Два урока от капитана борцу за справедливость

Урок первый, познавательный, или “Как три простых вопроса всё решили”.

Приезжает к нам из управления профком. Отчетно-“перевыборное” собрание или что-то такое. Всех в кинозал. Выступавшая говорила долго и попусту. В конце спрашивает, какие вопросы. Вспомнив политзанятия, задаю конкретный вопрос:
 – Вот у нас на плавбазе фонд заработной платы 5 млн. рублей. Это зарплата экипажа за год. Каждый платит 1% зарплаты профсоюзу. Значит за год мы отдаём профкому 50 тыс. руб. профсоюзных взносов. Какая часть из этой суммы возвратилась нашему экипажу?
В советское время при средней зарплате по стране 120 рублей в месяц это были колоссальные деньги. Вроде простой вопрос, а такой длинный запутанный ответ, а точнее никакого ответа…
Был у меня по молодости грех: повыпендриваться на собраниях. Ну, и получил. Выбирают меня председателем народного контроля.
И понеслось: кому-то что-то на складе у завпрода померещилось, кому-то чего-то в столовой не хватило – идут ко мне. Переругался с камбузом, завпродом, бухгалтерией, всех достал, но хожу с гордо поднятой головой. А тут новое интересное дело проглядывается.
Привезли разнарядку, “японские колониальные товары”: джинсы, аляски, куртки. Коробки хоть и иностранные, но народ грамотный, на коробках написано что внутри и в каком количестве. Понятное дело, наши же и перегружали.
А через пару дней на переходе разнарядка. Врывается ко мне разъярённая толпа, кричат: мол, магазинщица оборзела, экипаж дурят, перегружали столько-то, в разнарядке не хватает столько-то, все видели, сколько чего перегружали, а сколько на разнарядку выделили, чуть ли не по судовой трансляции объявляли!
Народ негодует, дело серьёзное. Тут надо уже к капитану.
Капитан слушал молча. Не понимаю, как он так моментально, в одну секунду всё просчитал? Снимает телефонную трубку:
 – Собирайте собрание. Общесудовое.
Полный зал, меня на сцену:
 – Рассказывай, что случилось.
Опять начинаю эту “бухгалтерию”: выгружали столько, в разнарядке столько, не хватает столько.
Капитан спрашивает:
 – Кто сказал, сколько выгружали?
Объясняю:
 – Так все видели, все знают, там же на коробках написано.
Капитан мне:
 – Ты видел коробки?
 – Я нет, не видел.
Капитан:
 – Кто видел? Кто может подтвердить?
Полный зал… И тишина… Мёртвая тишина… Слышно, как где-то в машинном отделении работает главный двигатель: тик-так, тик-так…
Никто ничего не видел. Обсуждать нечего. Вопрос закрыт. Собрание закончено.

P.S.
И всё-таки мне кажется, что “тальманы” от народа посчитали правильно. Слишком много их было, и так кричали.
P.P.S.
Я вот потом представил, а вдруг кто-нибудь из тех, кто ко мне приходил, встал и  подтвердил бы? Что тогда? Думаю, ничего. Ничего бы не было. Болтались бы в море без рыбы, без топлива, без тары. Капитан отвечает прежде всего за безопасность. А “договариваться” с танкерами, перегрузчиками, рыбаками, инспекторами не его обязанность. Хороший хозяйственник не должен быть слишком правильным. Может и нашлись бы недостающие джинсы, аляски, куртки. А может у капитана был какой то другой ход заготовлен. Но для четырёхсот человек экипажа несколько пар джинсов погоды не сделают. Все приехали зарабатывать. Все хотят и заработков, и разнарядку, и выглядеть благонадёжными. Конечно, с другим капитаном что-то бы мы получали, экономика то у нас была плановая, а вот заработков, наверно, не было.


Урок второй, воспитательный, тяжёлый.

Сделали из меня на плавбазе борца за справедливость. “Кристальной души человек”. Хожу по пароходу такой правильный, праведный, только нимба над головой не хватает. Всех достал.
Приходим в Находку. Капитан договорился с японцами: пригнали в Находку 200 б/у машин. 30 авто выделили нашему экипажу, на остальные “наложил лапу” Сахалинрыбпром. Ещё пришли корейские видики с телевизорами. Кто отработал в ХБПТФ 10 лет имеет право на машину. Договаривался насчет иномарок капитан, а потому и распределял автомобили сам. Мне, видимо, в воспитательных целях выделяет “Тойоту-Старлет”. Еду на стоянку посмотреть, что за тачка: маленькая, меньше горбатого “запорожца”, литровый двигатель, правый руль, да ещё и с двумя дверьми. Если кого-то подвозить, то надо сначала самому из машины вылезти. “Бомбить” на такой в 90-е не получится. К тому же на пересылку надо 20 тыс. руб. (ещё тех советских, которых наличными то нет). Лучше бы я видик с телевизором взял.
Выхожу с парковки, навстречу капитан, тоже на автостоянку приехал.  Поздоровались. Вид у меня невесёлый. Спрашивает:
 – Не нравится машина? А что, не знаешь, что делать? Вон там видишь начальник стоянки? Он теперь главный по машинам. Ему всё равно какие машины Сахалинрыбпрому уйдут: он отвечает за количество. “Договаривайся”, – намекнул капитан на взятку начальнику стоянки, – я что ли должен за тебя твои проблемы решать? Кому это надо? Мне или тебе? Вперёд, тебе жить!


Рецензии