Права человека
Много ли прав? Реально, каковы твои права, можно определить, вступив в конфликт с кем-нибудь из власть или силу имущими. Мало не будет. Будешь ходить, как один мой знакомый, с тяжелой тростью и озираться. Трость, навряд ли, поможет, так, больше для поддержания собственного духа. Если невредимым выйдешь из такой ситуации, то будет хорошо. То есть множество ситуаций, когда иногда защищаются, а иногда игнорируются наши права. Вcе знают, есть формальное право юридическое, но связи действуют намного эффективнее. Подводя итог обсуждению, надо признать, что право, все же есть, и если не пасть духом, то возможность качать права и бить в колокола все же имеется, особенно в крупных городах. Правда, результат далеко не гарантирован.
Немного истории. Если лезть в историю, было право римское, из которого вышли все законодательства стран мира. Не будучи юристом, я все же предположу, что римское право было односторонним и усеченным. Ведь были свободные римские граждане, патриции и плебеи, с которыми как-то считались в древнем Риме, а были неграждане из других провинций, были и рабы. Вообще-то примитивные правовые системы были даже в каменном веке. Кому-то было положено одно, а остальным другое. Все же реализации, но не рождению крепкой концепции прав человека мы обязаны Европе. Насчет рождения концепции скажу ниже. Заметной вехой в освобождении от самодержавного правления, то есть абсолютизма была «Великая хартия вольностей», подписанная проигравшим сражения и, соответственно, земли на континенте и павшим поэтому духом королем Иоанном по прозвищу «Безземельный» . С тех пор или почти с тех пор в Англии вышло из употребление слово «ты» и пошло в оборот слово «вы». Есть, конечно, в языке обозначение »ты». Но это архаизм. А дальше в Европе набрал силу средний класс. Парламенты стали успешно воевать с королями и даже частенько лишать их голов. Пройдя через терроры, перевороты и кровавые войны, концепция прав человека в Европе, надо признать, утвердилась.
На Западе. Но это совершенно не значит, что там нельзя безвинно угодить в тюрьму или стать жертвой чьей-то злой воли. Просто рычагов борьбы за свое достоинство много. Родственники премьеров и даже члены королевских семей законов реально боятся. Богатые законов тоже бояться. И с миллионами могут посадить. И надолго. Там можно по-другому пострадать. Из-за псевдо толерантности. Запустив к себе из-за гипертрофированного либерализма миллионы мигрантов, они решили, что самый лучший способ их адаптировать, это всячески ублажать. Ну, а что из этого получается, все знают не хуже меня. Безнаказанность рождает вседозволенность. Картина не застыла и все время меняется. Новый приступ глупости там - это лавина обвинений в харрассменте или в секс домогательствах. На женщин лучше не смотреть, в лифты с ними в одиночку не входить. Комплименты запрещены. Горничных в номер не пускать, а, если зашла, надо выбегать в коридор, в чем находишься. Такие карьеры из-за этого рушились! Вспомните беднягу Доминика Стросс-Кана. Глава МВФ, высокий профессионал, котировался на французский президентский пост. Невиновность доказал, но его поезд ушел без него. А всё из-за торжествующего зашоренного феминизма с громадной дозой ханжества, там воцарившегося. Как я понимаю ситуацию, в Европе открыто и даже нагло приставать к женщинам позволено только одной категории мужчин – мигрантам с Ближнего или, как там называют, Среднего Востока. Им с рук сходит всё.
В России. По совокупности информации склоняюсь к представлению, что мы до поднятия Москвы мы были отдаленным улусом Золотой орды. Но территорией завоеванной, то есть данниками. Хотя у монголов был свод законов, установленный самим Чингисханом, он касался только самих монголов, но никак не их рабов, данников и вынужденных союзников. На остальных он не распространялся. У князей-то наших прав не было. Унижались, клеветали друг на друга, выпрашивали ярлыки на княжение. Москвой должна была бы стать Тверь, да интриги помешали. Тверской князь Михаил погиб в ставке Великого хана от наветов московских конкурентов. С князьями все, что угодно могли сделать в орде, и делали, а на простой люд закон был один – подчиняйся воле баскака, или того, кого он прислал. Иначе убьют. С правами на Руси было всегда очень плохо, хотя свод поведенческих правил существовал всегда. Об этом у меня в миниатюре «местничество».
Кто первый? Я был крайне удивлен, узнав, что концепция прав человека родилась не на просвещенном Западе в благословенный период Возрождения, а родилась на Востоке 2500 лет назад. Вы не ослышались. Две с половиной тысячи лет назад и автором этой идей был глава ахменидской или, иначе называя, персидской державы Кир Великий. В каком-то смысле открытие сопоставимое в другими великими открытиями прошлых веков. Очень проницательным человеком был этот глава персидской державы. В те времена, когда владение рабами рассматривалось, как владение скотом. К этому все привыкли и воспринимали, как должное. Этот человек пришел к выводу о недопустимости рабовладения и даже пытался проводить свои идеи в жизнь. Сохранился свод законов этого царя, записанный на предмете, напоминающем цилиндр. Я об этом нигде не видел упоминаний, нашел только в статье, опубликованной на портале Куора Дайджест. Там же и фотография этого цилиндра, перевод с древнеперсидского на английский.
Перевод весьма условный с вычурного древнеперсидского, но весьма примечательный. Ниже даю фрагменты, переведенные мной на русский.
• «…..Я объявляю об уважении обычаев и традиций всех народов, входящих в мою благословенную державу………..»
• «…..Я тем самым отменяю рабство в своей империи. Мои администраторы получили приказ о запрете использования и перемещения мужчин и женщин как несвободных личностей в местах их проживания…..*
К числу его положительных деяний также относится факт возврщения на родину угнаннаых в Вавилонское пленение колен Израйлевых. Тем самым Кир очень сильно повлиял на ход всей последующей истории.
Что дальше? К сожалению, зёрна просвещения упали тогда не неподходящую почву. Кир смог что-то сделать и прожил довольно долгую жизнь. Погиб он в очередной войне, но память среди современников оставил хорошую. Гуманизм и толерантность очень удивили живших тогда людей. Всё же Восток не был готов к серьезным переменам. Должны были пройти еще два тысячелетия, когда более развитые общественные отношения такую почву создали. Все- таки Декларация прав человека, принятая ООН – это результат многовековой просветительской работы и борьбы. Но первым просветителем был Кир Великий. Действительно великий. А борьба за права не окончена. Ей еще продолжаться долго и долго, может быть, всегда.
Источники:
Автор: Charles F. Horne - Charles F. Horne, ed., The Sacred Books and Early Literature of the East, (New York: Parke, Austin, & Lipscomb, 1917), Vol. I: Babylonia and Assyria, pp. 460-462; The Bible (Douai-Rheims Version), (Baltimore: John Murphy Co., 1914), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23504790.
Свидетельство о публикации №220020101735
http://www.proza.ru/2015/06/05/851
Аникеев Александр Борисович 25.03.2020 23:00 Заявить о нарушении