Ч. 11 Чем тебя я огорчила

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/31/2131

Баркарёв твердил начальству и жандармам, что приглашал поляка только как врача к заболевшим матросам. Это объяснение всех удовлетворило. Судя по секретным документам, у него установился плотный контакт с жандармами, его повысили в звании.

В 1848 году подпоручик Баркарёв докладывает, что беспорядки в Молдавии подавляются молдавским князем и турками, а в 1849 году -  о появлении большого числа поляков в Тульче.

При таможенном осмотре турецкого коммерческого брига,  по его словам,   схватили поляка Михайло Гурского и в цепях отправили в Измаил. Последнее, что я прочитал в этом секретном деле, - донесения Баркарёва о назначении Пулавского (Ахмед бея)  турецким генеральным консулом в Сербии и об отъезде из Тульчи на австрийском пароходе сообщника «Ахмед бея», Александра, фамилию которого -Журавский - жандармы уже знали.

Повышенная бдительность, слежка за поляками усилились после восстания в 1846 году в Кракове. Сначала было задумано поднять новое восстание во всех трёх частях разделённой Польши, но арест в Пруссии руководства заговорщиков, участников Польского демократического общества, сорвал эти планы.

Тем не менее,  в ночь с 21 на 22 февраля  в Кракове началось восстание. Польские повстанцы выбили австрийские войска из города. Восставшие издали «Манифест национального правительства», в котором говорилось:

«Поляки! Час восстания пробил – вся растерзанная Польша поднимается и сражается… Нас двадцать миллионов, так восстанем все как один, и нашу мощь не одолеет никакая сила».

В Манифесте обещалось ликвидировать сословные различия и дать крестьянам землю. Но отклика в крестьянской среде эти призывы не нашли. У крестьян были в памяти последствия восстания 1830-1831 годов.

Вот как вспоминал (эти воспоминания были опубликованы в дореволюционном журнале «Русская старина») офицер, участвовавший тогда в подавлении восстания, что оставалось на территории Польши после прохождения русской армии:

«Я видел целые деревни, ограбленные начисто и брошенные жителями. В некоторых оставались ещё полуголодные  жители; с каким-то отупелым равнодушием они смотрели, как у них отнимали последний кусок хлеба.

Народного ожесточения не было и следа. Фуражиры иногда давали расписки, и я сам видел целую пачку таких расписок, данных одному помещику на русском языке. В этом курьёзном документе было сказано: «Расписка дана пану N в том, что чем тебя я огорчила, ты скажи, любезный мой. Лубенского гусарского полка поручик N».

Фамилия была невымышленная и написана чётко. Офицера этого я после знал. Их было два брата. Этот был младший».

Крестьяне восстание не поддержали. Руководитель Краковского восстания, польский философ, писатель Эдвард Дембовский был убит. Свободный город Краков был включён в состав Австрии.

Ошибка революционеров была в том, что они не вели агитационной работы в деревнях. Большинство крестьян Галиции борьба за национальную независимость не волновала. Для них врагом были помещики и шляхта.

Между ними были неразрешимые конфликты, вызванные крепостной зависимостью и барщиной. Поэтому во время Краковского восстания крестьяне в Галиции выступили против повстанцев и помещиков.

За каждого пойманного повстанца австрийские власти выплачивали крестьянам денежную премию. Но, когда с их помощью Краковское восстание подавили, то власти принялись за самих крестьян, которые успели разграбить и сжечь свыше 450 помещичьих усадеб и убить свыше тысячи человек помещиков, членов их семей и челяди.

Пролитая кровь надолго разъединила крестьян и землевладельцев.

В 1848 – 1849 годах  почти во всей Европе начались революционные выступления и борьба за национальную независимость. Эти годы назвали «Весной народов». Сначала эти события начались в Сицилии, а потом стали распространяться в Европе.

Но революция победила только во Франции, а в остальных государствах была подавлена, однако она привела к созданию парламентов и принятию конституций, гарантирующих гражданские права и свободы.

Не обошли стороной эти события и польские земли.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/02/1752

 


Рецензии
Читая Ваше произведение, Владимир, Я пришла к выводу, что совсем
не знала истории отношений Польши и Российской Империи.
Спасибо Вам за познавательный материал!
С теплом и уважением, Варвара.

Варвара Можаровская   25.03.2020 20:51     Заявить о нарушении
Я старался.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   25.03.2020 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.