Мудрость

                Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей? —
                Не делай больно мудростью своей.
                (О.Хайям)

Я приглашена на юбилей. Произношу свой тост.               
- Хочу пожелать юбиляру мудрости! Именно она, мудрость, украшает зрелого человека…

        Реакцией на мой тост была кривая усмешка молодого образованного гостя.
- Мол, о какой такой, этакой мудрости Вы ведёте речь? Общеизвестно, что ЗНАНИЕ-СИЛА! А мудрость это из категории заумных выдумок.

        Выпив чарку за тост, я села и задумалась.
- Вступать в спор? Конечно, это ни к чему, всё равно каждый останется при своём мнении. До каждого ЗНАНИЯ дорасти надо, а уж до мудрости…. Перефразируя общеизвестную поговорку, можно сказать: «Каждому знанию своё время».

        Застолье продолжилось, всё было как надо: произносились хорошие тосты, выпивалось, еды было много, гости повеселели, там и сям разговоры между соседями. Лишь я, задумавшись, возила вилкой по тарелке - память услужливо подбрасывала примеры жизненной мудрости.

                Мамина мудрость

        Вот я семилетняя, читаю книжку и время от времени бросаю взгляд на сохнущие, вымытые недавно полы.
- Да… Полы я вымыла плохо. По всему полу полосатые разводы от плохо выполосканной тряпки. Ну и пусть. Не хочу перемывать, надоело. Вот лучше книжку дочитаю.
Скоро приходит с сумками с работы мама. Она раздевается и идёт на кухню, там гремит кастрюлями, ужин готовит. Через некоторое время входит в комнату, заносит ведро с тряпкой. Она, тщательно выполаскивая тряпку, начинает отмывать от грязных разводов полы. Я молча, сжавшись изо всех сил в комочек, замерла в уголке, где читала книжку, от своей подлости. Чтение не идёт на ум. Просто сижу и смотрю, как усталая после рабочего дня, мама перемывает полы.

                Мудрость старика профессора

        Я уже на третьем курсе института. Третьим вопросом в экзаменационном билете проверяется знание истории математики. Экзамен принимает совсем старенький профессор. Он, опираясь на палочку, медленно вошёл в аудиторию, мы во все глаза смотрим. Экзамен принимать профессору помогают его два аспиранта. Вот и ко мне подсаживается один из аспирантов. Я бойко пересказываю ответы по билету, он задаёт пару дополнительных вопросов и вдруг спрашивает:
- А что вы можете рассказать о Виноградове?
Я молча замялась. О математике Виноградове я ничего не знаю, впервые слышу.
- Ну что ж, - говорит аспирант, - Четвёрка. Идите.

- Что получила? Пять? – затормошили меня, круглую отличницу курса, за дверями однокурсницы.

       Слёзы хлынули из моих глаз, я разрыдалась. Подруги осторожно вынули из моих рук зачётку – четвёрка! И тихо отошли. Экзамен шёл дальше. Я же никак не могла сдвинуться с места, плакала. Так и стояла у лестничных перил, не в силах удержать льющиеся слёзы.
- Надо успокоиться и идти домой, надо успокоиться и идти домой… - вертелось в голове. Но успокоиться никак не получалось.

- Наташа, - тронула меня за плечо подруга, - иди, тебя профессор зовёт.
Вытерев слёзы, вся зарёванная я возвращаюсь в аудиторию.
- Садись-ка сюда, давай побеседуем. – участливо смотрит на меня наш старенький профессор. – разберёмся что у нас на экзамене произошло?
        Тихим голосом, не торопясь, он опрашивает меня по каким-то нюансам предмета, внимательно выслушивает мои сбивчивые ответы. Затем берёт зачётку и жирной пастой пишет «отлично» поверх выставленной четвёрки. Счастливая я бегу по лестнице вниз на выход, домой.

                Мудрость старого доцента

        Последний курс и последний экзамен по теоретической механике. Последний экзамен и окончена будет учёба. На улице июнь месяц, лето идёт вовсю. А предмет сложный, трудный для понимания. Читает нам его старый казах, доцент по прозвищу Одуванчик. Вокруг его головы кудрявится-пушится белоснежная, седая шевелюра, ну совсем как пушинки у одуванчика.  Студенты-физики нам рассказывают:
- Девчонки, не учите, отдыхайте. Одуванчик всем девушкам отметки рисует по зачётке. Вот какие отметки стоят в зачётке, те и поставит. Зато парней всегда строго спрашивает.

        Села я дома за механику, открыла лекции, поглядела на мудрёные аналитические выкладки и вдруг поверила что пронесёт. Не стала готовиться, летними днями наслаждалась.
Наступило время сдачи.

- Рассказывайте свой ответ. – Одуванчик, чувствуя затянувшуюся паузу, ободряюще глядел мне прямо в глаза.
- Я не знаю ответа. Не учила, - сгорая от стыда, прошептала я.

        Преподаватель пристально поглядел на меня, взял зачётку, полистал её, поставил оценку, расписался и отдаёт мне.
- Идите.
- Что? Что поставил? – выхватили подруги зачётку.

       В зачётке стояло отлично!

       А ребята наши - пятеро студентов их было на потоке, сдавали экзамен весь день. Домой вернулись уже затемно и с тройками. Ни одному четвёрки не подарил Одуванчик.

                Инвалид

       Вот я сама преподаватель. Принимаю экзамен у своих ребят. Подсаживается ко мне для ответа Андрей. Он инвалид, ходит на двух костылях. И ребята и преподаватели к нему относятся сочувственно. Андрей помолчал немного, глядя в билет, и вдруг говорит:
- Поставьте тройку, пожалуйста.
- О какой тройке ты речь ведёшь? – возмущаюсь я – Ты к экзамену не готов. На пересдачу готовься.
- Поставьте тройку, пожалуйста.
- Нет, нет и нет. Иди. Послезавтра на пересдачу.

       Прошло два дня. Провалившие экзамен несколько человек прямо у входа встречают меня. Мы входим в аудиторию, они берут билеты, рассаживаются, начинают готовиться. Один за другим все успешно отвечают, есть даже четвёрки – умеют учиться, ведь. Андрей сдаёт последним. Он снова садится передо мною и молчит.
- В чём дело, Андрей? Рассказывай.
- Я не знаю билета. - Андрей глядя в пол, тихо говорит, почти шепчет. - Я успел лишь первые пять билетов выучить, другие не успел.

- Ну, конечно, - соображаю я, - за два дня много не выучишь. Математика не тот предмет, который «схватил и уже знаешь».
- Что ж, давай побеседуем по билетам, которые знаешь, - предлагаю я.

       Радостно смеющиеся мы прощаемся. Андрей с тройкой в зачётке, счастливый, будто ему новую жизнь подарили, быстро передвигая костылями, поскакал к двери.


Рецензии
Как важно быть мудрым, то есть чутким, тактичным, приветливым, доброжелательным. Много синонимов можно подобрать. Все мы хотим жить среди таких людей, но мудрость приходит не ко всем. Она не зависит от большого количества прожитых лет. Встречаю своих сверстников, подозрительных и порою завистливых, и молодых людей, уступающих дорогу, протягивающих руку помощи. Наверно, это зависит от семейного воспитания. Так думаю. С уважением,

Зинаида Малыгина 2   18.06.2020 13:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Зинаида, я с Вами полностью согласна, что семейное воспитание является наиважнейшим. Именно оно формирует личность. С уважением.

Наталья Гузева   18.06.2020 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.