Квартира за выездом. Глава 1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОММУНАЛЬНЫЙ АД

========= 1. Пир вскладчину
Дом — с коммунальными квартирами, в которых жили по нескольку семей — доживал последние дни. Напротив, на пустыре, где мальчишки гоняли мяч, а молодёжь каждый вечер натягивала сетку и азартно играла в волейбол, собирая столь же азартных болельщиков, — на пустыре воткнулись крышами в небо три восемнадцатиэтажных дома с громким названием «Президентский комплекс», и им понадобилось место для автостоянки.
И вообще, не к лицу элитным апартаментам соседство с плебейской пятиэтажкой, к тому же коммунальной, слово-то какое… Народные коммуны — это, кажется, в Китае? А нам коммунизм ни к чему, нам стоянка нужна, мест в подземном гараже не хватает, поскольку машина есть у каждого члена семьи, а как же иначе? А тут — этакое допотопное безобразие с пожароопасными деревянными перекрытиями и столь же опасными газовыми колонками для нагрева воды.

Недолго думая, владельцы элитных квартир, которых местные старожилы прозвали буржуями, обратились в мэрию. Мэрия, так же недолго думая, пошла навстречу, и «безобразие» решено было снести. Так что переселению в новые, отдельные квартиры обитатели коммуналок были всецело обязаны «буржуям».

Забыв недавние распри, жильцы поздравляли друг друга — всех ждали отдельные квартиры, правда не элитные, как в «Президентском комплексе», зато — с кухней, которая — только твоя и больше ничья. С плитой, на которой все четыре конфорки твои, и можно одновременно варить суп и жарить котлеты. С ванной, в которой в любой день можно устроить стирку (в коммуналке ванная комната была одна, ею пользовались по строгой очереди, у каждой хозяйки был свой день). С коридором, который в коммуналке мыли по очереди: одни добросовестно, другие — оставляя на полу разводы и расталкивая по углам мелкий мусор.
Неужели такое возможно? Неужели?

Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать: в соседнем доме, который тоже шёл под снос, жильцам начали выдавать смотровые ордера на новые квартиры. Значит, выдадут и им. В Нининой квартире на общей кухне сдвинули столы и устроили прощальный пир вскладчину. Смеялись, шутили, угощали друг друга пирогами и закусками, с весёлым звоном чокались рюмками, заедали водку квашеной капустой и вперебой хвалили хозяек.
Жили в коммуналке недружно, ссорились, злословили, завидовали, сплетничали, случалось — не разговаривали неделями. Но теперь, сидя за столом, вспоминали только хорошее, тепло поздравляли друг друга и гадали, где кто будет жить. Неожиданно выяснилось, что расставаться не хочется никому, и все переживали по этому поводу и всерьёз собирались просить, чтобы им дали квартиры в одном доме, а ещё лучше в одном подъезде.

Нина молча жевала салат. Вокруг смеялись и радовались, а ей хотелось плакать. В этой квартире прожиты самые счастливые годы, она хранит воспоминания о том, чего уже не вернуть: о детстве и первой любви, о бабушке и маме, которые её любили, а больше никто не любил. Все её двадцать шесть лет — пятнадцать с бабушкой, четыре вдвоём с мамой и ещё семь, когда Нина осталась одна — вся жизнь прожита здесь, в маленькой тринадцатиметровой комнатке. Комнатка была угловая, одно окно смотрело на запад, другое на юг, солнце кочевало по ней весь день, и рыжие обои казались золотыми. Жаль, что нельзя снять их со стен и взять в новую жизнь.

Рыжие обои они клеили вдвоём с бабушкой. Выцветший матерчатый абажур с длинной бахромой был тоже бабушкин (бахрому маленькой Нине очень хотелось потрогать, но было не дотянуться). Круглый стол, накрытый плюшевой скатертью, помнил уютные домашние вечера, которые Натэла Георгиевна, Нинина мама, называла посиделками. Венские стулья, с которыми стол был неразлучен, настороженно поскрипывали, словно спрашивали: «Ты ведь нас не оставишь? Возьмёшь с собой?» — «Возьму» — пообещала стульям Нина. Но они всё равно тревожились, переминались на гнутых ножках, скрипуче переживали. А стол молчал, ни на что уже не надеясь. Он прожил в этой комнате долгую жизнь, с готовностью подставляя широкую спину кастрюлям, тарелкам и чашкам. Он помнил бабушкины руки. Он был непременным участником вечерних чайных посиделок.
В детстве Нина любила сидеть под столом на деревянных перекладинах, под плюшевым уютным  шатром свисавшей до пола скатерти.
— Где же она? Куда подевалась? Вот только что здесь была, и исчезла! Пропала девчонка, и искать не знаю где! — восклицала бабушка. Нина под столом хитро улыбалась и изнывала от любопытства: что будет делать бабушка? Столу нравилась эта игра, он был с Ниной заодно и не выдавал её ни скрипом перекладин, ни шелестом сползшей набок скатерти, которую Нина сжимала в кулаках.

Прожив со своими хозяевами долгое время, вещи обретают душу: они умеют думать, умеют сопереживать. Нина чувствовала их тягостное молчание, и расставание было для неё таким же невыносимым, как для потемневшего от времени комода из морёного дуба, с пузатыми боками и фасонистыми дверцами. Комод был неподъёмным. Она заплатит любые деньги, но не оставит его здесь умирать.

А дом, который помнит бабушку и маму, исчезнет с лица земли. И старые берёзы во дворе. И скрипучие качели. И песочница с горкой  жёлтого песка, в котором деловито возилась малышня. Здесь продолжалось — уже без неё — её детство, носилось наперегонки по дорожкам, мелом расчерчивало асфальт на квадраты «классов», отправлялось дружной ватагой на поиски сокровищ в заросшем лопухами ближнем овраге.
Не будет — ни дома, ни детства, и серебристый тополь не будет бросать в её окно красно-жёлтые серёжки. Нина брала их в ладонь — нежные, пахнущие весной — подносила к лицу и вдыхала горьковатый аромат, наполняющий душу незнакомой радостью.
                * * *
Принято считать, что жизнь в коммунальных квартирах это ад: каждодневные склоки и ссоры с соседями, жалобы в домоуправление и заявления в милицию. Нина Дерябина, прожив в коммуналке двадцать шесть лет, могла утверждать как очевидец (поскольку участником событий не являлась), что — не было никакого ада, была обыкновенная жизнь.
Кроме Нининой, в квартире были ещё четыре комнаты. В самой большой, с балконом, жил Витька Баронин, его родители, тётя Рая и дядя Митя (в просторечии Раиска и Митяй), и бабушка, которая на самом деле была бабушкой Митяя, а Витьке приходилась прабабушкой.

Две смежные комнаты (одна переделана из кладовки с крошечным окошком под самым потолком) занимала чета Зверевых, Анна Феоктистовна и Иван Анатольевич. Оба были, как говорила бабушка, преклонного возраста, и маленькая Нина не понимала, почему они должны преклоняться. А «преклонялись» Зверевы перед всеми жильцами квартиры: ни с кем не ругались, мыли не в очередь коридор, разрешали пользоваться своей конфоркой на кухонной плите, уступали свой «ванный» день, если их об этом просили, и даже готовили у себя в комнатах, на электрической плитке, а на общей кухне только кипятили чай.

В дальнем конце коридора была ещё одна комната — самая лучшая в квартире, с эркером и камином. Камин, правда, не функционировал, но смотрелся аристократично, а каминная полка из розового мрамора с мраморными пухлыми купидонами являлась предметом жгучей тёти Раиной зависти. Здесь обитала панна Крися, Кристиана Анджеевна Злочевска, остроносая старуха с пронзительными глазами и неизменным пучком волос на затылке. В пучке торчал черепаховый гребень, инкрустированный голубыми опалами.
Панна Крися была настоящей дворянкой с польскими корнями. До революции вся квартира принадлежала её родителям, Нина знала об этом от бабушки, а та от Раиски Барониной, которая знала всё про всех. С лёгкой Раискиной руки комнатку с эркером прозвали «крысиной норой», а панну Крисю крысой.

Нина с Витькой, изощряясь друг перед другом, придумывали старухе прозвища, из которых самыми ходовыми были: Злыдня, панна Крыся, Кристина-балерина и Кость. Последние два прозвища Кристиана получила за немыслимую худобу. Прямая как гвоздь, с торчащими как у вешалки плечами и впалыми щеками, она была красива аристократической утончённой красотой, с которой не смогла справиться старость. Знаток назвал бы этот феномен породой. Жильцы квартиры знатоками не были и считали, что Кристиана «дерёт морду кверху» и «строит из себя дворянку». А она не строила, просто жила — оставаясь той, кем была по рождению.

Для детей Кристиана была живой игрушкой (назвать её бабушкой не поворачивался язык). Панну Крисю оба понарошку боялись и, встретив в коридоре, со всех ног разбегались по комнатам прятаться: «Злыдня идёт!» Такая была игра.
О том, каково было Кристиане Анджеевне в роли «злыдни», дети не задумывались. Детские поступки порой более жестоки, чем намерения. Впрочем, панна Крися на детей не обижалась, угощала леденцами, которые всегда носила в кармане вязаной кофты и бормотала «пся крев» (польск. ругательство: собачья кровь).

В коридоре она всякий раз оказывалась не случайно: подслушивание под дверями и подглядывание в замочные скважины были её излюбленным занятием. Увиденное и услышанное панна Крися пересказывала соседкам, улучив минутку, когда оставалась с каждой наедине. Соседок Кристиана называла пани Раей и пани Аней, добавляя к имени вежливое «пани». И шептала на ухо всякую грязь, услышанную мельком и додуманную панной Крисей до логического конца, в который трудно было не поверить.

Наверное, в сталинские времена её бы взяли в штат НКВД секретным сотрудником и платили бы немалые деньги за обстоятельно написанные доносы и виртуозно обработанные сплетни. Но те времена давно миновали, и панна Крися осталась не у дел. Впрочем, свою ложку дёгтя в пресловутую бочку мёда она вносила, неизменно оставаясь в стороне от разгоравшихся скандалов. С вечно вздёрнутыми плечами, приподнятым подбородком, царственной осанкой и лебединой плывущей походкой — Кристиана Анджеевна всем своим видом показывала, что она вне подозрений и вообще, её хата с краю.

Хорошего во все времена бывает больше, чем плохого. Витькина прабабушка, мастерица печь пироги, делилась с соседками секретами выпечки. Нинина мама сушила в духовке необыкновенно вкусные сухари, натирая хлеб душистыми приправами. Зверевы угощали всех квашеной капустой, которая у Анны Феоктистовны выходила вкуснейшая, с прозрачными ломтиками антоновских яблок и розово-красными ягодками брусники.
Панна Крися смотрела на капусту с презрением, а к пирогам была равнодушна (воздухом питалась, по определению Раисы). Сама она никого ничем не угощала, исключая дешёвые карамельки для детей, но являлась ценным источником информации о жильцах (по мнению соседок, правдивой и исчерпывающей).
Дети в скандалах и перепалках не участвовали и дружили. Витька был старше Нины на полтора года и относился к девочке по-рыцарски. Всё у них было общим: друзья и враги, игрушки и конфеты, и даже тайна.
Тайна заключалась в том, что когда Нина с Витькой вырастут, они поженятся. Нина сначала отказывалась, вот ещё, зачем ей Витька, ей лучше с бабушкой. Но Витька умел уговаривать. Нина Баронина — это лучше, чем Нинка Дерябина, все девчонки будут завидовать, весь двор! А жить Витька согласен у них, если Нинина мама не будет его распекать за двойки и награждать подзатыльниками, как Раиса. Нина подумала и согласилась.

В 1969 году Витьке исполнилось семь лет, он стал первоклассником и страшно гордился и важничал. Нина испытывала горькую зависть: ей в школу только через год, и целый год она будет маленькой, а Витька большим. От обиды Нина расплакалась, и тогда Витька поступил как настоящий мужчина: о тайне было объявлено всей квартире.
«Молодым» устроили помолвку, на которой жених с невестой объелись конфетами и обпились сладкой газировкой. Нина надела своё самое красивое платье и нацепила на голову кисейное покрывало, находчиво снятое с подушки (с разрешения бабушки). Витька красовался в отцовской широкополой шляпе с высокой тульей. Разряженные в пух и прах, они степенно ходили по коридору и принимали поздравления.

«Через десять лет вырасту и женюсь на тебе по-настоящему» — пообещал Витька. С того дня прошло двадцать лет, а обещание так и осталось обещанием. Циничный смысл поговорки «обещать — не значит жениться» к ним с Витькой не имел отношения, просто так вышло, и никто не виноват.

Из воспоминаний её выдернул голос Витькиной матери.
— А ты чего смурная сидишь? И рюмка полная у тебя. Нет, Ниночка, так не годится. Пей давай, а то нальём штрафную! — шутя прикрикнула на неё тётя Рая, и Нина заставила себя растянуть губы в улыбке: всем весело, всем хочется поскорее уехать, распрощаться навсегда со старой жизнью.

Губы молча сопротивлялись, не хотели улыбаться и стали словно резиновыми. Нина их понимала, ей тоже отчаянно не хотелось прощаться — с детством, которое навсегда останется здесь, в бабушкиной комнате, и с мечтами о счастье, которые не возьмешь с собой в другую жизнь. Они останутся здесь, в старом доме, и вместе с ним обратятся в пыль. Впрочем, детство давно кончилось, а счастье к ней так и не пришло, так о чём жалеть?

А ночью к ней пришла бабушка, ласково коснулась волос: «Что ж поделаешь, мне тоже жалко наш дом… Сломают, некуда мне будет приходить. А ты меня не забывай, вспоминай. И эту комнату, и как мы тут жили. Помни, Нани, когда люди умирают, или просто уходят от нас, это уже навсегда. Вот и мама от тебя ушла, и Витька… Он не вернётся. Не жди его.

"Я не хочу навсегда!" — крикнула Нина… и проснулась. Она никуда не уедет. Останется здесь — с рыжими обоями, золотыми от солнечных лучей. С Витькой, который к ней не вернётся. С бабушкой Машико, которая приходит к ней ночью из лунного света и гладит по волосам.
     ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2020/02/02/1583


Рецензии
Добрый вечер, Ирина.
Так вот что значит "квартира за выездом". Сначала задумалась о значении выражения.
Иллюстрация сразу погружает в тот мир. И ваш текст начинает рисовать и конструировать неспешно и тщательно по деталям и точечным подробностям жизнь этого дома, который не просто дом, а такой себе мирок.
И в этом мирке хочется пожить и разобраться.
Ловлю себя на том, что знаю такие переживания расставания с домом детства. Мой уже снесён, и я изредка бывая в своем селе, обязательно пройду мимо, чтобы взглянуть и замереть душою в том времени, вспоминая счастливое детство.
Написано так хорошо - просто как кино смотришь.

Александра Шам   10.05.2021 22:57     Заявить о нарушении
Александра, спасибо за сопереживание, за чувства, которые испытываю и я, когда приезжаю к бабушкиному дому на Нагатинской улице, близ Коломенского. Он стоит до сих пор, смотреть на него почему-то тяжело, в нашу бывшую коммуналку мне уже не войти, и бабушкино окно исчезло,его давно заменили новым, пластиково-чужим,и занавески чужие - сине-золотые, красивые... чужие. Делаю вид, что читаю объявления на дверях подъезда, и прикасаюсь рукой к серым кирпичам. Здравствуй, дом. Ты меня помнишь? Это же я! Пожалуйста, ну пожалуйста, узнай меня! А в ответ молчание. Забыл. Столько лет прошло...
На свиданку с домом езжу нечасто, раз в несколько лет. И каждый раз мне невыразимо тяжело.

Ирина Верехтина   12.05.2021 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.