Права человека

Что это такое?  С ощущением наличия своего права как человека и гражданина  или его отсутствия  мы сталкиваемся постоянно.  Звоним в управляющую компанию и требуем чего-то исправить.   Иногда даже добиваемся того, что требуем. Это реализация нашего права на достаточно низком первичном уровне. Нас могут принять или не принять на работу, но удержать на ней или принуждать работать, если мы написали заявление, не могут. Случаи попадания в форменное рабство тоже отмечаются, но для этого надо, чтобы поймали, одурманили или тюкнули по голове, тайно увезли на плантацию, с которой не сбежать. Бывает и такое. Продолжим о правах. Воинская повинность. Государство первично, ты вторичен. Мы люди общественные и общественные интересы надо уважать. Права все же действуют.  На срочной службе не могут продержать дольше установленного срока. Но, если сержант или старшина не полюбят, то замучить нарядами могут основательно. До потери пульса, как говорят. Как уж повезет или не повезет. Мы люди общественные и, если особые богатства от рождения не свалились, то надо работать. На работе могут не платить зарплату, но работодателю теоретически это должно боком выйти. Не знаю, не проверял. Система прав всё же действует  Но, есть большое НО.  Менеджеры почему-то считают, что их вклад особенно ценен. Последствия для остальных понятны. Права есть, но какие-то несильные. Можно вляпаться в историю, превысив самооборону.  На тебя напали, а ты смог огреть гопника или хулигана, а он неудачно упал. Его мамаша на суде будет слезы лить, какой он был нежный и любящий сынок, этот бандюган, и какие у него крылышки росли за спиной. И вариант отправиться за решетку весьма вероятен.
Много ли прав? Реально, каковы твои права, можно определить, вступив в конфликт  с кем-нибудь из  власть или силу имущими. Мало не будет. Будешь ходить, как один мой знакомый, с тяжелой тростью и озираться.  Трость, навряд ли, поможет, так, больше для поддержания собственного духа. Если невредимым выйдешь из такой ситуации, то будет хорошо. То есть множество ситуаций, когда иногда защищаются, а иногда игнорируются наши права. Вcе знают, есть формальное право юридическое, но связи действуют намного эффективнее. Подводя итог обсуждению, надо признать, что право, все же есть, и если не пасть духом, то возможность качать права и бить в колокола все же имеется, особенно в крупных городах. Правда, результат далеко не гарантирован.
Немного истории. Если лезть в историю, было право римское, из которого вышли все законодательства стран мира. Не будучи юристом, я все же предположу, что римское право было односторонним и усеченным. Ведь были свободные римские граждане, патриции и плебеи, с которыми как-то считались в древнем Риме, а были неграждане из других провинций, были и рабы. Вообще-то примитивные правовые системы были даже в каменном веке. Кому-то было положено одно, а остальным другое. Все же реализации, но не рождению крепкой концепции прав человека мы обязаны Европе. Насчет рождения концепции скажу ниже. Заметной вехой в освобождении от самодержавного правления, то есть абсолютизма  была «Великая хартия вольностей», подписанная проигравшим сражения и, соответственно, земли на континенте и павшим поэтому духом королем Иоанном по прозвищу «Безземельный» . С тех пор или почти с тех пор в Англии вышло из употребление слово «ты» и пошло в оборот слово «вы». Есть, конечно, в языке обозначение »ты». Но это архаизм. А дальше в Европе набрал силу средний класс. Парламенты стали успешно воевать с королями и даже частенько лишать их голов. Пройдя через терроры, перевороты  и кровавые войны, концепция прав человека в Европе, надо признать, утвердилась.
На Западе. Но это совершенно не значит, что там нельзя безвинно угодить в тюрьму или стать жертвой чьей-то злой воли. Просто рычагов борьбы за свое достоинство много. Родственники премьеров и даже члены  королевских семей законов реально боятся. Богатые законов тоже бояться. И с миллионами могут посадить.  И надолго. Там можно по-другому пострадать. Из-за псевдо толерантности. Запустив к себе из-за гипертрофированного либерализма миллионы мигрантов, они решили, что самый лучший способ их адаптировать, это всячески ублажать. Ну, а что из этого получается, все знают не хуже меня. Безнаказанность рождает вседозволенность. Картина не застыла и все время меняется. Новый приступ глупости  там - это лавина обвинений в харрассменте или в секс домогательствах. На женщин лучше не смотреть, в лифты с ними в одиночку не входить. Комплименты запрещены. Горничных в номер не пускать, а, если зашла, надо выбегать в коридор, в  чем находишься. Такие карьеры из-за этого рушились! Вспомните беднягу Доминика Стросс-Кана. Глава МВФ, высокий профессионал, котировался на французский президентский пост. Невиновность доказал, но его поезд ушел без него. А всё из-за торжествующего зашоренного феминизма с громадной дозой ханжества, там воцарившегося. Как я понимаю ситуацию, в Европе открыто и даже нагло приставать к женщинам позволено только одной категории мужчин – мигрантам с Ближнего или, как там называют, Среднего Востока. Им с рук сходит всё.
В России. По совокупности информации склоняюсь к представлению, что мы до поднятия Москвы мы были отдаленным улусом Золотой орды. Но территорией завоеванной, то есть данниками. Хотя у монголов был свод законов, установленный самим Чингисханом, он касался только самих монголов, но никак не их рабов, данников и вынужденных союзников. На остальных он не распространялся. У князей-то наших прав не было. Унижались, клеветали друг на друга, выпрашивали ярлыки на княжение.  Москвой должна была бы стать Тверь, да интриги помешали. Тверской князь Михаил погиб в ставке Великого хана от наветов московских конкурентов. С князьями все, что угодно могли сделать в орде, и делали, а на простой люд закон был один – подчиняйся воле баскака, или того, кого он прислал. Иначе убьют. С правами на Руси было всегда очень плохо, хотя свод поведенческих правил существовал всегда.  Об этом у меня в миниатюре «местничество».
Кто первый? Я был крайне удивлен, узнав, что концепция прав человека родилась не на просвещенном Западе в благословенный период Возрождения, а родилась на Востоке 2500 лет назад. Вы не ослышались. Две с половиной тысячи лет назад и автором этой идей был глава ахменидской или, иначе называя, персидской державы Кир Великий. В каком-то смысле открытие сопоставимое в другими великими открытиями прошлых веков. Очень проницательным человеком был этот глава персидской державы. В те времена, когда владение рабами рассматривалось, как владение скотом. К этому все привыкли и воспринимали, как должное. Этот человек пришел к выводу о недопустимости рабовладения и даже пытался проводить свои идеи в жизнь. Сохранился свод законов этого царя, записанный на предмете, напоминающем цилиндр. Я об этом нигде не видел упоминаний, нашел только в статье, опубликованной на портале Куора Дайджест. Там же и фотография этого цилиндра, перевод с древнеперсидского на английский.
Перевод весьма условный с вычурного древнеперсидского, но весьма примечательный. Ниже даю фрагменты, переведенные мной на русский.
• «…..Я объявляю об уважении обычаев и традиций всех народов, входящих в мою благословенную державу………..»
• «…..Я тем самым отменяю рабство в своей империи. Мои администраторы получили приказ о запрете использования и перемещения мужчин и женщин как несвободных личностей в местах их проживания…..*
К числу его положительных деяний также относится факт возврщения на родину угнаннаых в Вавилонское пленение колен Израйлевых. Тем самым Кир очень сильно повлиял на ход всей последующей истории.
Что дальше? К сожалению, зёрна просвещения упали тогда не неподходящую почву. Кир смог что-то сделать и прожил довольно долгую жизнь. Погиб он в очередной войне, но память среди современников оставил хорошую. Гуманизм и толерантность очень удивили живших тогда людей. Всё же Восток не был готов к серьезным переменам. Должны были пройти еще два тысячелетия, когда более развитые общественные отношения такую почву создали. Все- таки Декларация прав человека, принятая ООН – это результат многовековой просветительской работы и борьбы. Но первым просветителем был Кир Великий. Действительно великий. А борьба за права не окончена. Ей еще продолжаться долго и долго, может быть, всегда.
Источники:
Автор: Charles F. Horne - Charles F. Horne, ed., The Sacred Books and Early Literature of the East, (New York: Parke, Austin, & Lipscomb, 1917), Vol. I: Babylonia and Assyria, pp. 460-462; The Bible (Douai-Rheims Version), (Baltimore: John Murphy Co., 1914), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23504790.


Рецензии