Править Конституцию оказалось не просто...

ПРАВИТЬ КОНСТИТУЦИЮ ОКАЗАЛОСЬ НЕ ПРОСТО

Послышались голоса: с этого и надо было бы начинать Президенту РФ, лет двадцать тому назад, одновременно, заступив на должность и наложив на неё, на Конституцию руку в момент принятия торжественной присяги, сразу же запустив в работу проект нового Основного закона. Ибо, старый был написан под диктовку России американской администрации. 

Не знал об этом новый лидер страны после царя Бориса? Наверняка знал. Но время диктовало другие устремления, масштабность планов и задач, сложная внутриполитическая и международная обстановка, не давали сил на все сразу - возразят оппоненты, и от части, замечу, будут правы. Но, только  отчасти.

Кто бы мог предположить в 2000 году, что через двадцать лет - инициатива Владимира Путина о внесении поправок в Конституцию РФ наделает столько шуму, разбудит депутатов Государственной Думы, и встряхнет. В связи с чем, в условиях ограниченного времени, отведенного для внесения изменений, думцам придется выдержать серьезный экзамен на зрелость и умелость…

Это же Основной закон, понимать надо. Не по карманам мелочь тырить.
А поправить Конституцию оказалось не так просто. Так давайте сегодня об этом и поговорим.


Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости ютуб-канала Святая Русь!

У микрофона автор и ведущий Павел Спивак. Вспоминается мне сегодня один случай из своей далекой студенческой поры. Учась на юридическом факультете, преподавал курс конституционного и международного права - заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, профессор Кудинов. К сожалению, имя сегодня не припомню.

Учился тогда я в Минске, столице Белорусской ССР и приходилось изучать право РСФСР и Беларуси. Так вот профессор Кудинов - был одним из авторов проекта Конституции БССР. Притом, что - казалось бы, тогда действовала одна из лучших редакций Конституции СССР 1977 года, которую мы все знали как Брежневская. И что тут писать в Конституции Беларуси, бери аналог, срисовывай и живи себе на здоровье…

На одном из семинаров мы, слушатели Академии МВД СССР, задали преподавателю - профессору и зав. Кафедрой вопрос: Как долго пришлось потрудиться над проектом Основного закона Беларуси. На что получили ответ, не то - чтобы много, почти всю жизнь. Уточню, профессору на тот момент было чуть более пятидесяти лет. Вот наглядный пример подхода к работе над Основным законом республики.

Сегодня, буквально в авральном режиме вносятся поправки в Конституцию России, а, как известно - быстро хорошо не бывает. Не ерничаю по этому поводу. Просто провожу сравнительные аналогии. Придется поломать голову над поправками, оно и понятно…

Конституция современной России далеко не безупречный, со многих позиций обсуждения, документ. Документ, лишивший нас в известном смысле государственного суверенитета, а примат международного права над российским законодательством, так и вовсе надел петлю на шею страны, затянув удавкой.

Инициатива Президента понятна, хотя и внесена с большим, как сказал выше, опозданием. И если бы не повод укрепления собственных позиций, ещё не известно - сколько бы продолжался геноцид над Россией со стороны «партнеров», расстаравшихся загнать нас в тиски капиталистического уклада жизни и навязыванием чуждого для россиян образа жизни. А насколько станем мы свободнее от вносимых изменений, и насколько эффективнее будет срабатывать в интересах большинства, укрепленная власть Президента, покажет время.

Так или иначе - процесс изменений Российской Конституции пошел. Говоря словами Михаила Горбачева. Например, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко знает, какие дополнительные поправки нужны Совету Федерации.

При этом отмечая, что если в первом чтении вносимые поправки были проголосованы единогласно, то так зазываемое Второе чтение уже выбивается из графика Госдумы и из русла президентских инициатив…

В понедельник Госдума планирует отложить второе чтение законопроекта о поправке к Конституции, намеченное на 11 февраля. Решение, похоже, принято, выбирается лишь дата - конец февраля или начало марта.

Это объясняется большим количеством поступающих предложений к тексту Основного закона. Рабочая группа по подготовке поправок действительно все дальше уходит от президентских инициатив.

Так, к примеру, уже обсуждаются три идеологических дополнения преамбулы Конституции. Но скорее всего отсрочка все-таки связана с трудностями в определении формата общероссийского голосования.

Рабочая группа по подготовке предложений о поправках в Конституцию РФ на пятом заседании в своих мнениях разделилась. Большое количество поступающих предложений решено разбросать по четырем блокам.

Говоря о структуре проекта Основного закона страны. Первый - наука, культура и социальная сфера, второй - государственное строительство, третий - прокуратура и суды, четвертый - местное самоуправление и единая система публичной власти.

Из компетентных источников стало известно, что вступительная часть - преамбула Конституции, скорее всего тоже претерпит изменения. Чаще всего обсуждаются три предложения законотворцев: отразить роль и значение культурного наследия России, заявить миру о том, что мы против фальсификации истории, исторической памяти и искажения роли подвига российского народа во Второй мировой войне, а также зафиксировать роль институтов гражданского общества.

В свою очередь, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 30 января поручила одному из сопредседателей рабочей группы - главе комитета по конституционному законодательству Андрею Клишасу представить поправку об обязательном ежегодном отчете генпрокурора перед сенаторами ко второму чтению в Госдуме. Предварительно этот этап был намечен на 11 февраля, но накануне стало известно, что на Охотном Ряду что-то пошло не так.

«Для того чтобы поправки всесторонне изучить и выйти на принятие проработанного качественного решения, вероятно, нам предстоит перенести дату рассмотрения во втором чтении на несколько более поздний срок», - заявил в четверг председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Совет ГД определится с новой датой 3 февраля, но спикер уже предположил, что второе чтение пройдет не раньше конца февраля - начала марта.

Кстати, Андрей Клишас сообщил, что к преамбуле есть и такое дополнение, которое говорит, что брак согласно нашей Конституции - это союз мужчины и женщины, и сам Клишас поддерживает эту инициативу заместителя главы Всемирного русского народного собора Константина Малофеева, особо указать на это.

Сенатор также пояснил, что, по его мнению, преамбулу Конституции можно править без каких-либо ограничений. По словам сопредседателя группы Хабриевой, вообще «экспертными заключениями многократно было заключено, что преамбула - это та часть Конституции, в отношении которой нет никаких правил по внесению изменений».
Хотелось бы поспорить, сказав - что это не так, более того, негативные экспертные заключения по возможности корректировки преамбулы давало как раз правительство РФ, на которое работает институт Хабриевой.

Это значит, что она не может не быть в курсе кейса 2015 года, когда в Госдуму был направлен, к примеру, такой отзыв: «Внесение предлагаемых изменений в федеральный закон недопустимо ввиду отсутствия в Конституции РФ норм, предусматривающих правила внесения поправок и пересмотра положений преамбулы Конституции РФ».
Но, теперь Хабриева интерпретирует ситуацию по-иному, говоря - раз запрета нет, то можно написать в преамбуле все, что угодно…

Впрочем, как представляется, весь смысл в отсрочке второго чтения, конечно, не в играх вокруг преамбулы. Проблема, судя по всему, возникла с реализацией указания президента о проведении общероссийского голосования по поправкам.

Попытка уйти от формальной процедуры - референдума к некоему неформальному способу волеизъявления, похоже, заводит организаторов такого плана в тупик не легитимности. И в этом смысле Президент России Владимир Путин - прав, направляя коллег по законотворчеству жить и действовать строго по закону, когда закон, есть воля подавляющего большинства граждан. В особенности, когда идет речь о главном и основном законе страны.

Надеяться на то, что в результате спешных действий всех заинтересованных сторон по правке Основного закона, мы на выходе получим качественный «продукт», не приходится. Хочу отметить особо, что Конституционный процесс должен быть находиться под особым и постоянным надзором Президента, над которым он произносит торжественную Клятву верности в служении своему народу и Отечеству.

Но, не смотря на правовые коллизии и издержки, и цейтнот по времени, должен отметить, что мы с вами, дорогие друзья, похоже, начинаем жить в условиях новой реальности. Движение верхов свидетельствует о том, что не так все безнадежно.

А насколько качественно испечется пирог, мы и затвердим своим отношением, общенародно волеизъявившись, и проголосовав за Конституцию РФ, в новой редакции.

Позвольте на этом подвести черту, как говорится. Напомнив, что передачу о состоянии дел по изменениям действующей Конституции РФ по инициативе Президента, провел автор и ведущий ютуб-канала Святая Русь, Павел Спивак.

Слава РОДУ!



Далее привожу список и суть поправок.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти.

Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.

Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента.

Тем не менее, за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.

Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий.

Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию.

Еще одна «косметическая поправка» - это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.

Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.

Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным.

По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.


Рецензии