Приоритетное направление энергетической политики

Комментарий к закону Тверской области «Об энергосбережении в Тверской области»

Зачем нужен этот закон, спросит читатель? Ответ найти нетрудно. Тверская область имеет ограниченные собственные топливные ресурсы. Оборудование электростанций физически и морально устарело. Большинство энергопотребителей использует энергию неэффективно. Например, на единицу выпускаемой продукции у нас расходуется энергии в 2-3 раза больше, чем в промышленно развитых странах Западной Европы и США. Тепла в расчете на отопление одного метра жилой площади мы потребляем также в 2-3 раза больше чем в Финляндии.

Причин, как всегда, много, но есть одна, лежащая, как говорят, на поверхности – недостаточное использование энергосберегающих технологий. Помните, крылатый лозунг брежневской эпохи «Экономика должна быть экономной». Как не шутили по этому поводу, он все-таки точно отражал желаемое направление развития современной экономики. Так и энергосбережение является главным вектором развития энергетики. Потенциал энергосбережения огромный – примерно одна треть всего объема потребляемых первичных энергоресурсов. Именно по этой причине в 1996 году принят Федеральный закон «Об энергосбережении», утверждены Указом Президента РФ «Основные направления энергетической политики, структурной перестройки ТЭК России на период до 2010 года» и действует федеральная целевая программа «Энергосбережение России» (1988-2005 гг.).
В целях создания региональной нормативно-правовой базы энергосбережения Законодательным Собранием 28 июня 2001 года принят областной закон № 154-ОЗ-2 «Об энергосбережении в Тверской области». Закон устанавливает экономические и организационные основы в области энергосбережения, и главная его задача - формирование региональной политики в области энергетики с целью роста экономики, а, в конечном счете - благосостояния населения Верхневолжского края.
К достоинствам закона следует отнести то, что компетенция органов государственной власти и местного самоуправления области, обязанности организаций в сфере энергосбережения строго разграничены. При этом одним из основных принципов управления в сфере энергосбережения является приоритет эффективного использования энергетических ресурсов над их производством.
Законодательное Собрание создает нормативную правовую базу, утверждает энергосберегающие программы и объемы их финансирования из областного бюджета, а также осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств.
Администрация области также участвует в создании нормативной правовой базы энергосбережения. Реализуя энергосберегающую политику, Администрация утверждает финансово-экономические механизмы энергосбережения, определяет меры поддержки предприятий и организаций, активно участвующих в энергосбережении, создает областной Центр энергосбережения и организует межрегиональное и международное сотрудничество в этой сфере.
Органы местного самоуправления, в свою очередь, наделены правом принимать муниципальные энергосберегающие программы, финансировать их, контролировать целевое использование средств и предоставлять муниципальные гарантии. Если предприятия, организации и учреждения реализуют муниципальные программы по энергосбережению, то по решению органов местного самоуправления им предоставляются льготы и отсрочки по налоговым платежам в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет.
Закон обязывает организации проводить энергосберегающие мероприятия. Одним из его принципиальных положений является создание системы стимулирования для предприятий и организаций области, занимающихся энергосбережением, и, наоборот, штрафных санкций для игнорирующих это важное дело. Каковы составляющие этой системы? Энергосбережение стимулируется путем бюджетного финансирования энергосберегающих мероприятий, предоставления налоговых льгот в части платежей в областной и местный бюджеты и применения мер тарифного регулирования. Это должно подвигнуть потребителей к использованию топливно- и энергосберегающего оборудования, применению нетрадиционной энергетики и, конечно, строжайшему учету и контролю расхода энергетических ресурсов.
Конечно, потребителей – участников процесса энергосбережения интересует – а какие льготы им могут быть предоставлены? Организациям, осуществляющим крупные мероприятия по энергосбережению, могут предоставляться инвестиционные налоговые кредиты. Для учреждений бюджетной сферы средства от экономии используются на дальнейшее финансирование энергосберегающих мероприятий или капитальные расходы – приобретение оборудования, капитальные работы и другое. Производителям и потребителям, не относящимся к бюджетной сфере, может быть сохранен расчетный уровень тарифов на теплоэлектроэнергию на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на энергосбережение. Региональная энергетическая комиссия области также вправе оставлять организациям на один год половину включаемой в тариф стоимости сэкономленных энергоресурсов.
Закон разрешает в качестве стимула применять пониженные или повышенные тарифы. Пониженные тарифы предоставляются потребителям на срок не более полугода, после чего целесообразность предоставления этой льготы подтверждается или отклоняется контролирующими органами. Повышенные тарифы (максимальная кратность не более 3) применяется до устранения причин, повлекших их применение. Порядок введения и отмены пониженных и повышенных тарифов определяется Администрацией области по представлению Региональной энергетической комиссии.
Одна из статей закона посвящена описанию энергетических обследований. Обязательным энергетическим обследованиям, которые проводят органы госэнергонадзора, подлежат те организации, которые потребляют в год более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива, а также предприятия и организации, реализующие областные программы энергосбережения, финансируемые из областного бюджета. В остальных случаях энергетические обследования проводятся по решению региональной энергетической комиссии Тверской области. Органы местного самоуправления также вправе принимать решения об обследовании, если организация использует для оплаты энергоресурсов денежные средства, получаемые из местного бюджета.
Для решения задач сокращения потребления энергоресурсов закон предполагает создание областного Центра энергосбережения, который и должен быть главным организатором экономии энергоресурсов. Именно Центр будет отвечать за выполнение областных программ, создание справочных систем по энергосберегающим технологиям, осуществлять на конкурсной основе финансирование мероприятий по энергосбережению, организовывать подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов.
В плане подготовки кадров важна статья закона, которая предписывает учреждениям как среднего профессионального, так и послевузовского профессионального образования, а также учреждениям подготовки и переподготовки кадров предусматривать в программах обучения основы эффективного использования энергетических ресурсов.
Пропаганда, информационное обеспечение энергосбережения осуществляются Администрацией области и областной региональной энергетической комиссией.
Из каких источников будет финансироваться выполнение перечисленных мероприятий? Из бюджетов: федерального и областного, за счет средств производителей и потребителей энергоресурсов, российских и зарубежных инвесторов. Большую долю средств предполагается получить из Центра энергосбережения за счет надбавок к тарифам на электрическую и тепловую энергию (размер надбавки не может превышать двух процентов к средневзвешенному тарифу и устанавливается Региональной энергетической комиссией).
Анализ показывает, что потенциал энергосбережения в нашей области достаточно высок. По оценкам специалистов, за счет энергосберегающих мер экономия электроэнергии на предприятиях области составит до 25 процентов, а теплоэнергии – почти половину от потребляемой. При этом экономия денежных средств составит более полумиллиарда рублей в год. Так что выгоды от применения закона очевидны.
 
«Тверские ведомости»


Рецензии