время орёт? Ты что, её не кормила? Обалдела совсем?! Днями дома сидишь, а за ребёнком никакого ухода!
Услышав папин крик, Маргаритка замолчала и внимательно посмотрела на него своими круглыми маленькими голубыми глазёнками. По руке Сергея потекла тёплая струя.
- Что это такое? Убери сейчас же! Маленькая гадость! Она испачкала мой костюм!
- Серёженька, успокойся. Это же грудной ребёнок. Сними костюм, я сейчас его застираю, - ласково сказала Марьяна.
- Немедленно вымой её!
- Как раз об этом я тебя хотела попросить. Мне нужна твоя помощь, чтобы выкупать малышку.
- Ты что, сама справиться не можешь? Придумала!
- Не могу! И если ты мне не поможешь, наша дочь и дальше будет плакать, ведь  у неё тельце запреет!
Эта фраза заставила Сергея задуматься. Он нехотя поплёлся в ванную и стал «ассистировать» жене. Маргаритке понравилась процедура купания. Она радостно визжала и улыбалась родителям.
- Солнышко моё ненаглядное! – расчувствовался Сергей. – Иди ко мне, моя прелесть!
На этот приятный шум прибежала Дашка.
- А что это вы тут делаете?
- Купаем наш маленький цветочек! – отвечала мать.
- Какой? Где он?
- Ану не крутись здесь! – рявкнул Сергей. – Не мешай!
- А я тоже хочу купаться! Мама, помой меня! –  Дашка начала раздеваться и  приготовилась залазить в ванну.
- Здрасьте! – рассердилась Марьяна. – Ану, брысь! Не до тебя сейчас.
Дашка опустила голову, обиженно засопела и пошлёпала в комнату. Марьяна завернула выкупанную Маргаритку в полотенце и уложила её на свою кровать.
- Не плачь, моя хорошая! Сейчас мама тебя вытрет.
Дашка любопытно посмотрела на свою младшую сестру и тихонько уселась рядом с ней.
- Мама, а почему вы её зовете то солнышком, то цветочком, а меня все время только Дашкой?
- Ты уже взрослая, Дарья! Хватит сюсюканья. Теперь ты старшая и обязана любить свою сестричку,  заботиться о ней.
Поздно вечером Дашка тихонько сидела у окна, смотрела на улицу и размышляла: разве любовь –  это обязанность? Тогда почему мама, которая должна её любить, опять ушла на прогулку с Маргариткой и дядей Серёжей, а её оставила дома одну? Ах, этот противный дядя Серёжа! Он постоянно говорит маме, что Дашка ему мешает и будит их Маргаритку. Теперь, с чем  бы ни обратилась к  маме старшая дочь, та лишь нервно отмахивалась и бросала фразы вроде «Подожди! Мне некогда». Бывало, Дашка целый день ходила голодная, потому что мама не успевала приготовить еду, и кушала только вечером, когда домой возвращался дядя Серёжа. А стоило только девочке попросить маму поиграть с ней, как отчим тут же устраивал скандал и прогонял падчерицу в свою комнату. Всё чаще девчушка чувствовала себя совершенно одинокой и всё больше ненавидела своего отчима. Это он забрал у неё маму и «купил» её младшую сестричку, которой теперь достаётся вся любовь. Это он постоянно на всех кричит и заставляет маму плакать. «Вот бы прогнать его! – вертелось в отчаянной детской голове. – Тогда он никогда не будет нас обижать».
Однажды на выходных Марьяна решила сделать младшей дочери прививку, и вынуждена была отлучиться в частную клинику. Сергей был дома. Он лежал на диване и смотрел телевизор, поедая попкорн и одновременно покуривая сигарету. Дашка сидела в своей комнате и раскладывала пазлы. Но как только за мамой захлопнулась входная дверь, девочка схватила свой любимый огромный мяч и принялась отбивать его о стену. Из соседней комнаты сразу же прибежал Сергей.
- Ты что, очумела? Ану, прекрати быстро!
- Не буду! – упрямо заулыбалась Дашка и со всей силы снова ударила мячом о стену.
- Перестань, я тебе говорю!
- Не перестану! – детские глаза сверкнули вызывающим огнем.-  Всё равно буду мячиком играть! Ты со мной маму никуда не отпускаешь! Ты плохой!
 И Дашка что было силы швырнула мяч прямо в дядю Серёжу.
Сергей опешил от неожиданности. Секунду он стоял, согнувшись, и держал в руках пойманный мяч, а его яростное лицо медленно наливалось кровью. Дашка сразу учуяла неладное, но ни капельки не испугалась. Она пристально смотрела на отчима и ловко пригнулась, когда мяч пролетел над её головой в открытое окно.
- Ах, ты ж, чёртово отродье! Ну, сейчас ты у меня получишь! – в бешенстве заорал он.
- Не догонишь! – гордо крикнула Дашка и бросилась наутёк, но Сергею ничего не стоило поймать пятилетнюю падчерицу и задать ей жестокую трёпку.
Он беспощадно колотил ребёнка, не обращая внимания на жалобный крик и плач. Сергей со всей силы хлестал Дашку по лицу, ударял о стену точно так же, как ее злосчастный мяч.
- Я тебе покажу, гнида! Заноза паршивая! Ты у меня больше никогда не пикнешь!
Только чудо заставило его остановиться. Внезапно на затуманенную голову нашло просветление, и Сергей отпустил свою жертву. У Дашки даже не было сил плакать. Она забилась в угол, всхлипывая и постанывая, как жалкая, запуганная до смерти дворняга. Вскоре вернулась Марьяна. Увидев дочку, она ужаснулась. Всё тело девочки было покрыто огромными синяками и ссадинами, губы кровоточили, руки и ноги дрожали.
- Что случилось? – мать испуганно бросилась к дочери.
Дашка крепко обняла её за шею, судорожно прижалась дрожащим тельцем и тихонько прошептала: «Дядя Серёжа…»
Шокированная Марьяна вбежала в комнату, где её муж продолжал невозмутимо перещёлкивать каналы.
- Ах ты, скотина! – завопила она и с кулаками набросилась на Сергея. – За что ты избил ребёнка? Тиран! Изверг! Ненавижу!! Ты за всё ответишь! Я сейчас полицию вызову! Если ещё хоть пальцем тронешь мою Дашеньку, я тебе глаза выцарапаю, ножом кухонным тебя зарежу, понял?!
- Так, быстро угомонись! Расходилась! Может, ты тоже хочешь бубна получить?
И Сергей без зазрения совести залепил жене пару пощёчин. Марьяна вскрикнула и упала в кресло.
- Вы у меня во где будете сидеть! – глава семейства красноречиво продемонстрировал свой грозный кулак. – Из-за вас Марго проснулась. Иди к папочке, моя красотулечка!
Глядя на то, с какой нежностью молодой папа обращался со своей дочуркой, трудно было поверить, что в душе он жестокий тиран, способный к рукоприкладству. Всю ночь Марьяна тихонечко всхлипывала, не находя себе места на просторном супружеском ложе. После случившегося ей  как никогда хотелось элементарной защиты и поддержки, совета, как жить дальше. Выпроводив Сергея на работу, она тотчас же позвонила матери.
- Мамочка, мне так страшно! Сергей очень сильно избил Дашку, а потом и меня.
- Вот гад! Ну, я ему задам! – решительно заявила Нелли Романовна.
Теща, не медля, позвонила зятю на мобильный.
- Ах ты сволочь! Ты над моей дочерью измываться вздумал? Да я тебя голыми руками задушу!
Сергей оборвал её на полуслове.
- Спокуха, мамаша! Ты в наши дела семейные свой нос курносый совать не смей! Ну, подумаешь, шлёпнул пару раз – так это ж в целях воспитания! Запомни, тётя Неля, Сергей Чижиков ничего не делает просто так. Мне твоя Марфуша намекала, что там у вас веранда не достроена? Если будешь себя хорошо вести да в тряпочку помалкивать, я вам таких ребят подгоню – за день всё сделают! И заборчик новый организую. Бетонный, как у приличных людей. Ты только шум попусту не поднимай – и так от разных дел голова квадратная.
В чём нельзя было упрекнуть Сергея, так это в том, что он никогда не бросал слов на ветер. Уже на следующий день у родителей Марьяны работала бригада строителей, которую спонсировал великодушный зять. Довольная Нелли Романовна позвонила дочери.
- Марьянушка, как твои дела?
- Я не знаю, что мне делать, мама, - паническим голосом говорила дочь. – Дашка до сих пор не проронила ни слова. Она просто сидит посреди комнаты и смотрит в одну точку. И не кушает ничего, - Марьяна беспомощно расплакалась.
- Ой, да обычное дело! Перепугалась девчонка, но ничего - отойдёт! Раньше детей драли, и вырастали все нормальными  людьми. Так что ничего страшного. Не переживай, всё образуется. Ты, главное, мужа не зли, и будете жить душа в душу. А Серёженьке привет передавай. Он у тебя очень щедрый – такого мужика ещё поискать надо!
Между тем Дашка, щедро получившая дюжину тумаков, словно отключилась от внешнего мира. Её не интересовали игрушки и телевизор, а любая еда вызывала отвращение. При виде дяди Серёжи девочка убегала в свою комнату и пряталась под одеяло. Но однажды он подошёл к ней и легонько потормошил за плечо. Бедняжка жалобно взвизгнула и убежала к маме.
- Чего ревёшь, глупышка? Я тебе конфеток принёс. Держи!
Но девочка их не брала. Она горько плакала,  испуганно прижимаясь к Марьяне.
- Успокойся, Дашенька! Дядя Серёжа тебя больше не тронет! Возьми угощение! – ласково уговаривала её мама. – Даша, если ты будешь вести себя хорошо, дядя Серёжа тебя не обидит.
- Мама, дядя Серёжа плохой! – наконец заговорила Дашка, когда Сергей вышел. – Давай уйдём от него!
- Ну, вот ещё! Что за глупости! Он хороший, просто не надо баловаться.
В последнее время Дашка часто бродила по квартире, как неприкаянная. Никому не было до неё дела. Мама одна тянула на своих хрупких плечах все хозяйственные хлопоты и с каждым днём становилась всё раздражительнее. Дядя Серёжа всё время требовал тишины и мог отвесить  падчерице пару оплеух, если та нечаянно разбудила Маргариту. Младшая сестра, казалось, совсем не собиралась подрастать, чтобы играть со старшей. Она часто плакала и будила Дашку по ночам. С ней мама и дядя Серёжа всегда были добрыми и ласковыми, а Дашу ругали по мелочам. Наивные детские мечты и надежды разлетались в пух и прах.
Как-то вечером Сергей изъявил желание собственноручно переодеть свою малышку.
- Марьяна, почему в комоде нет ни одной чистой распашонки? Почему они все в корзине для белья валяются? А это что за куча лежит?
- Это пелёнки, которые надо прогладить. Вот взял бы, и занялся этим. А то только и знаешь, как меня чихвостить!
Может быть, он изобьет ее до полусмерти, но ей было все равно. Вечно натянутые струны измотанных нервов начинали рваться и пробиваться сквозь маску покорного молчания. -   Я, может, сегодня ни разу не присела! То обед, то уборка, то стирка, то прогулка с ребёнком!
- Дорогуша, это твоя прямая обязанность! – Сергей был в прекрасном расположении духа и не хотел поднимать привычный крик.
- Мама, у меня в трусиках резиночка лопнула, - заныла Дашка. – И пуговичка на платье оторвалась.
- И ты ещё со своими пуговицами! Когда же мне все успеть?
Марьяна обессиленно упала на диван, почувствовав сильнейшее головокружение. Она устала. Она умирает. Ей не справиться, не одолеть в одиночку эту крутую бытовую гору, на которую она отчаянно карабкалась.
- Вот что, Даша, а не поехать ли тебе к бабушке Гале?
- К бабуле? Хочу! – глаза Дашки радостно заблестели.
 Рука Марьяны тут же потянулась  к телефону и набрала спасительный  номер Галины Андреевны. Бывшая свекровь несказанно обрадовалась этому звонку.
- Понимаете, у меня сейчас забот невпроворот. Не могли бы Вы на время забрать Дашку?
- Ну конечно! Можешь приводить её сегодня же.
- Если Вы не возражаете, пусть она побудет у вас несколько месяцев, пока Марго немножко подрастёт.
- С большим удовольствием!
Как давно Галина Андреевна не видела свою внучку! Сколько слез пролила, мучительно скучая по ней. Но всякий раз, когда боль разлуки становилась невыносимой, она одергивала себя: девочке нужна мать. И если внучки сейчас нет рядом, значит, ей очень хорошо с мамой. Что ж, прекрасно – значит, бывшая невестка наконец-то взялась за ум и занимается ребенком. Хотя весть о Маргарите не могла не насторожить мудрую бабулю.
Галина Андреевна сначала не узнала в замурзанной, неряшливой девочке свою прекрасную  внучку. Перед ней предстала худенькая замарашка в грязных колготах и помятом платьице, на котором отсутствовала половина блестящих пуговиц, с несвежими растрепанными тоненькими косичками и неаккуратно вымытым ртом, вокруг которого просматривался трогательный ореол засохшей каши. Марьяне некогда было приводить дочь в идеальный порядок – муж отпустил ее ровно на полчаса. Молодая мать так спешила домой, что едва не забыла поцеловать дочь на прощание. Но Даша, кажется, не очень расстроилась -  она вся утопала в широко распростертых объятьях бабули.
- Деточка, скажи, когда тебя мама купала?
- Не помню. Она Маргариту всё время моет, а меня в ванную не пускает.
Первым делом Галина вымыла внучку, выстирала начисто её одежду и накормила вкусным ужином.
- Ну всё, бабуля, я пожрала – могу валить! – гордо сообщила Дашка.
Галина Андреевна невольно скривилась.
- Дашенька, как ты говоришь? Так некрасиво! Нельзя маленьким девочкам так выражаться.
- Если мама с дядей Серёжей так постоянно говорят, значит, и мне можно.
Бабуля опешила.
- Послушай, солнце, слово «жрать» относится к скоту, а «есть» - к человеку. И ещё – хорошие девочки после еды всегда говорят «спасибо».
- Спасибо, бабуля, - послушно повторила Дашка.
- Пообещай мне, золотко, что никогда не будешь говорить плохих слов.
- А какие они? – в недоумении спросила девочка.
- Ну-у… Давай я тебе лучше расскажу о хороших.
И бабушка начала читать внучке поучительное детское стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Дашка внимательно слушала, а потом облокотилась о плечо бабули и начала засыпать. Галина отнесла её на кровать, укрыла тёплым одеялом и ласково поцеловала.
- Спи, моя крошечка! Сладких тебе снов, родная!
Как давно Дашка не слышала этих слов! Никто так приятно не гладил её по головке и не ворковал рядом так ласково и нежно, пока она не уснет. Только бабуля.  Впервые за всё время девочка почувствовала, что кому-то действительно нужна.
Когда она проснулась рано утром, бабушка уже приготовила завтрак.
- Дашенька, ты куда?
- На кухню! Есть хочу!
- А умыться? А зубки почистить?
- Зачем?
- Ну, как же! Разве ты дома так не делаешь?
 - Нет!
Еще бы! Разве Марьяне было до обязательного утреннего туалета старшей дочери? Ей бы вовремя накормить Маргариту и успеть с вкусным завтраком для мужа, не то всем будет худо! А потом она будила старшую дочь и наспех отправляла ее в детский сад, пока Сергей не уехал на работу и сможет подвезти падчерицу. Об одежде, прическе, а уж тем более зубах Дашки никто особо не беспокоился – разве что девчушка почистит их сама поздно вечером.
Галина Андреевна покачала головой.
- Дорогая, это неправильно. Пойди и сделай то, что говорит бабуля. Это нужно обязательно и каждый день.
Дашка привела себя в порядок и наконец уселась за стол. Но, попробовав недосоленную овсяную кашу, она нахмурила брови, стукнула ложкой по столу и закричала:
- Что за гадость?! Ты что, обалдела! Я это есть не собираюсь! – и тотчас же вывернула тарелку в мусорное ведро.
У Галины Андреевны всё перевернулось внутри.
- Даша! Ты что себе позволяешь?! Как ты с бабушкой разговариваешь?! А с едой как обращаешься? Выбросить еду в мусорник – позорище!
Дашка съежилась на табурете и опустила глаза. Она осознала, что снова отчебучила что-то не то.
- А дядя Серёжа так всегда делает, когда ему мамин обед не нравится, - оправдывалась девочка.
- Значит, дядя Серёжа – хам! – не выдержала Галина. – А ты у меня девочка воспитанная. Запомни: так разговаривать со старшими категорически нельзя. Если тебе что-то не нравится, ты можешь сказать об этом, но ни в коем случае не кричать и не бросать в мусорник тарелку с кашей. Ведь твоя бабуля рано встала, старалась, чтобы внучке угодить. Это надо ценить. А ещё ты должна знать, что нельзя повышать голос на старших, особенно на тех, кто тебя любит. Ты поняла?
- Да, - ответила Дашка.
- Ну, а теперь извинись перед бабушкой.
- Как?
- Ну, как ты перед мамой извиняешься?
Дашка растерянно пожала плечами.
- Нужно сказать: прости меня, пожалуйста, бабуля, я больше никогда так не буду, - подсказала Галина Андреевна.
Дашка покорно повторила эти слова
- Ну, давай я тебе яичницу поджарю, ты её быстро съешь, и мы пойдём на уличку гулять.
- Ура! – обрадовалась Дашка.
Сегодня бабуля повела её на детскую площадку. Дашка сразу же заняла единственную качель. Бабушка Галя качала внучку достаточно долго, но та требовала еще и еще.
- Дорогая, бабуля уже устала. И ты не качайся больше, а то головка закружится.
Однако Дашка не уходила с качели. Она просто сидела, время от времени отталкиваясь от земли ногой, и легонько покачивалась. Вдруг к ней подошёл какой-то мальчик.
- Девочка, а можешь встать? – спросил он, хватаясь за качели.
- Зачем? – насупилась Дашка.
- Ну, ты же не катаешься! А я покачаться хочу.
- Чё? Очумел, с дуба на кактус упал или первый раз с Луны свалился? Пошёл вон! – грозным тоном отрезала девочка.
Родители мальчика возмущённо посмотрели на неё, а потом на ошеломлённую Галину.
- Грубиянка! И чему  вы только учите ребёнка? Пошли отсюда, Артёмка, на другую площадку!
- Ниночка, постойте, подождите! – засуетилась Галина. Но какой смысл объяснять посторонним людям, что у её внучки огромные пробелы в воспитании?
- Даша, мы же с тобой договорились, что ты не будешь говорить плохих слов! Это ведь люди из соседнего подъезда. Что они о нас теперь подумают? Ну зачем ты нагрубила Артёму?
- А как это – нагрубила? – Дашка вопросительно смотрела на бабулю.
- То, что ты ему сказала – грубость.
Снова она сделала всё не так. Но откуда же ей знать, что этого говорить нельзя, если мама с дядей Серёжей ежедневно так общаются? В лексиконе Дашки почти не было других слов, кроме обрывочных ругательных фраз. Хоть девочка и ходила в детский сад, она понятия не имела, как вести себя со сверстниками и завести среди них друзей. Дашка, к большой своей беде, не отличала жадность от щедрости, грубость от доброты. Она видела мир в одном цвете. Никто никогда не объяснял ей человеческих ценностей и не прививал хорошие качества, поэтому сейчас девочка напоминала окружающим сорняк посреди дороги. Галина  Андреевна с ужасом понимала это и старалась исправить положение вещей, но разве могла она за несколько дней вложить в голову внучки то, на что требуются долгие годы? За короткое время Дашка стала посмешищем для всего двора. Дети тыкали на неё пальцем и дразнили, взрослые запрещали своим чадам играть с невоспитанной дикаркой. А соседи, разузнав, что девочка живёт на попечении у бабушки при живых родителях, на всякий случай стали сторониться этой странной неблагополучной семьи. Всякий раз, когда Галина Андреевна возвращалась домой с покупками, старушки на лавочке подозрительно шушукались и бросали на неё осуждающие взгляды. Но ничто не омрачало её счастье и огромную любовь к своей внученьке. А вскоре ее настигла еще одна долгожданная радость.


Рецензии