Живое воплощение богини любви Афродиты, часть 1
По дороге он задержался в городе Кос (сегодня это город Бодрум, - авт.), где жрецы храма Афродиты, узнав, кто к ним пожаловал, решили заказать ему статую богини.
Скульптор изготовил две. На одной Афродита, согласно принятым тогда правилам, была раздета по пояс. А вот на второй он полностью обнажил великую богиню. По окончании работ, предложил косцам выбрать ту, которая им больше понравится.
Увидев нагую Афродиту, они очень смутились, но ничего не стали говорить и забрали себе одетую, заплатив оговоренную сумму.
Зато жрецы города Книд (сейчас это город Мугла, - авт.) остались в восторге от статуи нагой Афродиты, махнули рукой на все условности и за баснословную цену приобрели творение для своего храма.
Практически сразу приобретение стало приносить дивиденды и полностью окупило все затраты. Желая увидеть скульптуру, в Книд съезжались со всех уголков страны.
Вот что сказал писатель Плиний Старший о работе мастера: «Скульптура Праксителя Афродита Книдская является самым лучшим скульптурным произведением не только Праксителя, но и во всем мире».
Судьба статуи оказалась печальной
Всем, кто видел статую, ее высота была около двух метров, не сомневались: перед ним предстала живая богиня любви. Она смутилась, увидев непрошеных гостей и застигнутая непрошеными гостями. Богиня очень смутилась и постаралась грациозно прикрыться куском ткани...
Эта удивительная работа поражала воображение всех. Царь Никомед, который в то время правил страной Вифинией (территории Анатолии современной Турции — авт.) предложил горожанам простить государственный долг, если они отдадут ему статую.
Некоторые люди, увидев скульптуру, стали терять рассудок и начинали пылать страстью к холодному мрамору. Древнегреческий писатель Лукиан Самосатский в своих хрониках сообщает, что несколько раз смотрители храма задерживали ночами юношей, которые совершали там действия сексуального характера…
К сожалению, судьба статуи оказалась печальной. Много лет спустя, в эпоху Византии, ее вывезли в Константинополь, где она затерялась.
До нас дошли лишь копии. Лучшие из них хранятся в музеях Ватикана и Мюнхена, а самый приближенный к оригиналу находится в Лувре.
Но все равно, даже в столь искаженном виде, скульптура восхищает. И каждый, кто ее видит, невольно вспоминает гетеру Фрину, послужившую мастеру моделью.
Свидетельство о публикации №220020101655