Швейцарский нож

 Август выдался знойным,сухим и пыльным.С наступлением сумерек легче не становилось.Раскаленный за день асфальт не давал опуститься спасительной ночной прохладе.Более или менее комфортная температура устанавливалась ближе к рассвету.
 Именно на это время я запланировал выезд на природу,поближе к воде.Такие выезды в традициях нашего семейства и приурочены они всегда к моему дню рождения.Накануне бурно обсуждается вопрос выбора места отдыха,но,в итоге,все заканчивается демократичным голосованием.
 Пока оба моих пацана не повзрослели,"колхоз" выезжал всегда в полном составе.Где мы только не были,посетили практически все подмосковные реки и водохранилища.Теперь у них свои традиции,по крайней мере то,что они пытаются за них выдавать.
 На этот раз выбор пал на Десногорское водохранилище,что у Смоленской АЭС.Я бывал там несколько раз и присмотрел одно замечательное местечко.В самом начале водохранилища,на высоком берегу с сосновым бором и бьющим неподалеку родником.Недостаток крутого к воде спуска компенсировался заботливо вырубленными в грунте ступенями и добротным,далеко уходящим в воду, деревянным настилом.
 С вечера я загрузил прицеп,благо времени на это потребовалось совсем немного-технология была отработана до автоматизма.Оставалось только прицепить его к своей "Витаре",что я и сделал едва только начало светать.Мой экипаж ждал меня у подъезда.Супруга-Ирина Андреевна,да Татьяна с Лялькой-дочка и внучка.
 ...Без особых приключений к полудню добрались до пункта назначения.Какое это
было наслаждение,выбраться наконец-то из прокаленной железяки.В целях экономии топлива я не включал кондиционер,предпочитая открытые окна,но это
мало помогало.
 На берегу уже стояли две палатки и пара машин с московскими номерами.
"Земляки":подумал я и осмотрелся,выбирая место для своего табора.Мы выбрали
ровную,достаточно обширную поляну на деликатном удалении от старожилов,
припарковались и отцепили прицеп.
 Лялька сразу потребовала водных процедур.Знала,хитрюга,что я не смогу ей отказать.В свои шесть лет,на правах единственной внучки,она довольно умело
пользовалась неограниченной властью надо мной.Несмотря на ворчание Ирины
Андреевны и Татьяны,мы отправились купаться.
 Помост пустовал,только с краю лежали смотанные фидерные удилища,да еще кое-
что из рыболовных прибамбасов.Вода была прозрачной-водохранилище никогда не
зацветало за счет постоянного изменения уровня,вызываемого необходимостью
охлаждать турбины АЭС.Минут десять поплескавшись,мы с внучкой вернулись к
машине.
 Лагерь оборудовали дружно и быстро.Каждый знал свою задачу.Я устанавливал
палатки,оборудовал хозяйственные пристройки при активном участии внучки.
Супруга готовила перекус на скорую руку,а дочка накачивала матрасы и обустраивала спальные места.Управились меньше чем за час и пошли купаться,
теперь уже все вместе.
 Пока мы обсыхали и загорали на легком,почти незаметном,ветерке,к воде спустились наши соседи.Я вежливо поздоровался и деликатно поинтересовался
насчет возможных неудобств.Они дружно принялись убеждать нас в нелепости таких предположений.Этикет был соблюден и мы приступили к церемонии знакомства.
 Оказалось,что соседствуем мы не только на отдыхе,но и по постоянному месту
жительства.Володя с Ольгой,Андрей и Елена,пожилые пары,жили в пяти километрах
от нашего поселка.Начались поиски общих знакомых,выяснялись достоинства и недостатки ареалов обитания.Создавалось впечатление,что встретились давно не
видевшиеся старые добрые знакомые.Как нельзя кстати пришелся мой день рождения,и я не замедлил пригласить всех присутствующих на завтрашнее торжество.
 Постепенно группы беседующих разделились по половому признаку.Женщины щебетали о своем,девичьем,мы,мужики,снисходительно усмехаясь и покуривая,
конечно же о своем,более значимом и серьезном,а Лялька просто снова полезла в
воду.Лицо Володи показалось мне знакомым.Я хотел было подтвердить у него свое
предположение,но не заметив с его стороны даже намека на узнавание,не стал этого делать.
 Женщины,договорившись о проведении совместного ужина,поднялись в лагерь организовывать мероприятие.Володя и Андрей остались порыбачить,и я решил к ним присоединиться.Пристроил под их опеку барахтающуюся в воде Ляльку и отправился за снастями.
 Ни на фидер,ни на поплавок практически не клевало.Единственное,что мне удалось,так это выловить из воды внучку с посиневшими губами и отправить ее к
матери.Мы мирно беседовали изредка отвлекаясь на ленивые поклевки.Мужики рассказали о прелестях здешней ночной рыбалки.Буквально накануне они вытащили
пару килограммовых лещей и трофейного судака.Эта добыча как раз готовилась к
сегодняшнему ужину.Сразу же сговорились на очередную  ночную рыбалку.Андрей предложил отметить знакомство,но мы с Володей отказались-слишком жарко.Еще немного помучившись,дружно плюнули на это дело и ушли помогать женщинам.
 Ужин удался на славу.Легкий ветерок от воды в купе с антикомариными свечами
нес долгожданную прохладу и сгонял надоедливую мошкару.За стол сели еще засветло,как большое дружное семейство.За день все изрядно проголодались,да и
трапеза на свежем воздухе всегда продлевает процесс насыщения.Поэтому начало
ужина осталось за обильным поглощением кулинарных шедевров с обязательными тостами за знакомство,женщин,дружбу и далее-по списку.Вкусовые достоинства угощений были выше всяких похвал,так всегда случается,когда стол накрывают сразу несколько хозяек.Из-за такого стола не выходят,от него отползают,
пресыщенными сверх меры.
 Когда первое чувство голода было утолено,разрозненные разговоры перетекли в
общую осмысленную беседу.Окончательно стемнело,над столом включили заранее подвешенные светодиодные фонари.В такие моменты у меня всегда возникает ощущение уюта и умиротворенности.
 Застолье было в самом разгаре.Негласное лидерство неожиданно захватил Андрей.Еще днем я обратил внимание на его своеобразное чувство юмора и недюжинный талант рассказчика.Это был его звездный час.Своими шутками,
анекдотами,занимательными рассказами ему удалось создать за столом непринужденную,теплую обстановку.
 До пенсии он вкалывал дальнобойщиком и теперь,по случаю,заканчивал историю из своей цыганской жизни,почти по Высоцкому:"Дорога,на дороге "Маз",который по уши увяз."В финале посыпались вопросы,но тут вмешалась моя дочка:
-Пап,у тебя ведь тоже похожая ситуация была на Алтае.
Компания заинтересованно притихла.
 Я конечно же помнил этот эпизод своей молодости почти тридцатилетней давности. 
 В конце восьмидесятых прошлого столетия мне,начинающему инженеру-гидрологу,
довелось поработать на проекте создания каскадных гидроэлектростанций на реках Горного Алтая (проект,правда,вскоре накрылся медным тазом из-за недофинансирования).
 Где-то в середине февраля я возвращался в Горно-Алтайск с одного из объектов
на потрепанной служебной "Вазовской девятке".На спуске с Семинского перевала
двигатель сдох.По инерции скатившись на обочину я попытался его реанимировать,но безуспешно.Стартер бодро крутил,искра была на месте,бензина-
пол-бака,однако признаков жизни мотор не подавал.
 Чуйский тракт довольно оживленная трасса.В Монголию и обратно здесь постоянно ходят большегрузы,но в этот поздний вечер дорога была пустынна.
Морозец явно крепчал.Помучившись минут сорок и серьезно окоченев,я решил бросить машину и двигаться в сторону Шебалино,благо до села рукой подать,да и
двигаться все время вниз.Закрыл машину и услышал шум двигателя.
 Как только встречка подошла довольно близко,я вышел на дорогу и энергично замельтешил руками.Меня заметили,свернули к моему усопшему авто.Это был армейский "Камаз" с прицепом.Из кабины на снег спрыгнули капитан в теплой танковой куртке и водитель с двумя лычками на погонах.
-Что случилось?
Стуча зубами я коротко обрисовал ситуацию.
-Витек,разберись,-то ли приказал,то ли попросил капитан.-А я пока бедолагу чаем напою.
-Ключи давай.-Буркнул водитель и осведомился,-инструмент есть какой?
Я уже с трудом ворочал языком:
-В багажнике-ящик,и фонарь там же.
 В кабине "Камаза" было уютно и ,самое главное,тепло.Двигатель урчал на холостых оборотах,отопитель гнал горячий воздух,а из встроенного в торпеду
кассетника голосил Газманов.
-Смотри не обожгись,-капитан наливал из термоса крепкий чай в солдатскую кружку.-Только что залили в Шебалино.
 Я не спеша потягивал чай,курил предложенную капитаном "Яву",слушал Газманова
и возвращался к жизни.Минут пятнадцать мы просидели большей частью молча.В кабину забрался водитель,осмотрел приборную панель и констатировал:
-Ремень полетел,зубья срезало.
-Запасной есть?-поинтересовался у меня капитан.
 Я понял,что речь идет о ремне газораспределения и отрицательно покачал головой.
-Хреново.-изрек капитан.-Остается два варианта.Бросаем машину здесь и забрасываем тебя в Шебалино,или пробуем завести твою лайбу.
 Мы с водителем недоуменно переглянулись.
-Обычно срезает зубьев шесть,-не обращая на нас внимания рассуждал капитан.
-Нужно только что-нибудь очень острое,лезвие или нож.
 Нож у меня был.Настоящий швейцарский на пять предметов,подарок приятеля.Я вытащил его из кармана куртки и протянул капитану.
-Подойдет?
 Тот отщелкнул нужное лезвие и оценил качество заточки.
-То что надо.
 Кивнул водителю:
-Пойдем,Витек,подсобишь.
-Давай и я помогу.
-Сиди грейся.Три задницы из под капота-все равно,что три физиономии в одной форточке.
 На том и порешили.Они ушли,а я еще немного понаблюдав за ними через лобовое
стекло,незаметно для себя задремал.
 Разбудил меня Витек,хлопнув своей дверью.Я открыл глаза и увидел,что у моей машины включены фары.Недоуменно глянул на Витька.
-Готово.-Пояснил он и добавил восхищенно,-ну,голова!Я бы в жизни не сообразил.
 Я понял,что это он о капитане.
-Сколько ж вы ковырялись?
-Да в полчаса уложились.
 Все еще не веря в происходящее я выбрался из "Камаза" и подошел к своей "девятке",которая бодро тарахтела двигателем и,разве что,не виляла выхлопушкой.Капитан курил у водительской двери.
-Не может быть!
-Согласен,-усмехнулся капитан.-Нечистая помогла.В общем так,потихоньку доберешься до Шебалино,только не газуй.Там уже ремень поменяешь.
 Он протянул мне нож.
-Хорошая вещь.
-Оставь себе,как подарок.
-Спасибо.Бывай!
 Я вдруг спохватился.Стыдливо осознал,что веду себя как неблагодарная скотина.
-Подожди,капитан!Чего я вам должен?Зовут-то тебя как?
 Но тот уже захлопнул дверь,и Витек вырулил на дорогу.
-Спасибо!-во всю силу легких заорал я своим спасителям.
 "Камаз" прощально фафакнул и потянул прицеп на перевал.
 Позже в Шебалино автомеханик популярно объяснил мне,что придумал капитан.Он,
не снимая ремня,разрезал его вдоль по всей длине на две равных половины.Потом
развел эти половинки так,чтобы поврежденные участки находились с противоположных сторон.На выходе получился как бы рабочий ремень из двух половин.На средних оборотах он обеспечивал нормальную работу двигателя.Просто
и гениально.
 Свой рассказ я закончил на одном дыхании.Излагал его довольно складно,с юмором и не в первый раз.При этом всегда в роли капитана и водителя выступал
я,а вместо себя я выдумал случайного "чайника".
 Вот и в этот раз моя история произвела впечатление.Слушали меня с интересом
не перебивая.В небольших антрактах выпивали,закусывали и требовали продолжения.
-Он тебя хоть отблагодарил?-спросил Андрей,когда я закончил.
-Куда там,-засмеялся я.-Умчался даже без "спасибо",да еще и ножичек мой прихватил.
 ...Мало-помалу вечеринка сворачивалась.Женщины убрали со стола и разбрелись
по палаткам.Бодрствовать остались только я и Володя.Нам оставили початую бутылку коньяка и кое-что из закуски.Володя сидел в тени,изредка подсвечивая
лицо огоньком сигареты.
-По чуть-чуть на сон грядущий,-предложил я.
-Не возражаю,-согласился Володя
 Только мы закусили это "чуть-чуть",как из палатки вылетела внучка.
-Деда!Деда!
 Она подскочила ко мне и забралась на колени.
-Ты чего не спишь?
-Деда,а что такое "стыдно"?
-Интересный вопрос,-опешил я.-И по какому поводу?
-Я взяла без спроса у бабушки из сумки конфету,а бабушка заругала меня и сказала,что я противная девчонка и мне должно быть стыдно.
-Понимаешь,маленькая,-начал я воспитательный процесс.-Главное определить,что
ты переживала в этот момент.Какие чувства ты испытывала.
 Лялька немножко подумала.
-Мне было жалко.
-Вот видишь!-Возликовал я.
-Мне было жалко,-перебила меня внучка.-Жалко,что я взяла только одну конфету.
 Тут из палатки выглянула Татьяна и в приказном порядке потребовала от дочери
отправляться на боковую.Лялька тут же умчалась,а я ошарашенно оглянулся на Володю.Он уже разливал коньяк по стаканам.
-За это надо выпить.
 Я машинально взял стакан.
-А это тебе,-придвинул мне что-то по столу Володя.-С днем рождения.
 Я выпил и разглядел предмет на столе.Это был швейцарский нож.Тот самый тридцатилетней давности,слегка потертый,но определенно мой.
 Разглядеть в темноте выражение лица Володи я не мог,но точно знал,что он улыбается.


Рецензии