Образ Фёдора Басманова

«То был молодой человек лет двадцати, необыкновенной красоты, но с неприятным, наглым выражением лица» — так знакомит нас А.К. Толстой с Фёдором Басмановым. Но «необыкновенная», практически женская красота Басманова никого не может обмануть. Перед нами опричник — жестокий слуга Ивана Грозного, один из его любимцев и — если верить некоторым источникам — его любовник. Правда это или нет — значения не имеет. Однако особое расположение царя к Фёдору очевидно.

Н.М. Карамзин писал: «Первые любимцы Иоанновы: Вельможа Алексей Басманов, Воевода мужественный, но бесстыдный угодник тиранства — сын его, крайчий Феодор, прекрасный лицом, гнусный душою, без коего Иоанн не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в убийствах». «Гнусный душою», «свирепствовать в убийствах»... Не одной красотой выделялся Феодор, не только за красное лицо любил его государь! Боялись грозного опричника за его жестокость, проявлял он себя ратным воином в боях против врагов государства.

Интересную параллель проводят некоторые увлечённые временем правления Ивана IV. В январе 1565 года появилась опричнина. Примерно в то же время дражайший сын Алексея Даниловича Басманова-Плещеева начал стремительное продвижение по службе и вскоре оказался в ближнем кругу царя. Правда, недолгим был его полёт: последнее упоминание имени Фёдора датируется 1571 годом. Невозможно сказать был он казнён или сослан на Белоозеро, однако Иван Васильевич остался без своего прекрасного кравчего. А в 1572 году опричнина прекращает своё существование. Объясняется эта закономерность следующим: по мнению некоторых людей, Фёдор Ивана приворожил, колдовством внушил царю его к нему — Басманову — любовь. А она уж (недаром у «колдуна» был скверный характер вкупе со склонностью к жестокости) породила мысль об опричнине, которая в скором времени была реализована.

Но вернёмся к Феодору Алексея Толстого, у которого, кстати, Басманов тоже колдовством баловался: ездил из Александровской слободы, где находилась в то время резиденция Ивана Грозного, к Москве к колдуну на мельницу, дабы добыть у него корень, что вернёт Басманову прежнее расположение царя. Ирония: колдовской мешочек на груди кравчего и сгубил. Но дело, в сущности, не в этом.

Толстой оговорился сразу: «Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи... <...> Оставаясь верным истории в общих чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности». Тут же он говорит и о том, что в своей повести «умертвил» Басманова на пять лет ранее положенного. В «Князе Серебряном» это 1565 год, т.е. первый год опричнины. Фёдор, по Толстому, уже фаворит государя и даже успевает наскучить ему, что идёт вразрез с мнением Д.М. Володина. Но мы не об «Опричнине и „псах государевых“» речь ведём.

Итак, каким представляет Алексей Константинович Басманова?

Как уже было сказано, Басманов у Толстого молодой и изумительно красивый. Писатель в первом же предложении, посвящённом ему, говорит об этом. И также отмечает его наглость. Образ Фёдора девиантен: опричник «одет был богаче других, носил, в противность обычаю, длинные волосы, бороды не имел вовсе, а в приёмах выказывал какую-то женоподобную небрежность». «Да мне вообще на вас на всех наплевать!» — словно кричит всё в нём, и это очень похоже на правду. Какое дело опричнику до мнения земских? Какое дело любимцу самого царя до других слуг государя?

Басманов играет свою роль — под настроение. Он специально жеманничает, ведёт себя «по-бабьи», подначивает собеседника и сам же смеётся над ним. Но кравчий ведёт свою игру: недаром Иван Грозный один за других казнит всех недругов фаворита.

В сравнение с Басмановым-лукавцем Толстой приводит Басманова-воина. Мы видим опричника в его стихии, когда он со своими людьми приходит на помощь к Серебряному и бьёт татар. Читателя охватывает чувство страха, но невольного уважения к Фёдору: он не только царёв любовник, пляшущий перед ним в бабьем летнике, но сильный, смелый воитель, способный постоять за себя (и не только!) без вмешательства государя. «Да что ты за саблю-то хватаешься? Меня этим не испугаешь. Как сам примусь за саблю, так ещё посмотрим, чья возьмёт!» — сказал он князю Серебряному, отвечая на невольное движение Никиты Романовича в сторону оружия, и ещё раз убеждает всех в своём мастерстве военного дела.

Следует отдельно упомянуть о разговоре Басманова с Серебряным. Точнее, о той его части, где Фёдор начинает жаловаться на царя. Слова опричника интересны: он недоволен государем, практически обвиняет его — а всё потому, что не все прихоти Феодора удовлетворены. Капризный или целеустремлённый? Вам решать!

В фильме «Царь Иван Грозный», снятом по повести «Князь Серебряный», Федору Басманова играет Дмитрий Писаренко. И вот сейчас я скажу то, что сказала за последние пару недель бесчисленное количество раз: Писаренко — эталон! По моему мнению, персонаж отыгран бесподобно. Актёр словно создан для роли: настолько гармонично он смотрится в образе Басманова. В том, что осталось от книжного.

Нельзя сказать, что Басманов в «Царе Иване Грозном» лучше или хуже Басманова из «Князя Серебряного». Некоторые черты персонажа не проявились в экранизации, а некоторые раскрылись полностью.

Начнём с того, что «отняли». А отняли у нас сцену сражения с татарами — Басманова-воина в фильме нет. И обиженного на царя Фёдора мы видим лишь однажды: когда кравчий обличает Вяземского. Зато подарили нам другие бесценные кадры. Зрителям предоставлена возможность увидеть взаимодействие Басманова с его окружением. И главное — с Иваном Грозным.

Со всеми Фёдор надменен, на всех глядит свысока, осознавая (и даже немного преувеличивая) своё превосходство. Он дерзок и самолюбив — и это всегда сходит ему с рук. Но наблюдать за тем, как он ведёт себя рядом с царём-батюшкой... чистый восторг, господа! Впитывать каждое слово, каждую интонацию, каждый жест, мимолётное движение, прикосновение, ловить взгляды и понимать, насколько сильно они друг на друга влияют. Во время каждого их разговора кажется, что вокруг никого нет — только Иван и Фёдор находятся в помещении: настолько интимным представляется всякий их контакт. Я не в состоянии описать всю гамму чувств, испытанных мною во время просмотра фильма, — смотрите сами. Поверьте, это того стоит. «Пусть мне Федора Басманов укажет», «много грехов я взял на душу на службе твоей», «свет мой, солнышко моё ясное», «а грехи-то у меня с тобой одни» — всё это вызывает дрожь и производит глубокое впечатление. Стоит ли говорить, что Фёдор с государем и дерзок, и ласков, и угодлив — в общем, проявляет себя совершенно по-разному. И это действительно увлекает.

Таким образом, мы видим, что Фёдор Басманов в «Князе Серебряном» и в «Царе Иване Грозном» показан несколько с разных сторон. Алексей Толстой в основном описывает, но описывает более поверхностно, несмотря на то что охватывает больше сторон личности опричника. Геннадий Васильев же сделал в своём фильме упор на психологическое восприятие. Он помог Толстому закончить начатое — передать колорит эпохи — и вместе с Дмитрием Писаренко создал интереснейшего персонажа — Фёдора Басманова.


Рецензии