Беседы с внуком...

              Сегодня - 2 февраля - день рождения моей старшей сестры Мавчуды. Мне уже доводилось ранее, в различных статьях и миниатюрах рассказывать о ней и даже, посвятить специальный пост ("Пачанга"), но сегодня хочется отметить этот день новой небольшой миниатюрой, которая будет посвящена её старшему внуку.


              Ко мне в гости приехал внук. А если быть точнее, внучатый племянник. Он учится в Московском университете не то на физика-ядерщика, не то на физика-атомщика, но не суть. Приехал, погостить на недельку к деду и заодно, познакомиться с Санкт-Петербургом. И увидев его, я сразу же вспомнил про его маму - мою племянницу - которая, будучи ещё совсем маленьким ребёнком, вместе с дедушкой (моим отцом), в далёком 1985 году приехала в (тогда ещё) Ленинград, навестить своего дядю, то есть меня.
              Матлюба была любимой внучкой Бобочона (дедушки), так как среди всех моих племянников, выделялась спокойным уравновешенным характером, а главное - была послушным ребёнком. Последнее качество наиболее всего ценилось дедушкой и на то были весьма веские причины.
              Родившись в СССР, на заре становления советской власти, папа ещё с юности вкусил все её плоды: как плюсы, так и минусы. И когда, на его глазах, в 1938 году арестовали и репрессировали моего прадеда Саида (за его связи с Файзулла Ходжаевым), то он очень скоро понял, что в новой стране следует быть очень осторожным и гибким,  дабы не подвергнуть опасности родных и близких. А потому, окончив два института и оказавшись затем на руководящих постах по партийной линии, отец крепко усвоил суровые законы жизни, приняв таким образом все те правила, что были продиктованы существующим режимом. Революционного порыва в нём было менее всего: он на дух не переносил истового фанатизма и искренне жалел (про себя, конечно) идейных "товарищей", одного из которых блестяще изобразил актёр Анатолий Папанов в не менее превосходном фильме "Берегись автомобиля", поставленным одним из моих кумиров, режиссёром Эльдаром Рязановым.


видео - https://youtu.be/PHESU3UuoOM


           Вот почему, любовь к послушным (читай "мудрым") детям, укоренилась в нём ещё с самой молодости...
           Теперь, я полагаю, будет понятным для читателя моё небольшое отступление от основной темы. Чахонгир (кстати, "Властелин мира" или "Завоеватель /покоритель/ всей Земли") оказался на редкость "послушным" и "покорным" ребёнком, не взирая на то, что ему уже 20 лет и он имеет вполне независимый характер. Просто, при непосредственном общении, сразу же бросилось в глаза, что он внешне очень похож на маму. А ещё, сказывалось однозначное влияние родительницы на его воспитание. Ему - одному из первых в числе избранных студентов Узбекистана - удалось попасть в престижный московский ВУЗ, обучение за которое полностью покрывается родным государством.
          - Как тебе даётся учёба? - интересуюсь я у него. - Не тяжело?
          - Нормально, справляюсь. - сдержанно ответствует он. - Вот, на днях сдал очередную сессию и потому, решил поехать в Санкт-Петербург: прогуляться по историческим местам, ознакомиться с архитектурными памятниками.
          - Это очень хорошо. - одобрительно киваю я головой. - Этого добра тут немало... А как у тебя с отметками?
          - В основном, на "четыре" и "пять". - скромно опускает голову Чахонгир.
          - А есть ли у вас круглые отличники?
          - Да, есть один... - улыбается загадочно внук и тут же поясняет - Он целыми днями сидит за учебниками как робот, ни с кем не общается и ничем более не интересуется. По-моему, у него даже нет друзей...
          - Ой, неужели?! - с ужасом встрепенулся дедуля. - Не-не-не: "кузнецы нам не нужны". И лауреаты Нобелевской премии - тоже. Эйнштейнов у нас и так хватает...
          Внук заливается смехом.
          Я же, одобрительно продолжаю:
          - И очень хорошо, что ты не зацикливаешься на одной лишь учебе: путешествия, книги и периферийные знания гораздо полезнее для полного и всестороннего образования, что в конечном счёте способствует становлению тебя как личности. В конце-концов, такой подход к жизни лишь ускорит усвояемость основного материала по твоей специальности.
          Теперь уже внук согласно кивает головой. 


          Приезд внука очень удачно совпал с моими выходными и мы все три дня ходили по музеям и по историческим местам. Естественно, одним из первых музеев, был выбран Государственный Эрмитаж. Внучатый племянник не скрывал своего восхищения.
          - Надо же: как, оказывается, раньше жили...
          - Да-а... - многозначительно выдохнул дед, и, как бы продолжая основную нить высказанной внуком мысли. - Всё, чем мы гордимся перед иностранцами и перед самими собою - это то, что было накоплено поколениями царской России.
          - А сейчас? - невольно вырвалось у Чахонгира.
          - А сейчас... сейчас тоже неплохо... - неопределённо выдавил дед и воодушевлённо подытожил - Во всяком случае, танки, автоматы и самолёты у нас тоже, пока не разучились делать.
          И тут же, обернувшись на преследуемую нами китайскую туристическую группу (в защитных масках), поспешил добавить:
          - А теперь, поскорее во-о-н в тот зал: там замечательные картины малых голландцев!
          Странно: во всех новостях трындят о том, что граница с Китаем надёжно закрыта, что мол, легендарный Карацупа со своей овчаркой по кличке Ингус бдительно за всем этим следит, но... у меня складывается совершенно иное мнение: похоже, все китайцы попрятались от вируса в Эрмитаже.


          В следующие два дня мне предстояло вплотную заняться своими деловыми встречами. Поэтому, я умоляюще обратился к внуку.
          - Пожалуйста, не выходи без особой нужды из дому! Обещаешь?
          - Обещаю. - покорно согласился Чахонгир.
          И действительно: на удивление, внук, оказывается, умеет сдерживать обещания. На все уговоры моих домашних, сходить куда-нибудь с ними (в кино, там, или в парк), он мягко, но твёрдо отвечал: "Не могу: я обещал дедушке". Наконец, в день отъезда племянника, я получил смс-ку от Деборы (младшая дочь): "Дадачон, разрешите, пожалуйста, прогуляться с Чахонгиром до Исаакия и подняться на коллонаду!"
          Я дал таки добро, но по окончанию рабочего дня, на меня набросилась дочь:
          - Разве можно так ущемлять в правах взрослого и свободного человека?
          - "Свободного" - нет. - согласился я и тут же не преминул вставить - А вот, дорогого для меня бухарского гостя, за которого, кстати, я несу полную ответственность - можно.
          Внук широко улыбается. И мне, почему-то, в этот самый момент приходит в голову история, связанная с Григорием Перельманом, который отказался от премии в миллион долларов за решение одной из "неразрешимых задач" Пуанкаре. В детстве Гриша отличался от своих сверстников паталогической честностью. Он едет в метро в шапке-ушанке, потеет, но на все уговоры друзей - развязать тесёмки и ослабить (мама ведь, не видит!), Гриша непреклонен: "Я обещал маме, что не развяжу шапку".


           В еде Чахонгир также неприхотлив: ест всё, что ему дают. И поясняет.
           - У вас тут очень вкусные пельмени. У нас, в Москве, они не такие...
           - Так ведь, тётя-Лена каждую пельменину сама - вручную - лепила! - разъясняю я, с опаской поглядывая в сторону супруги.
           - А как же! - тут же находится Лена и, не выдержав, заливается смехом.
           Вскоре, в ходе расспросов, выясняется перечень меню московского студента. В основном, пельмени, сосиски... изредка - мясо.
           - Вроде бы, покупаем хорошее мясо - делится со мною своим кулинарным опытом внук. - Но на поверку получается совсем не то, что мы привыкли есть дома.
           И мне приходится объяснять ему - в чём заключается отличие между "белым" московским бараном и теми тучными овцами, что пасутся на наших бухарских лугах, орошённых энергией Солнца.
            - А почему вы не готовите "Гелак"? - искренне недоумеваю я, вспомнив про свои незабываемые студенческие годы. - Это ведь так экономно, а главное - сытно?
            - А что это такое? - в свою очередь удивляется внук.
            - О! - как старый еврей, поднимаю я указательный палец в потолок. - А вот это блюдо будет у нас сегодня на ужин.


P.S.   - Учись, учись и ещё раз учись! - "по-ленински" напутствую я внука, провожая его на вокзал.  - Иначе, будешь обречён на всю оставшуюся жизнь, лепить "гелак", пельмени и пирожки, как твой дедушка!
          - Ну, тут я вынужден с Вами не согласиться. - парирует мой юный гость, выгораживая деда - Далеко не каждому дано, готовить так вкусно, как это выходит у Вас. Любая профессия уважаема и благородна.
          - В общем-то, ты прав. - вынужден согласиться я и добавляю - Очень важно, найти свою нишу в этой жизни, быть профессионалом в своей области, а главное - любить то, чем ты занимаешься. Да: и не забудь, пожалуйста, мне отписаться, когда приедешь в Москву?


P.P.S.       Рано утром у меня запиликал смартфон и я с удовлетворением отметил, что мой внук умеет держать слово:
             "Я уже у себя в общаге. Спасибо Вам за приём. Передавайте привет т.Лене и всем-всем-всем!" - гласила смс-ка.
             "Надо же, какой обязательный и ответственный внук растёт у меня - подумалось мне - А главное - послушный..."

              С днём рождения, дорогая сестра! С днём рождения!


Рецензии
Если человек талантлив, то талантлив во многом. Я о Вас. Ваша проза - это далеко не только литературный текст. Это философия житейской мудрости, позитива, любви к жизни и близким. Ну а как Мастера по приготовлению настоящей Еды, я думаю, Вас уже знает каждый.

С уважением,

Глафира Кошкина   03.02.2020 10:03     Заявить о нарушении
Умеете Вы, дорогая Глафира, вводить в краску... Даже "Сам Мастер" засмущался. )))
Хотя - если честно - очень польщён Вашей оценкой моего скромного творчества.
С теплом, -

Голиб Саидов   05.02.2020 05:24   Заявить о нарушении