Мцыри. Урок

В шестом и седьмом классе я училась в восьмилетней школе, где  и преподавала
моя любимая учительница русского языка,- Фрида Моисеевна. Вы только вслушайтесь,
как звучит,- как шорох прибоя в Одессе...
 
Она была маленькая, пышногрудая, с умным красивым лицом и самыми проницательными
и добрыми глазами в мире.
Именно ей я обязана своей любовью к русскому языку.
Именно ей я принесла свои первые стихотворные пробы... До сих пор щеки вспыхивают
от стыда, как вспомню свои "сю-сю-сю-сю, сю-сю-сю"...бррррр!
А ведь она - ничего,- и глазом не моргнула. Только и сказала:
- Пиши, Ирочка, не бросай, - у тебя получается. И читай побольше. Не только
прозу.
Голос - мягкий, доброжелательный.
Как ни парадоксально звучит - но Фрида Моисеевна была настоящей русской интеллигенткой.
С чистейшим звучанием языка и с совершеннейшим его знанием.
И все время хочется говорить о ней только в превосходной степени.

Помню, мы тогда по программе изучали "Мцыри" - Лермонтова, если кто не в курсе.
Читал весь класс по очереди - чтоб не отвлекались и следили за текстом,- как
понимаю сейчас этот метод.
Но я так увлеклась повествованием, что зачиталась...

     Прощай, отец... дай руку мне:
     Ты чувствуешь, моя в огне...
     Знай, этот пламень с юных дней,
     Таяся, жил в груди моей;
     Но ныне пищи нет ему,..

И слезы предательски катятся по щекам, я незаметно вытираю их...

     И он прожег свою тюрьму
     И возвратится вновь к тому,
     Кто всем законной чередой
     Дает страданье и покой...
     Но что мне в том? - пускай в раю,
     В святом, заоблачном краю
     Мой дух найдет себе приют...
     Увы! - за несколько минут
     Между крутых и темных скал,
     Где я в ребячестве играл,
     Я б рай и вечность променял...

 Конец повести близок, как и конец героя... Слезы капают на учебник.
И тут я слышу:
- Тишкина!- и понимаю, что настала моя очередь читать вслух.
Я поднимаю зареванное лицо и смотрю на Фриду Моисеевну сквозь пелену слез.
- Нннет, Тимофеева!- тут же реагирует моя любимая учительница. Чтение продолжается.
Я достаю из кармана фартука носовой платок и спокойно "доплакиваю" "Мцыри" до конца...

Вот такими - строгими, но человечными и должны быть настоящие Учителя.


Рецензии
Спасибо,Ирочка, за урок литературы и человечности. "Мцыри" учили все,наверное, наизусть -отрывками, естественно, а не все. Но гораздо позже, какой бы отрывок ни открывала, впоминался, будто его заучивала. Наверное, просто это произведение такое впечатление производило, что невольно запоминалось. И еще мы в школе ставили спектакли по произведениям классиков. Я была за автора в "Мцыри".
С уважением.

Татьяна Хожан   04.02.2020 00:25     Заявить о нарушении
Да, "Мцыри" просто обязан быть в школьной программе, поскольку
такие произведения воспитывают чувства...
Спасибо, Танечка, за отзыв.

Ирина Тишкина 3   05.02.2020 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.