Живое воплощение богини любви Афродиты, часть 3

Трудно поверить, но в Афинах нашелся один мужчина, который не пал, соблазненный ее чарами. Им оказался руководитель Академии Платона, философ Ксенократ, знаменитый тем, что первым разделил философию на логику, этику и физику. К слову, он был здоровым и крепким мужчиной традиционной ориентации.

Именно его Фрина пообещала соблазнить и заключила пари. Но философ не поддался ее чарам. Огорченная гетера воскликнула: «Я обещала разбудить чувства в человеке, а не в куске мрамора!» и не стала платить проигранные деньги...

Кстати, судя по всему, Фрина довольно долго сохраняла красоту тела и лица, ибо уже в зрелые годы сумела вдохновить живописца Апеллеса. Художник, прославившийся тем, что рисовал царя Александра Македонского, создал удивительный шедевр «Афродита Анадиомена», то есть Афродита, рожденная из моря. За это творения для храма бога Эскулапия на Косе жрицы отдали неслыханную сумму — 100 талантов (масса таланта равнялась массе тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 г- авт.).

Позднее император Август перевез его в Рим. А когда она стала разрушаться, император Нерон заменил ее копией работы художника Дорофея.

Афиней так написал о рождении картины:

«Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены».

Суд над гетерой

Однако не этот случай, а знаменитая статуя Праксителя и послужила тому, что в Афинах над гетерой начался суд. Простые горожане говорили: богиня Афродита карает гетеру за то, что она осмелилась соперничать с ней в красоте.

Но люди, более сведущие понимали — гнев богов здесь не причем. Во всем виноваты обычные люди, а вернее один из отвергнутых любовников по имени Евфий. Именно он обвинил гетеру в безбожии, ведении новых культов и кощунстве.

Защищать красавицу взялся оратор Гиперид, на тот момент являвшийся ее верным возлюбленным.

В ходе прений Евфий выдвинул обвинения скульптору Праксителю и художнику Апеллесу как соучастникам преступления. У защитника не оставалось аргументов и дело начинало принимать плохой оборот. Тогда Гиперид просто подошел к Фрине, также присутствующей на суде, и сдернул с нее все одежды.

Когда гетера предстала перед судьями и зрителями нагой, они просто замерли в немом восхищении, а затем дружно оправдали обвиняемую. Согласно древнегреческому понятию о калогатии, красивый человек не может быть злодеем.

Самого же Евфия наказали крупным штрафом за оговор. После чего он жутко разозлился и поклялся никогда больше не вести ни одного обвинительного дела.

Правда, древнегреческий комедиограф Посидипп в «Эфесянке» описывает другую причину и современные исследователи с ней полностью согласны.

“Тогда никто не мог сравниться с Фриною

Из нас, гетер. И ты хоть и не видела

Суда над ней, но слышала, наверное:

Она казалась пагубою гражданам,

И приговор грозил ей казней смертною,

Но, обойдя весь суд и тронув каждого,

Она, рыдая, вымолила жизнь себе”.

Золотая статуя

Умерла знаменитая гетера в 310 году д.н.э. После ее смерти, безутешный Пракситель сделал третье, на этот раз «портретное изваяние» своей возлюбленной. Эта статуя из золота была установлена на высокой мраморной колонне в Дельфах. Она стояла между скульптур спартанского царя Архидама и Филиппа, сына Аминта. На пьедестале можно было прочитать надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий». Об этом в своем описании пишет Алкет и сам Плутрах.

Кстати, последний также утверждает, что философ-киник Кратет Фиванский назвал эту скульптуру «памятником распущенности эллинов»... Надо полагать, сказал он это от зависти. Ему-то таких почестей оказано не было.

Вот такой была эта легендарная женщина, в которой один из лучших скульпторов планеты видел живое воплощение прекраснейшей из богинь - богини любви Афродиты


Рецензии