Метод медведей

                Моим студенческим друзьям,
                благодаря которым и произошли               
                эти занимательные события,
                посвящается                               

     Влад, Витёк, Толян и Андрюха дружили давно. Так получилось, что они случайно сели рядом на первом организационном сборе зачисленных в институт студентов. Там и познакомились. Также случайно их определили в одну группу. Во время учебы они все делали вместе. Вместе ходили на лекции и семинары, вместе прогуливали занятия, вместе выходили покурить в перерывах между учебными парами. Готовились к экзаменам и зачетам частенько тоже вместе. А сдавали и пересдавали экзамены обязательно вместе! И всегда отмечали сданные экзамены. Тоже, конечно, вместе.

     Друзья учились на очень серьезном факультете. И гуманитарным его не назовешь, и техническим он тоже не считался. Сдавать сессии было очень трудно. Все предметы тяжелейшие. Поэтому основной оценкой на экзаменах был «госстандарт», что у студентов означало «три балла». Преподаватели «госстандарт» называли «удовлетворительно». Именно такую запись они делали в зачетной книжке студента при сдаче экзамена на «три».

     Этим «трем баллам» были рады так, как на других факультетах радовались оценке «отлично». И это не удивительно. Ведь только на этом факультете стипендию давали даже со всеми «тройками». Главное – чтобы не было не сданных экзаменов, которые и студенты и преподаватели называли «хвостами». С «хвостом» точно останешься без стипендии. Когда-то давно было правило как на других факультетах – стипендия назначается только тем, кто сдал сессию на «хорошо» и «отлично». Но после первого семестра осталась такая огромная сумма нераспределенных из-за троек стипендий, что декан принял решение назначать ее всем, кто просто сдал экзамены. Неважно, с какими оценками. Лишь бы не получить «два балла».

     «Два балла» именовались «барабан». Точное происхождение этого названия никто не помнил. Некоторые считали, что по количеству палочек, которыми бьют по барабану. Может, это и не так. Студент, получивший на экзамене «барабан», на вопросы сокурсников «ну как? сколько?» торжественно поднимал вверх два растопыренных пальца – указательный и средний. Пальцы образовывали латинскую букву V. Но это была не победа или виктория. Это был «ба-ра-бан»!

     Эту летнюю сессию четверо друзей сдавали успешно. Без «хвостов». Оставался последний самый сложный экзамен. Про него шутили: «Если сдать этот предмет, то можно жениться».

     При подготовке к этому экзамену Витёк оценил сложность материала. Больше сотни формул с многоэтажными дробями, интегралами, дифференциалами и прочими премудростями выучить за три дня было невозможно. Конечно, можно хорошо вызубрить один билет, рассчитывая, что именно он достанется на экзамене. А если попадется другой? Тогда – всё, прощай стипендия.

     Поэтому Витёк не стал полагаться на волю случая и все дни, отведенные на подготовку к экзамену, потратил на написание «медведей». Ударение в этом слове студенты делали на последний слог. Чтобы отличить от известных диких животных. За три дня он написал ответы на все билеты на обычных тетрадных листах. На каждый вопрос – отдельный лист с ответом на него. Работа очень тяжелая. Не один раз за эти дни Витёк с тоской смотрел в окно во двор, где пацаны беззаботно гоняли мяч. Очень хотелось ему к ним присоединиться! Но он продолжал свой кропотливый труд, утешая себя мыслью: «Тяжело в ученье, легко на экзамене».

     Действительно, на экзамене нужно будет всего лишь незаметно достать необходимый листок. Потом некоторое время усердно делать вид, что пишешь на этом уже заполненном листке ответы на вопросы билета. Со стороны экзаменатора это будет выглядеть так, как будто ответы на вопросы студент пишет по памяти.

     Метод «медведей» применяли студенты по всей стране. В некоторых городах он назывался по-другому. В Киеве, куда на зимние каникулы друзья ездили покататься на лыжах, «медведей» называли «бомбами». А записывать на листках ответы на вопросы экзаменационных билетов там называлось «бомбить». На заготовку «бомб» или «медведей» по всему материалу затрачивалось очень много времени. Поэтому этот метод применялся только для сдачи экзаменов по самым трудным предметам.

     Накануне экзамена студенты встретились всей группой из 25 человек и собрали небольшую сумму. Деньги передали двум назначенным ответственным товарищам. Им поручили купить на рынке цветы. Ответственные товарищи здраво рассудили, что цветы пить очень неудобно. А рассчитывать только на свои знания при сдаче такого сложного предмета – тоже не дело. Поэтому на оставшиеся после покупки цветов деньги купили бутылочку водки в ближайшем гастрономе. Было решено перед экзаменом на стол преподавателя поставить прозрачную вазочку. Вместо воды в нее налить водку. Туда же красиво расставить пять купленных алых гвоздик. С намеком – какую оценку ожидают студенты. Все это будет выглядеть как букет цветов в вазочке с водой. Рядом, как бы невзначай, окажется стакан. Вдруг жажда профессора одолеет. К успешной сдаче экзамена все будет готово.

     Начало экзамена было назначено на двенадцать часов дня. Утром Витёк проснулся как обычно, умылся, позавтракал. На всякий случай решил выучить несколько экзаменационных билетов. Сколько успеет до начала экзамена. Вдруг не удастся достать «медведя»? Такое редко, но бывает. Когда преподаватель очень бдительный попадается.

     Едва успел он освоить один из билетов, позвонил телефон. Это был Толян:
     - Привет! Готовишься?
     - Ну да. А что еще остается? Сдавать же надо, - и Витёк сообщил другу количество еще не выученных вопросов.
     - А давай ко мне. Вместе посмотрим оставшиеся билеты и от меня поедем сдавать.

     Перед выходом из дома Витёк по традиции получил от бабушки пять копеек одной монетой с таким же традиционным напутствием: «Ни двойки ни кола, ни тройки ни четверки, одни только пятерки!» Этот полученный пятак нужно было положить в башмак под пятку. Обязательно под левую. Тогда по народному поверью экзамен будет сдан. Так он и поступил. После чего отправился к другу.

     Толян жил неподалеку, и через несколько минут Витёк был у него. Друзья быстренько уселись за стол, открыли конспекты и стали изучать оставшийся материал. Просматривали только основные формулировки и определения. На остальное времени уже не оставалось.

     Вскоре это занятие им надоело. Вышли перекурить на балкон. После третьей затяжки Толян говорит:
     - Слушай, у меня тут баллон домашнего винца стоит. Красного. Не хочешь попробовать?
     - Стаканы тащи! – пробовать вино Витька долго уговаривать не надо.

     Пока гость открывал баллон с вином, хозяин из кухни принес пару граненых стаканов емкостью 250 граммов. Такие стаканы были изобретены Петром Великим для Русского Императорского флота.
     - О, какие у тебя стаканы! – восхитился Витёк.
     - Да уж, из них можно даже на корабле в открытом море во время качки пить. Не скатятся со стола, - похвастался Толян.
     - Так в твоей квартире вроде бы качки не бывает, - справедливо заметил Витёк.
     - Ничего, баллончик этот оприходуем, - качка будет, гарантирую! – и Толян налил по полному стакану.

     Вино оказалось очень неплохим, в меру крепким. Но, все-таки, баллон друзья не допили. Просто не успели. Надо было уже добираться в институт, чтобы не опоздать на экзамен.

     Возле экзаменационной аудитории толпились студенты. Тех, кто уже сдал экзамен, опрашивали те, кто еще только собирался заходить. Студенты узнавали, как лежат билеты, в какой последовательности, какие из них уже выбраны предыдущими сдающими экзамен. Зная все эти детали, можно правильно рассчитать, где лежит нужный билет. И как бы случайно вытащить из общей кучи, лежащей на столе у преподавателя, именно тот, на вопросы которого лучше всего знаешь ответы. К четвертому курсу все уже научились это делать. Опыт – великая вещь.

     Андрюха уже сдал экзамен. Поучил желаемый «госстандарт». Он рассказал друзьям, что преподаватель через некоторое время после начала экзамена почувствовал необычный запах, исходящий от вазочки с цветами. Затем гвоздики полетели в корзину для мусора, а предусмотрительно оставленный студентами на столе стакан был использован по своему прямому назначению. Прозрачная жидкость в вазе приятно удивила профессора. Ведь она отличалась от воды ровно на сорок градусов! Преподаватель не торопясь выпил полстакана, заметно подобрел, и экзамен проходил в приятной дружелюбной атмосфере.

     Витёк и Толян еще узнали от Андрюхи, как лежат на столе экзаменационные билеты. В этот раз преподаватель не стал сильно оригинальничать, выкладывая на столе причудливые узоры из билетов. Все положил одной стопкой. Каждому следующему студенту ничего не оставалось делать, как просто брать верхний листок. Еще они узнали, что профессор слегка поленился. Он положил стопкой не отпечатанные как положено на бумаге билеты с номером и вопросами, а просто листки от отрывного календаря. Дата на листке соответствовала номеру билета. А билеты с вопросами у всех студентов были. Всё просто – вытаскивай листок календаря, смотри на нем дату, в списке находи вопросы своего билета по номеру и садись готовиться к ответу.

     Такой неожиданный вариант совсем не устраивал Витька. Ведь он не сможет достать нужный билет!

     - Толян, теперь одна надежда на «медведей»! Иначе не сдать мне с первого раза, - в отчаянии воскликнул Витёк.
     - Спокойно. Я зайду первым и всё организую лучшим образом, - успокоил друга Толян.
     - А знаете еще что? – Андрюха вспомнил одну важную деталь, - Листки календаря очень тонкие и почти прозрачные. Цифру, конечно, не видно. А вот цвет цифры, красный или черный, видно хорошо. Смекаете?
     - Спасибо, друг! – обрадовался Витёк, - Теперь мне понятна вся технология. За какой месяц там календарь?

     Узнав все необходимое, он просто вычислил, в каких числах в этом месяце были воскресенья. Дата воскресного дня всегда на календарях печаталась красным цветом. Посчитав, сколько студентов уже сдали экзамен, хитрец понял, что осталась только одна красная дата. Значит, нужно просто сейчас повторить ответы на вопросы билета с этим номером. А потом вытянуть его из кучи других.

     Первым в кабинет за шел Толян. Уверенно, почти не шатаясь, он подошел к столу экзаменатора. Протянул над столом профессору свою зачетную книжку. При этом как бы случайно зацепил ей стопку листков календаря. Листики разлетелись и рассыпались по столу в произвольном порядке. Со стороны это выглядело совершенно естественно. Ну, задел студент случайно билеты. С кем не бывает. Разницы большой нет, как они лежат. Главное, чтобы цифрами вниз. Но путь к нужному листочку был открыт.

     Толян, демонстративно не глядя, вытянул первый попавшийся под руку листок календаря. Он отлично знал весь материал и мог такое себе позволить. Показал номер профессору и сел за свободный стол готовиться.

     Следующим зашел Витёк. Слегка покачиваясь от выпитого вина, протянул преподавателю зачетку. Пока профессор проверял отметки о сдаче зачетов и штамп о допуске к экзамену, Витёк уже увидел, где лежит листок календаря с красной датой. Его он и взял.

     Очередной студент закончил отвечать, забрал свою зачетку с отметкой и счастливый покинул аудиторию. Дверь вновь открылась, зашел Влад. Он тоже заготовил для сдачи этого экзамена «медведей».

     Преподаватели прекрасно знали о методе «медведей». Многие из них еще не так давно сами были студентами. Поэтому пользоваться ими нужно было очень осторожно. В зимнюю сессию «медведей» было удобно укладывать во внутренние карманы пиджака. Но летом в 35-ти градусную жару пиджак вызывал большие подозрения. Влад не стал ничего изобретать. Он пришел в пиджаке. Подошел к столу, протянул свою зачетную книжку профессору и взял билет.

     - Вам не жарко? – с улыбкой спросил преподаватель, прекрасно понимая, что скрывается во внутренних карманах пиджака.
     - Да, знобит что-то, - вполне серьезно ответил Влад и вытер носовым платком пот со своего лба.
     - Ну, тогда садитесь вот за этот стол, - и профессор указал на ближайший стол прямо напротив себя.

     Влад сел за этот стол. Он стал ждать удобный момент, чтобы достать своих «медведей» и выбрать среди них нужный для ответа на билет. И такой момент настал, -  один из студентов пошел отвечать. Когда он проходил мимо стола экзаменатора, обзор преподавателю на мгновение был перекрыт. В этот момент Влад четким отработанным движением достал из кармана пиджака всю пачку «медведей» и бросил ее в стол, чтобы затем уже в столе выбрать нужный лист.

     Вот это неудача! У ящика стола не оказалось нижнего дна. Пачка исписанных формулами листков разлетелась в воздухе и упала на пол прямо перед столом профессора. Преподаватель поднялся, обошел свой стол и начал поднимать листочки. Не торопясь просмотрел сделанные на них записи.

     - Это вы сами написали? – спросил он студента.
     - Да, все это я написал лично, - ответил похолодевший от ужаса Влад. Ему уже было совсем не жарко в пиджаке.
     - Грандиозный труд проделали. Уже только за это могу поставить «удовлетворительно». Вас устроит такая оценка или придете пересдавать осенью?
     - Устроит, конечно! – Влад не знал, куда деваться от привалившего счастья. Получив свою зачетку, он почти бегом покинул аудиторию.

     Настала очередь Толяна идти отвечать. Витёк тем временем продолжал готовиться. Он не поленился как Влад. В жару надел белую тонкую рубашку с короткими рукавами. А под рубашку – майку. Тоже белую. Белая майка совсем не видна под белой рубашкой. На этой майке нашит белый карман, в котором и лежат «медведи». Листочки там лежат в строгой последовательности. Доставать-то придется не глядя!

     Витёк прочитал вопросы своего билета и решил не полагаться на свои знания, а достать «медведя» из заветного карманчика на майке. Он опустил правую руку чуть ниже поверхности стола и расстегнул пуговицу на рубашке. В образовавшийся просвет «медведь» должен пролезть. Затем просунул руку глубже под рубашку и отсчитал нужный номер листка в кармане майки. Вот уже «медведь» извлечен и положен на стол. Но какое несчастье! Это оказался не тот листок. На нем ответ на другой экзаменационный билет. Наверное, листочки где-то слиплись или студент ошибся при их пересчете. Ему же приходилось и обстановку еще контролировать. Чтобы профессор ничего не заподозрил.

     Делать нечего – нужно опять доставать «медведя» из майки. Процесс повторяется. Только теперь необходимо при счете сделать поправку на уже вытащенный листок. Через пару минут еще один «медведь» извлечен из потайного кармана. Это опять не тот, который нужен!

     Витёк занервничал, его правая рука предательски задрожала. Он сжал ее в кулак, а левой бросил ненужных «медведей» в ящик стола. Предварительно убедившись, что дно у ящика на месте. Придется попытаться в третий раз. Витёк начал уже отсчитывать листки под рубашкой, когда заметил пристальный взгляд преподавателя.

     - А что у вас там? – внешне дружелюбно поинтересовался профессор.
     - Да в сердце кольнуло, - не моргнув глазом ответил Витёк и передвинул руку под рубашкой повыше на сердце. Внешне спокойно выдержал подозрительный взгляд преподавателя. По его щекам и шее стекал холодный пот, а правая рука под рубашкой снова задрожала. Остатки винных паров улетучились от нервного напряжения. Он прекрасно понимал, что второй раз такой поблажки как Владу за «медведи» не будет.

     - Валидол дать? – предложил помощь профессор.
     - Нет, спасибо. Уже отпустило, - отказался студент.
     - Ну и хорошо. Будете отвечать следующим, - закончил короткую беседу экзаменатор.

     Андрюха наблюдал за происходящим из коридора в глазок, процарапанный на закрашенном дверном стекле. Он подозвал счастливого Влада, который делился впечатлениями с другими студентами:

     - Смотри, как надо обращаться с «медведями».

     Влад прильнул к глазку. В этот момент Витёк отсчитал нужное количество листов в кармашке и незаметно достал третьего «медведя». Это был тот, который ему нужен. С ответами на вопросы его билета. Он облегченно выдохнул.

     - Вот это да! Высший пилотаж! – за дверью Влад не скрывал своего восхищения действиями друга, - Я даже не заметил как «медведь» оказался на столе. Только что его там не было, и вот он уже лежит!

     Толян заканчивал свой ответ. Задачку он тоже решил. Профессор уже взял его зачетку, чтобы поставить в нее отметку. Потом почему-то решил посмотреть свой журнал занятий.

     - А почему вы так редко посещали мои лекции? – поинтересовался он.
     Толян промямлил в ответ что-то невразумительное. Преподаватель в раздумьях погладил свою бороду и сказал:

     - Хорошо, я поставлю вам «отлично», но дайте мне слово, что в следующем семестре посетите все мои занятия.
     - Такого слова я дать не могу, - не раздумывая ответил Толян.

     От этих слов все в кабинете просто застыли от удивления. Если бы сейчас открылась дверь, и в аудиторию зашли Джон Леннон с Полом Маккартни, студенты удивились бы значительно меньше. Обычно за сдачу экзамена любой студент пообещает все, что угодно преподавателю. Даже полы в аудитории помыть или на такси его возить на занятия целый семестр. Но только не Толян!

     Лицо профессора стало покрываться красными пятнами. Борода его судорожно задрожала. Он схватил зачетку Толяна и бросил ее в закрытую дверь. Затем рукой указал на эту же дверь. Ничего вымолвить не мог от гнева. Толян невозмутимо поднялся и вышел из кабинета, по дороге прихватив лежащую зачетку.

     Преподаватель подвинул к себе стакан и налил в него из вазочки для цветов. Порция получилась довольно внушительная, больше половины стакана. Затем одним глотком опрокинул в себя все содержимое. Шумно выдохнул и подошел к открытому окну:

     - У кого-нибудь есть закурить? – спросил он аудиторию после небольшой паузы.
     - Вот, пожалуйста, - Витёк достал из кармана пачку сигарет, - Но у меня только без фильтра.
     - Подойдет и без фильтра. Я вообще не курю. Вот захотелось вдруг, - согласился на сигареты без фильтра преподаватель.

     Витёк протянул профессору пачку, подождал, когда тот достанет из нее сигарету, и зажег спичку. Водка подействовала, и экзаменатор постепенно приходил в себя, выпуская дым в открытое окно. Почувствовав удобный момент, Витёк нагло спросил:

     - Профессор, а можно с вами покурить?
     - Берите ваш ответ на билет и подходите сюда, - экзаменатор был уже опять в благодушном настроении.

     Витёк взял сигарету из пачки и показал своего «медведя». Преподаватель быстренько просмотрел все записи на листке и поинтересовался между затяжками:
 
     - А задачку что же не решили?
     - Не успел, - скромно ответил Витёк.
     - Без решения задачи больше «трёх» я не могу поставить, - подвел итог экзамену профессор.

     Унося свой заслуженный «госстандарт», Витёк размышлял, что же ему больше помогло сдать этот экзамен: пятак под левой пяткой или «медведи»? Он решил, что лучшие знания – это «медведи». Но все-таки нужного «медведя» ему помог незаметно вытащить заговоренный бабушкой пятак.


Рецензии