Попутчик

Необычный в этом году выдался декабрь, теплый, как зима в южной Европе. Приближающийся Новый год угадывался, разве что, по гирляндам в центре города. В остальном природа не позволила себе и намека на зимнюю сказку, бесконечно продлив осенние деньки.
Вот, как раз, в такой, промозглый и туманный день, я заехал в самый дальний уголок Курской области, к знакомому батюшке в гости, и еще передать подарки в местный детский дом, где живут 125 детей инвалидов.
Черные пласты перевернутой плугом земли, уходили за горизонт, туда где клочья тумана низко припадали к пашне, напитывая ее влагой. Неясными силуэтами выступали разлапистые Ивы, расслабленно опустившие свои ветви лишенные листвы. Короткий, зимний день, едва начавшись, угасал.
- Пойдем в дом, а то продрог небось, - отвлек меня от размышлений отец Стефан, - Заходи, сейчас вечерять будем. Покушаешь перед дорожкой, и с Богом.
В небольшом и уютном домике, было сухо и тепло, с кухни пахло постным борщом и жареной рыбой.
- Матушка, как там? – крикнул отец с порога гостиной.
С кухни раздалось невнятное бормотание, которое, впрочем, разобрал отец.
- Проходи, все накрыто.
Помолились. Первое ели молча. Когда дошла очередь до рыбы, разговорились.
- Я здесь уже двадцать шесть лет, храм отремонтировал. Между прочим 1839 года, памятник архитектуры! Хотел на пол плитку положить, так не дали. По фотографиям, говорят, доска была. Так пришлось доской и накрывать. Но это даже лучше, как в детстве дома, - отец Стефан вдруг помрачнел, - Нас восемь в семье было, шесть мальчиков, все священниками стали. Все разъехались, там одна мать осталась. Я ее зову, но она ни в какую, не хочет дом бросать. А тут еще напасть, мы то с Карпат, в селе храм стоит, так два года назад униаты отобрали. Мать нам и говорит: «Надо, сыночки, храм построить». Мы сбросились, кто чем смог, и уже купол ставят.
Отец полез за телефоном, выудил из памяти фотографию, и протянул мне. Аккуратный, деревянный храм, девять на шесть, наверное. Купол еще стоит рядом, на траве.
- Красивый.
- Красивый, - согласился батюшка.
В прихожей раздался шум и покашливание.
- Матушка,  вот и Палыч пришел, поди, встреть, и за стол зови. Заберешь его с собой, до Москвы? Ему на перекладных долго, да и годков уже без трех семьдесят. До метро довези, а там он сам. В какой то медицинский институт едет, на консультацию, а остановиться есть где,  у него там сестра.
Вошел невысокий, толстенький человек.
- Всем здрасьте! Ангела за трапезой!
- Будешь с нами кушать? – спросил отец Стефан.
- Нет, поел дома. Да я на дорожку все взял – кофе наварил в термосе, мясо вареное, сало, огурчики, и пирожки мать напекла, с картошкой, капустой и повидлом.  С собой трех гусей взял, в институте подарю. Они мне там операцию на внутреннем ухе сделали, сейчас должны обследовать, заключение вынести. Сам то я хирург, - повернулся он ко мне, - общий стаж после института, сорок два года, из них тридцать пять здесь, в районной больнице. Так что к коллегам еду.
- Скучно в дороге не будет, - подмигнул мне батюшка.
Скучно не было. В начале пути, Палыч, рассказал мне о местных помещиках, то есть фермерах и бизнесменах, кто, где и чем промышляет, у кого какие угодья, кто каким заводом управляет.
- Вот, сахарный завод проезжаем, старый еще, дореволюционный. Трубу видишь, кирпичную? Ею уже не пользуются, но сносить не стали, все же больше ста лет. А вот там, светятся, теплицы. Растения в них без почвы, в гидропонике сидят. Их поливают и удобряют, урожай гарантированный, но пользы от такого урожая, ноль. Впрочем сейчас так во всем мире делают. Раньше там, - он показывает рукой на туман справа, - Яблони росли, огромные, ветвистые,  яблоки вкусные были. А теперь вырубили, и засадили все маленькими, которые несколько лет живут. Жуешь яблоко с них, или грушу, как арбуз недозрелый. Зато плодоносят, не чета старым, и червяк их не берет. Дохнет червяк сразу. И все сейчас такое. Поля сеют чем то новым. По виду пшеница, или рапс, а зайцы перевелись все, не едят они этого. И остальной зверь ушел.
Туман стал совсем густым, из-под колес грузовиков летела мокрая грязь.
- Вон, смотри! – Палыч показал на несколько заброшенных домиков, промелькнувших на рядом с дорогой, - Вымирает село. По статистике процентов двадцать живет, а на деле меньше, раза в два. Летом, да, приезжают, с детьми, внуками, а зимой, пусто все. У нас райцентр,  до перестройки тыщ пять жило, а сейчас тысяча от силы. Бабки, ха! Почти половина москвичек. Так они эту Москву видели полтора раза, первый раз, когда прописывались, а второй по телевизору, во время парада. Их дети к себе прописали, чтобы льготы на новые квартиры иметь, раньше же закон такой был, о жителях с оккупированных территорий.
А я вот, сельским стал. Сам-то с Кузбасса, учился и воспитывался в Томске. Я когда институт закончил, мне много куда предлагали, я же оперировал уже сам. Даже главврачом звали в одну районную больницу. Но я женился… Была у нас одна такая, несмачная, все ее звали. Я ходил, вокруг, да около, почему думаю несмачная? Очень даже смачная. Ну и женился. А перед самим загсом спрашиваю, какая все-таки фамилия у тебя? Она мне и говорит – Несмачная, фамилия это у нее такая была, оказывается. Маленькая, худенькая, всего шестьдесят кило, а сейчас сто тридцать…  Она меня и подбила сюда приехать. Отец у нее здесь был, болел все, если бы не он, может в городе ученым был, а так до семидесяти дожил почти, все хирург. Ну, да на все воля Божия. Все мои однокурсники главврачи или академики. Раз в пять лет встречаемся, кто жив еще. Но я не переживаю.
Тяжело только в последнее время. У нас положено четыре хирурга, а вместо этого я один. Степа ушел в город, двое умерли, и теперь я и день отработай и ночь отдежурь. Устал. Зарплата, правда хорошая, за «сельские» надбавляют, выслуга, ставки, так что тысяч двадцать выходит. А новые врачи по девять получают. Они сейчас все из Киргизии, Сирии и Азербайджана. Там у них славянские институты медицинские, так они после них обязаны два года в России практику пройти. Очень это у них ценится. Узи нет, ЭМРТ и не снилось, все диагнозы на глазок и по анализам, а это профессионально подковывает. Некоторые гражданство получают, едут в Люберцы или Раменское, в больницах работать. Сильные специалисты получаются. Ну, а в основном домой, конечно, возвращаются, большими людьми становятся. А местные… Я у одного спросил, он какой-то московский медицинский закончил : «Куда работать пойдешь»? А он мне говорит: «Вы подумайте, сколько на меня отец потратил, что бы я образование получил? Так куда же я по-вашему пойду, чтобы такие деньги отбить? Уж не в вашу больничку, точно. В платную медицину пойду!». Представляешь? Все через Ж…пу!
Голикова, вон, лекарства из-за границы возит, сертифицирует, а потом нам в больницы разъяснения, чтобы всем только эти лекарства выписывали. И попробуй не выпиши! Поднимают истории болезней, читают рецепты, и на ковер. А эти лекарства пить нельзя! Мужчины от них бесплодны становятся, сперматогенез угнетается. От гриппа или ОРВИ вылечишься, а детишек не будет. А лекарства эти во всех аптеках, без рецептов, и по всем телевизорам реклама. Попробуй скажи, уволят сразу. Я так делаю, на рецепте это все пишу, а сам пациенту рассказываю, что на самом деле покупать надо. Те, кто поумнее так и делают, ну а те кто глупый, покупают то, что написано. 
- Кушать хочешь? У меня мясо отварное. Ну, тогда кофейку выпей, сам заваривал, люблю покрепче.
Сейчас собаки, самая большая напасть. Брошенных расплодилось. Да какие! Огромные все, помесь кавказца. У нас в соседней деревне мальчишки гуляли, на горках катались, так на них накинулись, дерут. Кто вскакивает, на того набрасываются. Те кричат, люди видят, а подойти то не могут. Одного загрызли совсем. Ногу есть начали, страшное зрелище… Вообще, кавказцев нельзя держать. Они хозяина признают, а других членов семей терпят, но если что не по их, сразу убивают. Женщина одна, муж уехал, а она пошла в вольер покормить, так собаке что-то в голову пришло, она ее драть стала. Хорошо зима была, одета была тепло. Орет, соседи в шоке, подойти не могут, собаку криками отвлекают, так та, еле до крыльца доползла, семьдесят швов ей наложил.
А в больнице у нас медсестричка одна работает. Сейчас уже родила опять… А тогда, девчонка у нее была, два годика. Муж на работе, а она пошла за забор, корову посмотреть. Девочка в доме спала. Приходит, дверь открытая. Она в дом, никого. Ну, ясно ребенок проснулся, и сама вышла. Женщина во двор, за дом, а там этот кавказец, за шею маленькую треплет. Разорвал все артерии. Мать ребенка отбила, мы быстро прибежали. Она все кричала: «Оживите ее!», да куда там, все артерии порваны…

Стало совсем темно. Уже совсем скоро Тула, а за ней широкая, хорошо освещенная дорога. После Майдана 2014 года, Симферопольское шоссе заметно под разгрузилось. Туристы ездят в Крым по другому шоссе, товарооборот упал сильно, почти прекратился, украинские номера на фурах почти не встречаются.
- Раньше ко мне, с Харькова, с Сум, приезжали лечиться. Я никому не отказываю, денег не беру. Привезут в подарок бутылочку, так мы ее, после смены, в ординаторской и выпьем. Сейчас только местные. У кого чего посерьезнее, те в Курск или Белгород едут. А с мелкими болячками куда ехать? К нам идут. Но не долго еще осталось. Новому губернатору распоряжение пришло, пятнадцать сельских больниц закрыть. Он сказал – Есть! Вот и гадаем, коснется нас, или поработаем еще. Больницы то везде закрывают. Скворцова реформу проводит медицинскую, врачей сократить, больницы закрыть. Американские стандарты – диагностика и лечение только в крупных городах, на местах только неотложная помощь. Как Перестройка закончилась, так все по американскому образцу. Получается, что наше поколение зря жило, неправильно. Не тот опыт наработало, не то образование и не ту медицину создали…
- Я не очень вас утомил? – спросил Палыч, - Меня когда сестра везет, всегда говорит: «Заткнись и не мешай ехать!».
- О!.. – Палыч увидел табличку  «Москва 10 км», - Вы меня у ближайшего метро высадите, это близко, прямо за МКАДом, еще не поздно, я до сестры быстро доеду.
Но в метро я его не отпустил, и как есть, с сумкой и тремя гусями в большом пакете, я его посадил в такси, дал водителю денег, и пожелал удачи.
- Что ты, что ты! Я сам заплачу! – возмущался Палыч, - И телефон мой возьми. Не дай Бог, прихватит чего, ты звони, может подскажу. Ну, или прямо в больницу приезжай, я тебя по всем врачам и кабинетам, бесплатно и без очереди проведу, обследуешься.
Оставшийся путь до дома проделал в тишине. Уже паркуясь набрал отцу Стефану.
 - О, доехали уже! – обрадовался батюшка, - Дорога плохая? Как попутчик? Не дал скучать? Он хороший человек, отзывчивый, людям помогает, но поговорить, конечно любит. Все мы не без греха!..


Рецензии