Время выбрало нас. 7. Военные советники

Очерки о судьбах воинов-афганцев. К 31-ой  годовщине  вывода советских войск из Афганистана. Читайте начало из ранних публикаций.

Всего через Афганистан прошло до двух тысяч военных советников разного ранга. Они возглавлялись Главными военными советниками, которые работали при Министерстве обороны Афганистана. Советники были  в звене: армейский корпус, дивизия, бригада, иногда до отдельного батальона, дивизиона.

Главными военными советниками в разные годы работали генералы армии А.М.Майоров, М.И.Сорокин, Г.И.Салманов, Н.Ф.Грачев, генерал - полковники В.А.Востров, М.М.Соцков, Б.П.Шеин. Генерал армии М.А.Гареев являлся Военным советником Верховного Главнокомандующего - Президента республики Афганистан после вывода советских  войск. Под   руководством  некоторых из  них автору  довелось  служить в войсках Прибалтийского военного округа, в Группе советских войск в Германии и непосредственно  в Афганистане.

За период пребывания советских войск в республике Афганистан  погибло 180 и ранено 664 военных советника. 19 января 1982 года  вертолет, на котором летел генерал-лейтенант П.И.  Шкидченко и ряд офицеров, был подбит моджахедами  из засады, упал и загорелся. Петр Иванович Шкидченко был заместителем главного военного советника - начальником группы управления боевыми действиями при Министерстве обороны Демократической республики Афганистан.

Петру Шкидченко Указом Президента РФ от 4 мая 2000 года за мужество и героизм, проявленные во время исполнения воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Его сын Владимир Шкидченко, генерал армии, бывший министр обороны Украины вспоминает:

- Когда, после смерти отца, мне вместе с матерью пришлось побывать в так называемой «десятке» (10 главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР), один из начальников этого управления сказал: « А вы знаете, что в Афганистане Петру Ивановичу объявляли взыскания? Он ведь несколько раз нарушал установленный порядок: брал в руки автомат и сам поднимал афганских солдат в атаку»!

Я тогда абсолютно искренне ответил:

 - Думаю, что такие взыскания гораздо выше, чем многие награды…

Генерал-лейтенант П.И.Шкидченко – гордость и слава ушедшего государства, он с достоинством мог сказать о себе: «Честь имею!»

В Афганистане погибли генерал-майор Н.А.Власов, генерал-лейтенант А.А.Драгун, генерал-майор В.Н.Хахалов, генерал-майор Л.К. Цуканов, полковники  В. Мельниченко, А.В.Еременко и другие. Наиболее трудно приходилось советникам в полковом звене, как в морально-политическом, так и в бытовом отношении.

Нередко угроза их жизни исходила не от моджахедов, а от складывающейся обстановки. Мой бывший подчиненный - заместитель командира артиллерийского дивизиона 167 гв. мотострелкового полка 1 гвардейской Пролетарской Московско-Минской пятиорденоносной мотострелковой дивизии, направленный в Афганистан в качестве советника, майор Иван Здоровенко  погиб от рук солдат афганского полка. Полк  под влиянием мулл взбунтовался, и солдаты подняли на штыки советников, которые были призваны им помогать.

В Афганистане ислам – основа всего. И, когда здесь были советские войска, оппозиция очень широко использовала термин « джихад», то есть священная война против неверных. Причем, в понимании мусульманина «джихад» - это пожизненная религиозная обязанность, которая сопровождает мусульманина до дня страшного суда, то есть до самой смерти.    

Первая степень «джихада» - интуитивная. Мусульманин должен сердцем распознать неверного. А другая степень - воевать за веру, за Аллаха. Смерть за Аллаха – почетная смерть.

У них есть боевой клич - «Аллах акбар!», что значит  «Бог самый великий» или в нашем понимании «Аллах превыше всего!»

Так вот, мусульманин, принимающий участие в этой священной войне, и является моджахедом, борцом за веру. А душманами их нарекли уже наши солдаты. Душман в переводе с дари - враг. Душманы, духи – эти названия стали жаргонными словечками у солдат.
             

                х  х  х

Были советники при  министерстве государственной безопасности, министерстве внутренних дел, партийных органах     всех уровней вплоть до ЦК НДПА. Они не находились в подчиненни у  военных властей. Это нередко приводило  к несогласованности в работе, порождало противоречия, а иногда и интриги одних   против других. Не было должного обмена получаемой информацией между советскими представителями различных ведомств.

Так до конца  не был решен, в том числе и политическими советниками высокого ранга, вопрос о том, что делать с людьми, которые перешли на сторону народной власти: ставить их в строй и давать оружие? Это стало глобальной проблемой в период проведения политики национального примирения. За подготовку, переход, а если точнее сказать, за покупку бандформирований афганские военные начальники  получали ордена, звания. А где политический результат?!  Его зачастую не было или он имел  совсем малый эффект. Банде за то, что она перешла на сторону Наджибуллы, платили немалые деньги, а потом эта банда снова уходила на сторону врага. Проблем, таким образом, было немало.

                х  х  х
 
После вывода советских войск Главным военным советником при Верховном главнокомандующем - Президенте республики Афганистан был  назначен генерал армии  М.А.Гареев. 

Моя служба в Афганистане проходила под его руководством.  Он прошел Великую Отечественную войну, воевал с милитаристской Японией, прошел должности командира полка, дивизии.  С отличием окончил академию им. М.В.Фрунзе и с отличием Академию Генерального  штаба Вооруженных Сил  СССР. Работал военным советником в Объединенной Арабской республике Египет. Он – доктор военных и доктор исторических наук, является Президентом Академии военных наук. Автор многих книг и научных трудов. Прибыл в Афганистан с должности заместителя Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

При Министерстве  обороны Афганистана  была группа советских военных советников в количестве 7 генералов и  15 полковников.

Я всегда по-доброму вспоминаю тех, с кем шел рядом в этой непростой боевой обстановке. Советником при Министре обороны генерал-полковнике Шахнавазе Танае был мой бывший командующий  1-ой танковой армии в ГСВГ генерал-лейтенант Шеин Борис Петрович, впоследствии генерал-полковник.
 
Мы знали, что Ш.Танай готовит переворот. Естественно знал об этом и Президент Наджибулла. Но чтобы потом не пала тень подозрения, и  не обвинили  в пособничестве заговорщикам, Б.П.Шеин  под видом отпуска заблаговременно был отозван в Москву, и больше к нам в Кабул не вернулся.

Его сменил генерал-лейтенант В.А. Шаповалов, прибывший с должности 1-го заместителя командующего Приволжского военного округа. С ним мы также дружно работали до моего убытия из Афганистана.

Советником Начальника Генерального штаба афганской армии работал генерал-лейтенант Мячин Лев Семенович. Во время командировки вместе со своим подсоветным  в Кандагар, он  получил ранение,  но остался в строю до конца командировки.

При заместителе министра обороны по вооружению  советником работал генерал-майор Томашевский  Степан Владимирович, душевный человек, с которым  у меня сложились добрые, дружеские отношения. Когда я получил по представлению генерала армии М.А.Гареева воинское звание «генерал-лейтенант» и отмечал это событие в Львове, Степан Владимирович, находясь в отпуске, принял участие в этом мероприятии вместе с женой Эльвирой Григорьевной.

Советником при командующем ВВС афганской армии работал сначала  генерал-майор Колодий Геннадий Васильевич, а затем генерал-майор Аносов Геннадий Автономович, первый заместитель командующего воздушной армии  Дальнего Востока. С обоими у меня были самые теплые взаимоотношения.

Полковник Медведев Н.В., подполковник Щербаков В.М., полковник Гончарук Н.А.,полковник Саранцев В.С.,полковник Купцов Ю.А. – работали советниками при  заместителях министра и начальниках родов войск.

Полковник Цынгуев К.А, полковник Кобыляка С.К., полковник Жбанов И.М. работали по авиационным вопросам. Ряд специалистов  помогали в решении вопросов  связи, горючего,боеприпасов.

Были офицеры – операторы, переводчики, врач, специалисты  космической связи.  До середины марта 1990 года в составе группы специалистов при Главном военном советнике находились  несколько прапорщиков и солдат – водителей  автомобилей, боевой машины пехоты, бронетранспортеров.

В разное время, для  консультаций  и решения специфических вопросов,   вызывались  не только военные, но и гражданские специалисты.

(с) Тимин Л.В.

История, эта продажная девушка... Как часто ее искажают и перевирают. Лишь только тот кто прошел через войну знает, что это такое. Лишь таким можно верить.

Пишу бесхитростно и от всего сердца. Буду рад обратной связи.

Читайте продолжение от участника этих событий боевого генерала Тимина Л.В. Далее


Рецензии